Опубликована программа лекций и творческих встреч XXII Пушкинского фестиваля в Пскове
Псковский драматический театр имени А.С.Пушкина определил программу лекций и творческих встреч XXII Пушкинского фестиваля.
7 февраля, 15:00, медиа-холл
Виктор Ерофеев
Лекция «Из чего мы состоим»
Виктор Ерофеев – писатель, литературный критик, ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура». Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой культуры. Кандидатская диссертация «Достоевский и французский экзистенциализм» вышла в США отдельной книгой. В 1979 году за организацию в самиздате альманаха «Метрополь» был исключен из Союза писателей. До 1988 году в СССР его книги не издавались.
Самый знаменитый роман Виктора Ерофеева - «Русская красавица». Рассказ Ерофеева «Жизнь с идиотом» лег в основу оперы композитора Альфреда Шнитке. Широкую известность получили книги: «Мужчины» (1997), «Русские цветы зла» (1999), «Хороший Сталин» (2004). Отметим, что книга «Хороший Сталин» переведена на 20 языков, а также печаталась в главной газете Германии каждый день в течение сорока дней. Экранизировать книгу собирается Голливуд.
Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В.В.Набокова (1992), кавалер французского Ордена литературы и искусства (2006).
8 февраля, 15:00, медиа-холл
Ирина Алпатова, Наталья Каминская
Круглый стол «Классика в контексте современного театра»
Ирина Алпатова – кандидат искусствоведения, обозреватель журнала «Театрал», член экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска".
Наталья Каминская – театровед, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, редактор-составитель журнала «Сцена», член экспертного жюри фестиваля «Золотая Маска».
9 февраля, 15:00, медиа-холл
Лев Лурье
«Псковские крестьяне в старом Петербурге»
Лев Лурье – российский историк, петербургский краевед, писатель, журналист. Кандидат исторических наук.
В 1989 году основал первую в новой России Петербургскую классическую гимназию (школа № 610), где до сегодняшнего времени преподает историю и работает завучем. Автор более 100 научных статей по русской истории XIX – начала XX века (краеведение, история «Народной воли», историческая социология) и книг: «Аптекарский остров» (с В.И. Грибановым) (1986), «Язвы Петербурга» (1990), «Дом Мурузи» (с А.В. Кобаком), «Реальный Петербург» (с Д. Губиным и И. Порошиным), «Петербург. Путеводитель».
В 1991-1993 годах был профессором русской истории в американских колледжах.
С 1995 года – пишущий журналист (журналы: «Сеанс», «Пчела», «Pulse», «Карьера-Капитал», «Коммерсантъ», «Календарь»), а с 2002 года Лев Яковлевич становится редактором журнала «Квартальный надзиратель» (Издательский Дом «Собака.ру»).
С начала 90-хх работает на телевидении. Сценарист 57-серийного сериала «История одного события» – на РТР и ведущий телепрограмм: «Лабиринты истории», «По сравнению с 1913 годом» на 5-ом канале; «Булат и злато» – на ТВЦ).
С 2000 года ведет передачи на радио «Эхо Петербурга».
Четыре раза побеждал в конкурсе петербургских журналистов «Золотое перо», обладатель «Анциферовской премии» за лучшее исследование истории Санкт-Петербурга.
10 февраля, 15:00, медиа-холл
Борис Голлер
Лекция «О композиции Евгения Онегина»
Борис Голлер – прозаик, драматург, эссеист. Выпускник Ленинградского инженерно-строительного института.
Первую пьесу «Десять минут и вся жизнь» (написана в конце 1950-х гг.) собирались ставить Олег Ефремов и Анатолий Эфрос, но не получили разрешения. В 1968 была поставлена пьеса «Модель 19—68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека») в Ленинградском ТЮЗе (режиссура З.Я.Корогодского и Л.А.Додина).
В 1969 году по предложению ЛенТЮЗа начал работу по инсценированию для театра романа «Евгений Онегин» Пушкина. С тех пор и по сей день все главные творческие интересы автора лежат, в основном, в области истории и культуры России первой трети XIX века: декабристско-пушкинско-лермонтовской поры.
В конце 1970-х годах спектакль по пьесе «Сто братьев Бестужевых», поставленный труппой студенческого театра ЛИИЖТа «Studio» в 1975 году (режиссер В.Малыщицкий), имел особый успех на международных и российских фестивалях. После чего на базе этого самодеятельного театра – был создан в Ленинграде новый профессиональный – Ленинградский государственный Молодежный театр (ныне Театр на Фонтанке).
