Сергей Кулдин о месте социологии в региональном и общесоциальном контексте
Мое обращение к данной теме, обусловлено, во-первых, ситуацией вокруг закрытия ИРР и, во-вторых, суждениями, периодически всплывающими среди сограждан, о социальной роли социологии и объективности социологических измерений.
Поднимая эту тему, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в истории российских общественных наук, социология всегда попадала в особую немилость со стороны власти. В царское время, социологию путали с социализмом, в результате она была зажата в рамки цензуры, и в университетах не преподавалась. После революции ей также сильно не повезло, большевики запрещают социологию, теперь уже как буржуазную науку, причем одного из ее основателей Питирима Сорокина, вместе с рядом философов и обществоведов изгоняют из страны. Поэтому вплоть до перестройки социология находилась под строгим идеологическим контролем. Можно спросить: Почему такие проблемы, казалось бы, у обычной научной дисциплины? Ответ прост - власть боится объективно смотреть на процессы, происходящие в обществе, если над ней довлеет идеология.
Только в конце 80-х годов социология получает право на развитие в российском обществе, в это время в МГУ открываются первые социологические факультеты. Надо признать, что Псков на общероссийском фоне оказался вовсе не на обочине. В 1992 году в «Вольном» было открыто вначале отделение по подготовке социологов, а затем и выпускающая кафедра, которая в течение 10 лет производила выпуск по несколько специалистов. В этот период в России рост интереса к социологии был обусловлен ее прикладными возможностям, в исследовании воздействий на общественное мнение. В результате как грибы росли всякого рода политико-социологические центры, которые стали работать на поприще изучения электорального поведения в период предвыборных кампаний. К сожалению, на данном этапе со стороны власти и других государственных институтов адекватного понимания роли и места социологии, в плане изучения социальной реальности, не было. Развитие гражданского общества и возможности аналитического осмысления социальных процессов были пущены на самотек. В то время, как западные социологи с большим интересом наблюдали и при каждом удобном случае участвовали в сборе социологической информации о процессах в российском обществе.
Везде в мире прикладная социология играет роль упреждающей науки, задача которой обнаруживать нарождающиеся тенденции и закономерности общественного развития. Акцент делается на выявление социальных противоречий и очагов напряжения, чтобы на основе исследований давать рекомендации и строить адекватную картину общественной жизни. Тем самым, помогая управленческим структурам принимать разумные решения и сглаживать социальные противоречия. Такого заказа в сторону университетов со стороны российских управленцев на тот момент так и не прозвучало. Более-менееосознавать необходимость социологии начали в маркетинге и медийном бизнесе, но, опять же, интерес ограничился только текущими прикладными исследованиями, где «стили потребления» и «рейтинги» стали ключевыми понятиями. Именно тогда зазвучали таинственные слова «фокус-группа» и «контент-анализ». Но стратегического понимания роли социологии по-прежнему не наблюдалось.
Что же касается Пскова, то сразу необходимо сказать, что он совершенно не отставал от столичных тенденций. И первые выпускники-социологи не растворились среди менеджеров и торговцев, а начали профессионально работать в регионе, поначалу обслуживая предвыборные кампании, но постепенно стал формироваться интерес и к изучению общественной жизни. Были проведены исследования, связанные с изучением «неформальной экономики» и трансграничных отношений в рамках Вольного института. Часть специалистов стали работать по грантовым проектам. Параллельно с этим возник Северо-западный центр социально-политических исследований. С 2002 года вышла целая серия номеров информационно-аналитического журнала «Прагматика», который освещал результаты социологических исследований не только по политическим, но и социальным проблемам в области. Впоследствии специалисты из этих проектов приняли участие в формировании «Института Регионального Развития» и, хотя, он был создан областной администрацией и решал ее задачи, но параллельно был осуществлен целый ряд проектов общегражданского значения, которые и по сей день доступны на сайте ИРР. Здесь представлены: исследования рынка СМИ, изучение отношений жителей к городским мероприятиям и формам досуга, а также проекты по изучению сферы социальных услуг, ЖКХ и потребления. Результаты этих исследований в течение ряда лет были источником общественных дискуссий и научной информации, в том числе, для студенческих курсовых и дипломных работ, что также положительно сказывалось на формировании социологического мышления среди будущих специалистов по связям с общественностью.
Сейчас этот проект закрылся, не вдаваясь в вопросы юридического характера, пока нет точных данных о результатах проверки, возникает ряд вопросов, что будет со всеми этими ресурсами и людьми. Надо признать, что в Пскове за последние 10 лет сложилась небольшая прослойка специалистов, способных заниматься прикладной и аналитической социологией, и очень важно, чтоб эти кадры не рассеялись. Этот ресурс очень трудно создать, но легко потерять. Специалисты данного профиля вполне могут трудоустроиться в столицах, но из столицы никто не приедет на таких условиях работать в провинцию, основная проблема малых городов - это отток квалифицированных кадров. Не хотелось, чтобы в рамках текущих кадровых передвижек данный интеллектуальный ресурс был утрачен. В социологии, как и в медицине, очень легко ставить диагнозы, особенно людям, которые «не в теме», и имитировать псевдосоциологическую деятельность. Все просто, могут сказать обыватели, что тут сложного? Насочинял вопросов и опрашивай народ, это как измерять температуру градусником - все могут. Но когда человек заболеет, он, все-таки, обращается к врачу. То же и с социологией, вырастить профессионального социолога не менее трудоемкий процесс, чем подготовка хорошего врача, при этом проблемы, которые должна диагностировать социология, куда более сложные, нежели в медицине, особенно по масштабу и последствиям.
Проработав больше 10 лет в «Вольном институте» руководителем по подготовке социологов и поучаствовав в десятках проектов, связанных с прикладными исследованиями в разных регионах страны, мне бы хотелось, чтоб в Пскове, все-таки, наметился поворот к более глубокому социологическому образованию, и судя по последним высказываниям ректора ПсковГУ, к этому есть все предпосылки. Тем более, что в университете существует близкая по профилю выпускающая кафедра связи с общественностью и журналистики.
Сергей КУЛДИН, кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики ПсковГУ