Валерий Полупанов: Всё, что строится под региональным госстройнадзором в Псковской области, абсолютно безопасно - я отвечаю за свои слова

Госкомитет Псковской области по жилищному и строительному надзору довольной молодой орган исполнительной власти. Самостоятельность он получил чуть больше года назад, когда его выделили из регионального комитета по делам строительства и ЖКХ. О том что из этого получилось, Псковское агентство информации поговорило с председателем комитета  Валерием Полупановым. Он рассказал с какими жалобами обращаются к нему люди, посоветовал управляющим организациям не затягивать с прохождением лицензирования, а также заверил, что сегодня в Псковской области возводится безопасное и качественное жилье.

Областной комитет по строительному и жилищному надзору довольно молод, ему всего один год. Почему он был создан, а точнее «отделился» от комитета по делам строительства и ЖКХ?

В 2005 году был образован государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ государственного строительного и жилищного надзора. На тот период это был, если можно так выразиться, многопрофильный холдинг в структуре органа государственного управления. В него вошли инспекция государственного строительного надзора и государственная жилищная инспекция.

Но при этом сложились противоречия основам государственного управления. Государственная жилищная инспекция и инспекция государственного строительного надзора, как структурные подразделения комитета, являлись субъектами государственного контроля. Однако в тоже время, областной комитет по строительству и ЖКХ являлся и является государственным заказчиком по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ряда объектов капитального строительства. Непосредственно данные функции выполняет подведомственное комитету государственное казенное учреждение Псковской области (ранее - государственное бюджетное учреждение) «Управление капитального строительства». По сути, комитет является государственным заказчиком, то есть объектом государственного контроля. Совмещение в структуре и подведомственности одного государственного органа субъекта и объекта контроля  нарушало реализацию основного принципа государственного контроля - принципа независимости, поскольку теоретически имелась значительная возможность влияния на ход и результаты контроля у работников подконтрольных органов с учетом специфики их работы, и такой ресурс мог быть задействованным.

Эта проблема была не только у нас, но и в большинстве субъектов Российской Федерации, и стала одним из решающих факторов для образования органов государственного надзора и контроля, как органов исполнительной власти. Постановлением Администрации Псковской области от 14 октября 2014 года № 464 было утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по строительному и жилищному надзору.

Год прошел: наверное, можно подвести какие-то результаты...

За 9 месяцев 2014 года Псковская область, наверное, впервые была отмечена на федеральном уровне как регион, который имеет вполне удовлетворительные результаты в работе государственного жилищного надзора. Здесь, в первую очередь, можно остановиться на существенном увеличении количества наложенных и взысканных административных штрафов - это показательный пример. В части государственного строительного надзора за правонарушения в сфере строительства за 2013 год наложено и взыскано административных штрафов порядка 360 тысяч рублей. За 11 месяцев 2014 года сумма штрафов составила 633 тысячи рублей.

Что касается государственного жилищного надзора, то в прошлом году сумма административных штрафов составила 385 тысяч рублей, в этом году - 709 тысяч рублей. Но это не означает, что  государственным инспекторам выкручивали руки в предыдущем комитете, или стали хуже строить и эксплуатировать здания. Просто появилось больше возможностей для реализации своих полномочий.

Много ли людей обращаются с жалобами в комитет?

Обращений очень много. Если в 2013 году только по вопросам эксплуатации и содержания жилищного фонда было 1014 обращений, то в этом году, за 11 месяцев - 839. Возможно, число обращений снизилось потому что, комитет стал более детально вести работу в отношении управляющих организаций. В то же время, не исключено, что граждане стали больше понимать свои права и обязанности.

- С какими вопросами обращаются жители региона?