В 1986-м году сборник пьес драматурга, готовившийся к печати издательством, был снят с подготовки тогдашним ленинградским руководством, и пьесы впервые появились в печати только в 1989-м, уже в разгар «перестройки», в общелитературных журналах.
Кроме жанра драматургии, с 1986 года и по сей день, автор работает над эссе-исследованиями по тематике русской литературы и истории XIX века. Занимается преподавательской работой. С 1989 года с перерывами и до последнего времени преподавал в Петербурге в Академии театрального искусства на курсах мастеров проф. Л.А.Додина и проф. В.М.Фильштинского.
В настоящее время руководит мастерской драматургии при Санкт-Петербургском Доме писателей. Член союза писателей с 1988 года.
10 февраля, 20:30, Большая сцена
Вениамин Смехов
Открытая лекция «Поэтический разговор»
Вениамин Смехов – российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, литератор, лауреат Царскосельской художественной премии (2009 г.).
В кино Вениамин Смехов начал сниматься с 1968 года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища», а известность приобрёл после главной роли в телефильме «Смок и Малыш», снятом по рассказам Джека Лондона. Слава пришла к актёру после фильма Г.Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетёра», в котором он сыграл Атоса. Хотя в последующие годы Вениамин Смехов снимался не слишком часто (из киноработ можно упомянуть «Ловушку для одинокого мужчины» и «Ключ»), он с успехом выступал в иных ипостасях: по собственной пьесе «Али-Баба и сорок разбойников» написал сценарий музыкального телефильма, опубликовал ряд художественных и публицистических книг: «Служенье муз не терпит суеты», «Таганка. Записки заключённого», «Живой и только».
С начала 1990-х годов Вениамин Смехов ставит в качестве режиссера драматические и оперные спектакли в Москве, Таллине, Ташкенте, в Израиле, США, Чехии. В последнее время преподаёт актёрское мастерство в университетах США.
11 февраля, время уточняется, медиа-холл
Видеопоказ спектакля «Золотой петушок» и творческая встреча с режиссерами Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской
Спектакль «Золотой петушок» в МТЮЗе – это не классическая опера Римского-Корсакова, а авторская постановка Камы Гинкаса, которая стала одним из лучших творений этого выдающегося режиссера. На московском фестивале «России первая любовь…», посвященном двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина, Кама Гинкас получил премию за лучшую театральную режиссуру по данной тематике.
В 1999 году Кама Гинкас был назван лучшим режиссером за спектакли «Золотой петушок» и «Пушкин.Дуэль.Смерть» на московском театрально-телевизионном фестивале «России первая любовь…», посвященном 200-летию со дня рождения Пушкина. Арина Нестерова, сыграв Царя Додона в «Золотом петушке», получила приз за лучшую роль.
Кама Гинкас- российский театральный режиссер. В шестинедельном возрасте вместе с родителями был заключён в Каунасское гетто. Через полтора года семье Камы Гинкаса удалось бежать из гетто, скрываясь у знакомой литовской семьи до освобождения города.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Товстоногова) в 1968. Был режиссером в красноярском Театре юного зрителя им. Ленинского Комсомола. В Ленинграде поставил «Монолог о браке» (Театр комедии, 1973 г.) и моноспектакль Гвоздицкого «Пушкин и Натали» (1979 год).
С 1981 Гинкас работал в разных московских театрах («Пять углов», Театр им. Моссовета, «Вагончик», МХАТ, «Гедда Габлер», Театрр им. Моссовета, Блондинка«, ГИТИС, 1985, «Тамада», МХАТ и др.). С 1989 Кама Гинкас — режиссер Московского театра юного зрителя («Записки из подполья», «Казнь декабристов», «Золотой петушок», «Дама с собачкой», «Медея» и др.).
В 1998 Гинкас поставил моноспектакльТабакова «Комната смеха» (Театр-студия Олега Табакова). Тяготеющий к нестандартным, подчас спорным решениям, в том числе спектаклей по произведениям отечественной классики (Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов), Гинкас поставил также ряд спектаклей в Финляндии и Германии.
В 1989 к Гинкасу приходит международная известность. Его работы за рубежом: «Палата № 6» (шведский театрр «Лилла», Финляндия, 1989), опера Кобекина «НФБ» по «Идиоту» Достоевского (Церковь в городе Локкум, Германия, 1995), «Жизнь прекрасна. Утро» (по «Даме с собачкой» А.П.Чехова) (театр Пикку-Лиллак, Хельсинки, 1995), «Макбет» (Городской театр Хельсинки, 1996), «Чайка» (актерский курс Шведской театральной академии, Хельсинки, 1997).
