РЕВИЗИЯ: Как работает таможня

Корреспондент Псковского агентства информации Александр Сидоренко отрпавился на международный автомобильный пункт пропуска «Шумилкино» на российско-эстонской границе в Печорском районе, чтобы узнать, как он устроен.

Путешествовать по миру я начал сравнительно недавно, но некоторый опыт пересечения границ уже приобрел. Самый привычный большинству способ — это пересечение границы на самолете. Большинство из читателей с процедурой прохождения пограничных и таможенных формальностей в аэропорту знакомы. В Азии доводилось пересекать границы пешком. Пункты пропуска в Бирме, к примеру, ограничивались лишь проштамповкой паспортов за символическую плату, эквивалентную 100 ₽. В последнее время я все чаще выезжаю зарубеж через наши родные автомобильные пункты пропуска «Шумилкино» и «Куничина Гора» возле Печор. Проблем с пересечением границы у меня никогда не было, хотя поток автотранспорта до недавнего времени был совсем немаленький. Вот и возникло у меня желание узнать, кто и как обеспечивает скорость и безопасность на наших рубежах. Пройдя все согласования и вооружившись фотокамерой я отправился на пункт пропуска «Шумилкино» посмотреть, как же работает таможня.

Разумеется, знакомство с работой таможенного поста началось с кабинета начальника. Геннадий Анатольевич Гончаров на своей должности давно. Это чувствуется сразу, как только видишь его рабочее место. На столе множество документов, но все в строгом порядке. Под рукой Кодекс и сборник законов с множеством закладок и пометок. Часто, видимо, листать приходится. Вообще, о руководителе многое можно сказать по его рабочему месту. Геннадий Гончаров держит подчиненных под постоянным контролем. Об этом недвусмысленно говорят два больших монитора на стене, на которые в режиме реального времени выводятся изображения с более чем 30 камер по всей контролируемой территории.

На столе и в шкафу рядом с книгами соседствуют сувениры со всего света. Сдается, начальнику не чужды путешествия. Тут же расположился портрет «таможенника всех времен и народов». Это своего рода «икона» для любого работника службы. Но больше всего мое внимание захватил большой позолоченный ключ. Оказалось, не случайно.

Этот ключ — главный символ таможенного поста. 20 лет назад таможенники получили его от американцев. Да-да, именно от американцев. Оказалось, что строила этот пункт пропуска подрядная организации с дружественного континента, о чем свидетельствует табличка у входа в здание.

Покофейничав за жизнь к начальником, отправляюсь к его заму. Именно он должен стать моим провожатым и главным рассказчиком. Александр Борисович Летов человек неординарный. Во-первых, он кавалер «Ордена Мужества». Во-вторых, увлекается парамоторным спортом, о чем свидетельствует винт от парамотоплана на стене. В-третьих, страстно любит фотографировать. По всему зданию висят его снимки с высоты птичьего полета.

Его кабинет завален бумагами. Видно, что административной работы у человека выше головы. Телефон звонит не переставая, а тут я еще со своим фотоаппаратом. Поборов легкое чувство стыда, что отвлекаю от дел насущных, отправляюсь знакомиться с текущей работой таможенников.

Первое место, куда я попадаю — помещения информационно-технического центра. Без преувеличения, это сердце таможенного поста. Все потоки данных обо всех пересекающих границу людях, товарах, транспортных средствах проходят через эти небольшие комнаты. От бесперебойной работы серверов и стабильности связи с внешним миром зависит скорость прохождения потока грузовых и легковых автомобилей.

Заведует всем этим хозяйством Владимир Андреев и его коллеги. Как и положено истинному компьютерщику, с бородой и в свитере. Свитер — не дань моде, а необходимость. В помещении поддерживается столь необходимая серверам низкая температура. Вообще, он мне почему-то напомнил героя старой компьютерной игры HALF LIFE Гордона Фримена. Кто играл в детстве, тот меня поймет.

На мой вопрос, что будет, если связь по каким-то внешним причинам оборвется, меня заверили, что конца света не произойдет. У таможенного поста «Шумилкино» есть резервные каналы связи. Остаться вообще без связи крайне маловероятно. Вообще, если и случаются какие-то проблемы с получением информации, то решают их максимально оперативно.

Ну вот и пришло время спуститься на землю, а точнее туда, где таможенные контроль и оформление. Начнем с самого простого — человека и его багажа. В зале таможенный контроль проходят, как правило, пассажиры туристических и рейсовых автобусов. Для того, чтобы не создавать очередей на границе и не устраивать давку из пассажиров сотрудникам помогают различные технические средства.

Самым интересным «прибором» тут является FISCAN. Это специальный рентген, просвечивающий багаж. Работает он сразу в нескольких режимах, давая возможность оператору быстро просмотреть все содержимое сумок и чемоданов. На подопытной сумке мы без труда определили наушники, горсть монет, очки и прочие мелочи. Утаить что-то подозрительное не получится.