- С самыми разными. Неудовлетворенность качеством содержания подъездов, ремонта крыш и подвалов, то есть общего имущества в многоквартирном доме, обращаются с вопросами по проведению капитального ремонта, спрашивают почему такие огромные платежи за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Последний вопрос очень актуален. Приведу пример по оплате коммунальной услуги за электроэнергию. Не все граждане еще установили у себя электронные счетчики нового образца. А они более точные. Но в этих домах уже установлены новые общедомовые счетчики учета электроэнергии. Откуда складывается разница: иногда проживающие не гасят свет в «тамбурах» на лестничных клетках, где  установлены дополнительные двери, иногда круглые сутки горит лампочка в подъезде... Где-то требует ремонта электропроводка. Но в основном, конечно, причиной являются неплатежи или несвоевременные платежи значительного ряда граждан, которые, если говорить доступным языком, перераспределяются на остальных. Вот и объясняем заявителям такого рода моменты.

Еще хочу отметить, что при непосредственном участии Государственного комитета Псковской области по строительному надзору и жилищному надзору были созданы органы муниципального жилищного контроля на территории региона: в муниципальных районах и городских округах. Жилищным законодательством установлено новое понятие: муниципальный жилищный контроль. Весь жилищный фонд Российской Федерации подразделяется на частный, государственный и муниципальный.

Муниципальное жилье - это собственность органов местного самоуправления, где граждане проживают по договорам социального найма. Но в тоже время существует понятие общего имущества. Это чердаки, подвалы, лестницы... В большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и у нас, существует позиция, и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации эту позицию разделяет, что если в многоквартирном доме имеется хотя бы одна муниципальная квартира, это означает, что в составе общего имущества, так или иначе, есть муниципальная доля, пропорциональная площади муниципальной квартиры. Поэтому и созданы органы муниципального жилищного контроля, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией и содержанием муниципального жилфонда, в том числе и в составе общего имущества, совместно с инспекцией государственного жилищного надзора комитета.

Виден уже толк от работы этих органов муниципального контроля?

Конечно, не везде они еще достаточно активно работают. Но взаимодействие с ними организовано. Органы муниципального контроля и самостоятельно проводят проверки, и при помощи наших инспекторов. Если сами проводят, то материалы проверки направляют к нам в комитет. Передовики здесь — Великие Луки и Псков.

В Жилищный кодекс Российской Федерации недавно были внесены изменения и дополнения, которые касаются работы управляющих компаний. Эти поправки начнут работать уже совсем скоро...

С 1 мая 2015 года управляющие компании обязаны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности по управлению многоквартирными домами. Подчеркиваю - на управление, а не на обслуживание. Во втором случае лицензия не требуется, так же, как не требуется получения лицензии товариществам собственников жилья. Процесс подготовки к лицензированию уже идет. Лицензирующими органами в  соответствии с федеральным законодательством определены органы государственного жилищного надзора, в данном случае - это наш комитет. Псковская область, как и все субъекты Российской Федерации, разрабатывает региональные нормативные правовые акты по лицензированию деятельности управляющих организаций, в развитие федеральных норм.

У нас в разработке 11 таких актов. После утверждения эти документы будут размещены на официальном сайте комитета.

Но самое важное сейчас - это предстоящее проведение квалификационного экзамена для руководителей управляющих организаций и создание лицензионной комиссии, которая будет принимать решение о выдаче лицензии. При этом в состав комиссии сотрудники лицензирующего органа входить не будут, чтобы не было предпосылок для возникновения конфликта интересов или, тем более, коррупционной составляющей, а 1/3 членов комиссии будет представлена сотрудниками общественных объединений и саморегулируемых организаций. Состав лицензионной комиссии предположительно будет состоять из 9 человек. Экзамен в обязательном порядке должны будут сдать руководители управляющих компаний, перечень вопросов уже утвержден в Минстрое России. Порядок экзамена такой: всего  разработано 200 тестов, в каждом тесте по 3 вопроса. Но на экзамен буду выставляться только 100 тестов, причем в каждом конкретном случае повторение порядка тестов невозможно. Это особенность разработки данной программы тестирования в компьютерном варианте. Экзамен считается сданным, если представлено не менее 86 правильных ответов из 100 тестов. Экзамен непростой, но это не значит, что его невозможно сдать.