Профессор Школы-студии МХАТ.Народный артист Российской Федерации (2003). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997).
Лауреат Государственной премии РФ (1999), театральной премии им. К. С. Станиславского (2008; совм. с Г.Яновской), премии М.Туманишвили «За совершенство в искусстве», премий «Триумф», «Золотая маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот», премии «Человек года» Федерации еврейских общин России.
Генриетта Яновская – российский театральный режиссёр. Окончила ЛГИТМИК (курс Г.Товстоногова). Дебютировала в Ленинграде спектаклем "Варшавская мелодия" Л.Зорина.
Большое влияние на формирование режиссерской индивидуальности Яновской оказали спектакль П. Брука «Король Лир» У. Шекспира и его лекции (1964).
Два года (1970-72) работала в Красноярском ТЮЗе, который возглавлял Кама Гинкас, затем возвратилась в Ленинград, где во второй половине 1970-х годов руководила театром «Синий мост». С 1984 года работает в Москве. В 1987 году возглавила Московский ТЮЗ.
Ее первая постановка в МТЮЗе — "Собачье сердце" по М. Булгакову — изменила судьбу, имидж театра. Спектакль стал одним из значительных явлений сезона 1986-1987, открытием «театрального организма со своим особенным взглядом на мир и серьезной эстетической позицией». С этого спектакля началось сотрудничество с художником Сергеем Бархиным, который оформлял последующие спектакли Яновской.
Спектакли Генриетты Яновской неоднократно представляли отечественное театральное искусство на Международных театральных фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Израиле, Финляндии, Югославии, Турции, Польше. Вела мастер-классы в Великобритании и Германии.
Народная артистка РФ, заслуженный деятель искусств, лауреат премий «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», «Чайка», премии «Человек года» Федерации еврейских общин России.
12 февраля, 14:00, медиа-холл
Творческая встреча с режиссером спектакля «Борис Годунов» Константином Богомоловым
Модератор - Андрей Пронин
Константин Богомолов – российский театральный режиссёр.
В 1998 году окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2003 году – ГИТИС (курс А.Гончарова). Поставил около 30 спектаклей в московских театрах, в том числе «Старший сын» (2008), «WONDERLAND-80» (2010), «Лир» (2011), «Идеальный муж. Комедия» и «Карамазовы» (2013). До ноября 2013 года являлся помощником художественного руководителя МХТ имени А.П.Чехова.
В 2007 году стал лауреатом театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения.
Сотрудничал с антрепризой «Арт-партнер XXI». В театральной среде приобрели большую популярность его капустники, которые играются на церемонии вручения премии «Гвоздь сезона». В 2011 году стал победителем зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: новая волна» за спектакли Wonderland-80 и «Турандот». В 2012 году стал обладателем премии Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики», в 2013 году – премии имени Олега Янковского «Творческое открытие».
В 2014 году поставил на сцене театра «Ленком» пушкинского «Бориса Годунова», который стал самым обсуждаемым среди столичных критиков спектаклем.
Андрей Пронин – театральный критик, театральный обозреватель журнала «Time Out Петербург», редактор журнала «Собака.ру», ныне- начальник отдела общественных связей проекта «Открытая сцена» (Санкт-Петербург).
12 февраля, 21:00, Большая сцена
Встреча Петра Мамонова со зрителями сразу после спектакля «Дед Петр и зайцы»
Петр Мамонов – русский рок-музыкант, актёр, поэт.
Выпускник Московского полиграфического техникума. В 1979–1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владел английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий».
В 1983 собрал рок-группу «Звуки Му», которая существует и по сей день.
Сниматься в кино он начал в 1988 году, и его первой ролью стала роль врача Артура в фильме Рашида Нугманова «Игла». В 2009 году Петр Мамонов снялся и в ремейке «Иглы», в котором приняли участие все актеры старого состава, а герой Виктора Цоя был изображен в виде нарисованного героя комикса.
В начале 90-х, после первого успеха в кино, начал играть на театральной сцене. Его первый спектакль – «Лысый брюнет», затем были выпущены несколько моноспектаклей – «Есть ли жизнь на Марсе», «Шоколадный Пушкин», «Мыши плюс зелененький».
В 2012 году на сцене театра Станиславского выпущен новый спектакль «Дед Петр и зайцы», который Мамонов создавал вместе с женой и сыном Иваном.