Пока сканируется багаж, пересекающие границу проходят через металлоискатель. Специальная рамка улавливает даже самые мелкие металлические детали. Так что, редкие монеты провезти не удастся. Тут следует сказать, что для здоровья все приборы совершенно безопасны. Радиационная безопасность гарантируется. В противном случае сработает другой прибор. Мало кто обращает внимание на небольшой плоский столб в зале, а ведь именно он служит своеобразным «счетчиком Гейгера». Чувствительность его такова, что он реагирует даже на больных онкологическими заболеваниями, проходящими лечение. Такие пассажиры обязаны при себе иметь подтверждающую медицинскую справку. В противном случае их просто не пропустят через границу. Поэтому стоит еще раз подумать, стоит ли ехать на экскурсию в Припять.

Далее отправляюсь к зоне таможенного контроля легковых автомобилей. Здесь все просто. На самом въезде на пункт пропуска мы проезжаем несколько полосатых столбиков. Это радиационный контроль. Если все в порядке, то проезжаем далее. Кто пересекал границу на машине, с этой процедурой отлично знаком. Все пассажиры выходят из машины для пограничного контроля и отправляются на оформление документов. При таможенном контроле выходить из автомобиля всем не обязательно. Водитель открывает все двери и багажник самостоятельно. Далее следует внешний осмотр и, если есть необходимость, проверка автомобиля кинологом со служебной собакой. Затем оформляется автомобиль и товар, который предъявляется сотруднику таможни. Если нужно что-то задекларировать, то делать это нужно здесь на месте. Будьте внимательны, сотрудник таможни обязательно спросит вас о наличии таких товаров.

Мне повезло. В этот день дежурил дружелюбный лабрадор Петерс Дреам Икар Винг, или просто Ирвинд. Он настоящий герой. Буквально на днях он обнаружил в автомобиле 10 килограммов гашиша и полкило MDMA. Для него это игра, в которой есть свои правила. 45 минут работы и 15 минут отдыха. За найденные наркотики, видимо, его ждет сладкое, потому ищет с особым усердием.

Справедливости ради отмечу, россияне и дружественные нам белорусы и казахи, то есть жители стран входящих в Таможенный союз, проходят границу по отдельному коридору. Об этом нам сообщает специальная табличка на въезде в зону контроля. Вот такая небольшая приятная дискриминация.

Ну, если с легковушками все понятно, то с грузовым автотранспортом пришлось разбираться отдельно. Тут все намного сложнее. Проезжающие фуры проходят осмотр более тщательно. Первым делом проводится проверка документов. Здесь все строго. Каждый инспектор имеет свою собственную печать и лично отвечает за каждый листик. Сам же автомобиль с прицепом проходит транспортный контроль. В специально отведенном месте его взвешивают и измеряют габариты по нескольким параметрам.

За транспортным контролем заявленный ввозимый или вывозимый товар сравнивается с данными в предоставленных документах. Мне посчастливилось побывать на таможенном досмотре фуры с досками. Рулетка и штангенциркуль — вот основные орудия такого исследования. Измерили эти доски по всем параметрам, длину, ширину и толщину. Затем полученные параметры сравнили с товаросопроводительными документами. Все сошлось, нарушений не обнаружилось.

Если требуется, груз проходит детальный осмотрпри помощи огромного передвижного сканера. Инспекционно-досмотровый комплекс имеет похожую на стрелу крана рамку, которая проезжая над грузовым автомобилем просвечивает его насквозь. На выходе оператор получает трехмерную проекцию всего, что есть в автомобиле. Даже спрятанный в глубинах моторного отсека незаконный груз будет виден сразу. Обмануть устройство нереально.

На пограничных таможенных постах открывается так называемая процедура таможенного транзита. Документы на груз запечатываются в специальный сейф-пакет. Сам груз опечатывается пронумерованными пломбами. И первое и второе вскрываются уже только в конечном пункте следования, то есть На внутренних таможенных терминалах. До этого момента содержимое фуры остается нетронутым.

Ну и напоследок, мне стало интересно, как часто попадаются неадекватные люди? Ответ оказался очень даже логичным, хотя я совсем не ожидал его. Неадекватными становятся тогда, когда понимают, что нарушили закон. Бывает это по разным причинам. Кто-то нарушает умышленно, а кто-то из-за собственной безответственности. Прежде чем пересекать границу и перевозить что-то, убедитесь, что на тот или иной товар нет ограничений на ввоз или вывоз. А еще не забывайте перед отпуском проверить свои долги по налогам и штрафам. Именно они могут стать причиной того, что вас не выпустят за границу. Но это уже относится к сфере интересов других служб. Таможню интересуют лишь ваш автомобиль и перевозимый товар.

Нарушения, как правило, обходятся очень дорого. Вот, напоследок, фотография «подснежника» с подозрениями на перебитые номера, ожидающего детальной экспертизы. Подумайте дважды, стоит ли рисковать своим имуществом и свободой ради сомнительной выгоды.

Путешествуйте больше и соблюдайте законы. Тогда любые границы станут для вас не преградой, а мелкой формальностью.

Александр Сидоренко
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...