Армен Мнацаканян: Нам скрывать нечего
Осенью прошлого года, оценив экономическую ситуацию, власти Псковской области решили сократить неэффективные расходы в социальной сфере. Речь шла о реорганизации административной части, при которой ни в коем случае не должно пострадать качество предоставляемых услуг. «Подводные камни» искали вместе с населением — грядущие преобразования сети бюджетных учреждений обсуждали всем миром, и только затем от слов перешли к делу. Спустя четыре месяца начальник Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Армен Мнацаканян рассказал в интервью Псковскому агентству информации о том, как удается наладить работу системы по-новому.
- Спустя почти четыре месяца после начала реформирования соцсистемы региона, какие первые выводы можно сделать? На каком этапе находится реорганизация?
- В конце октября до нас довели информацию о реорганизации сети социальной защиты населения и о сокращении расходов на госаппарат на 5%, по государственным заданиям - на 10%, по программным мероприятиям — на 26%. Могу сказать, что все обозначенные мероприятия управление социальной защиты выполнило практически полностью. С 1 января 2015 года мы создали 24 отдела Главного управления соцзащиты населения, сократив 24 территориальных управления, сократили госаппарат более чем на 6%. И экономия у нас вышла порядка 13 млн рублей.
В районах, кроме городов Великие Луки и Псков, остались отделы с множественными функциями, первая из которых - функция опеки. Также по новому 442-му закону о социальном обслуживании предусмотрено еще и ведение ими межведомственной комиссии по признанию человека нуждающимся. Плюс всевозможные функции контроля и, можно сказать, отслеживания тех социальных услуг, которые оказываются в каждом муниципальном образовании.
Кроме того, было объявлено, что мы должны до 1 марта присоединить реабилитационные центры к центрам социального обслуживания. Данная работа тоже уже выполнена. Сейчас идет передача балансового имущества, сокращение административно-управленческого персонала.
В некоторых районах небольшие интернаты общего типа будут присоединены к более крупным. По этому поводу тоже есть соответствующее распоряжение, процесс идет полным ходом... Это в Пушкиногорском, Гдовском и Усвятском районах.
Мы говорили о том, что изменения произойдут не только в наших муниципальных районах, но также в Великих Луках и Пскове, там тоже у нас спецдома присоединяются к центрам социального обслуживания.
Все задачи, которые были поставлены, на сегодня выполнены в полном объёме. Мы также провели полный анализ по 26-процентному сокращению расходов на программные мероприятия. Однако такие направления, как, например, празднование 70-летия Великой Победы, жилье детям-сиротам, останутся неприкосновенными.
У нас в системе соцзащиты было 112 юридических лиц, сегодня мы имеем 64. Почему 64? Потому что с 1 января этого года к нам, в соцзащиту, перешли 4 образовательных учреждения: Яммская коррекционная школа, Великолукский, Печорский и Псковский детские дома. Теперь это центр адаптации для лиц без определенного места жительства для детей-сирот. Я сейчас езжу туда с коллегами, смотрю, знакомлюсь с коллективами, ребятами. К нам перешли более 500 работников и более 200 детей.
Если рассматривать в комплексе, то объем работы у нас не уменьшается, ни на грамм. Во главу угла мы по-прежнему ставим качественные услуги, которые оказываем нашему населению.
- Предстоящая реформа много обсуждалась «на местах». Как вы оцениваете эту обратную связь? Насколько прямыми и открытыми были собеседники?
- Мы ездили с губернатором по всем муниципальным образованиям, дискутировали с активом районов. Я сразу говорил, что будем делать, какие люди будут сокращены, кто будет трудоустроен, а кто пойдет на пенсию. Скрывать нам нечего. Понимание со стороны населения было, мы работаем, и вопросов пока не возникает.
- Какие корректировки в ход реорганизации были внесены по итогам обсуждения?