Руководители органов государственного жилищного надзора, и я в том числе, сдали такой же экзамен, отвечали на те же самые вопросы, в тех же самых тестах. Поэтому руководителям управляющих организаций следует осмыслить происходящий процесс и оперативно направить в комитет свои заявления о допуске к квалификационному экзамену. Им необходимо успеть до 15 марта следующего года, поскольку в настоящее время уже составляется предварительный график приема квалификационного экзамена.

Сейчас в сфере ЖКХ проводится реформа, собираются взносы на капремонт. Ваш комитет каким-то образом будет участвовать в контрольно-надзорных мероприятиях?

В Псковской области создан региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирного жилого фонда. Все вопросы по капремонту - это их прерогатива. Что касается нашего комитета, то он будет осуществлять контроль за деятельностью регионального оператора. Пока на федеральном уровне еще нет четких разъяснений по этому вопросу. Но я так понимаю, что это будет сопроводительный контроль как финансовой составляющей, так и выборочный контроль за качеством капитального ремонта.

Как сегодня в Псковской области обстоят дела с застройщиками? Есть у комитета по строительному и жилищному надзору претензии к ним? Может, люди сообщают о нарушении своих прав при долевом строительстве?

Постучу по дереву и скажу, что на сегодняшний день особых проблем не возникало. Были, конечно, единичные случаи. В 2009 году была проблема с двумя десятиэтажными домами - Юбилейная, 32 и 36. Остаться без жилья могли 92 дольщика, не считая членов их семей. Псковский застройщик ООО «Ремстрой-2» в одночасье оказался банкротом. Но благодаря своевременным решительным действиям администрации области, в качестве нового застройщика была приглашена надежная строительная организация из Санкт-Петербурга, и дома были успешно достроены.

Другой пример - из позапрошлого года. Речь идет о доме по улице Народной, 15 в городе Пскове. В этом доме были приобретены квартиры для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Честно скажу, хотя может быть это не совсем правильно, но у меня сложилось некое предвзятое отношение к застройщикам, приходящим в область из других регионов, за исключением Санкт-Петербурга. В данном случае застройщик был из Самары, и по-видимому, не рассчитал свои силы. Хотя были и объективные причины. Все же реконструировать здание медсанчасти под жилой дом - это достаточно проблематично. Проще построить новый. Поэтому сроки строительства затянулись. Но в итоге дом введен в эксплуатацию, люди в нем живут.

А что касается качества строительства и безопасности жилья? Некоторые люди волнуются, что при нынешней экономической ситуации в стране застройщики могут начать экономить на строительных материалах.

За последние 20 лет на территории Псковской области не было фактов существенного нарушения норм и правил при строительстве объектов, подпадающих по своим параметрам под государственный строительный надзор, а уж тем более обрушения конструкций. Хотя если вспомнить 2003 год, были выявлены ошибки в проектировании металлических несущих конструкций в здании торгового комплекса «Империал». Пришлось усиливать конструкции по откорректированному проекту, что называется,  в процессе. Но опять же это единичный случай.

В соответствии с законодательством застройщик и подрядчики несут в том числе и уголовную ответственность. Я понимаю опасения граждан, которые переживают, что застройщики при нынешнем росте цен могут начать экономить на материалах, а отсюда пострадает качество строительных конструкций. Но это исключено. У нас в основном надежные застройщики, с опытом работы. К сожалению, в других регионах, такая проблема иногда встречается.

Не далее как 17 декабря на совещании в аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе по вопросам совершенствования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, и в том числе о качестве домов, возводимых для такого переселения, было отмечено, что в Мурманской области, например, ряд домов был возведен с применением легких конструкций (сэндвич-панелей). Как было сказано - «построены из картона», поэтому у людей были жалобы и претензии. На самом деле, там применили прогрессивную канадскую технологию. По ней успешно возводятся жилые дома в скандинавских странах, но любую технологию необходимо тщательным образом соблюдать и контролировать.

У нас таких примеров нет. Все что строится под региональным государственным строительным надзором на территории Псковской области — абсолютно безопасно. И за свои слова я отвечаю. В том числе и потому, что лично веду ряд объектов, как инспектор государственного строительного надзора.

Беседовал Владимир КАПУСТИНСКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...