- Мы не рубим с плеча, всё делать нужно аккуратно, нужен индивидуальный подход. Если, например, где-то надо полставки, необходим водитель, то мы оставляем. Или, к примеру, мы имеем в Усвятском районе Церковищенский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Он находится в деревне, недалеко есть Великолукский дом-интернат, но мы понимаем, что всё-таки это градообразующий объект для этой деревни, и 18 человек — молодые работники. В итоге было принято решение сделать учреждение филиалом дома-интерната Великолукского района, а люди пусть работают спокойно.
- Критики говорили о том, что многие задействованные в социальной сфере потеряют работу. Как ситуация обстоит на самом деле? Удалось ли найти рабочие места для сокращаемых специалистов? В каких сферах?
- Те люди, которые у нас сократились, например, в госсекторе, они трудоустраиваются. Уведомления я до сих пор получаю, кто и где устраивается. Всего этот вопрос касается двух сотен человек, они все у нас на контроле, по цепочке их ведем не только мы, но и центр занятости населения. Мы стараемся, чтобы они были опять в нашей сфере. Их трудоустраивают, в частности, в интернатах общего типа. А если речь, например, о бухгалтерах, то они устраиваются уже в другие организации. Например, в сфере ЖКХ.
- Что изменилось для тех, кто остался работать в новых непростых условиях? Стали выше зарплаты или меньше нагрузка? Особенно интересует, как работается тем соцработникам, которые заменили собой в районах ваши территориальные управления.
- Для оставшихся на своих местах людей нагрузка увеличилась, меньше не стала. Что касается начальников отделов в районах, то объем работы остался тот же, также исполняют контрольные функции. Зарплаты на сегодня на том же уровне.
- Получается, что реформа выявила значительные резервы социальной сферы. Почему они не были задействованы ранее? Есть ли в системе еще дополнительные «люфты»?
- Мы неэффективными расходами стали заниматься не с октября 2014 года. Мы занимаемся этим делом уже с 2010 года. Мы реорганизовали наши малокомплектные интернаты пятой степени опасности, деревянные. Объединяли наши реабилитационные центры, создавая крупные межрайонные учреждения. Работа ведется, у нас структура все время меняется. И работа будет продолжаться до 2020 года. Всегда должны быть тактические и стратегические планы. Мы делаем все постепенно.
- Какие дополнительные препятствия возникли в ходе реорганизации? Как удается их решать?
- Больших проблем не возникало, но надо понимать, что любые изменения всё равно требуют разъяснений. Кого-то сокращают, на кого-то нагрузка увеличивается...
- Говоря о планируемых изменениях губернатор заявлял, что социальные услуги должны стать качественнее, работа социальных служб – эффективнее. Эта установка реализуется? Каким образом вы мониторите ситуацию? Увеличилось ли число жалоб или, может быть, уменьшилось?
- То, что мы делали раньше, то, что будем делать сегодня и завтра, должно быть на высоком уровне. Но кадры решают всё, поэтому с ними тоже надо работать. У меня на конкурс молодежь приходит, и это радует.
У нас более 200 работников работают «в поле», как я говорю, и больше 2 тысяч занимаются надомным обслуживанием. Мы информацию имеем всегда, понимаем где, что и как происходит. Просьб, конечно, очень много у людей. Основные проблемы — это жилье и помощь в правовых вопросах. Практически в 98% случаев люди требуют жилье, изредка бывает, что где-то кому-то отказали в льготе. Количество обращений не увеличилось.
Плюсы проводимой сегодня реорганизации будут видны в течение этого года. Я ездил по нашим новым учреждениям, я вижу, какие хорошие центры адаптации могут быть, я смотрю, например, по нашим домам-интернатам — насколько они востребованы. Я могу сказать, если мы в систему войдем организованно и до конца всё сделаем, то это будет шанс создать новые рабочие места, привлечь общественный и негосударственный сектор, двигаться вперед.
Населению хочу сказать, что ни о чем не стоит переживать, те реформы, которые мы проводим, - это наша внутренняя работа. Наша главная задача - оказание услуг на высоком уровне.
Беседовала Анна ЦВЕТКОВА