Идите в баню

Общественные слушания по поводу дальнейшей судьбы Гельдтовой бани прошли 3 марта с подачи Псковской городской Думы. Депутаты не решились выносить окончательное решение по ее поводу, хотя их общая позиция была прозрачной — продать баню в частные руки, обязав покупателя не менять ее функционал в течение как минимум 49 лет. Других вариантов, и народные избранники этого не скрывали, у них сегодня нет. Провести ремонт и реконструкцию здания собственными силами, как сказал глава Пскова, нет возможности из-за ограниченных средств муниципального бюджета. А тем временем делать что-то с баней надо. Пожарные, как и другие контролирующие органы, уже дали предписания привести аварийное здание в мало-мальский порядок до июля. Мужское отделение, к примеру, не имеет обязательного при экстремальной ситуации второго выхода, впрочем, как и верхний этаж бани, откуда можно спуститься по единственной деревянной лестнице.

«А что произойдет, если эти требования не будут выполнены?» - поинтересовались в зале. Иван Цецерский виновато пожал плечами и отрапортовал: «Придется закрыть баню...».

Считаем целесообразным продать

«До июля надо принимать какие-то меры. Мы считаем, что целесообразно ее продать с сохранением профиля», - выразила мнение городских властей заместитель главы администрации Пскова Татьяна Иванова и следом добавила, что зданию необходим капитальный ремонт, что фундамент размыт, так как баня стоит в пойме реки, а денег у МП «Банно-прачечный комбинат», которому принадлежит Гельдтова баня, попросту нет. Да и вообще, у предприятия большие долги, в том числе, «благодаря» бане.

«У меня вопрос к начальнику предприятия, - забросил «пробный шар» архитектор Борис Пославский. - Какие конструктивные элементы здания являются аварийными?».

Директор «Банно-прачечного комбината» Дмитрий Федотов не открыл ничего нового: основная проблема в кровле. «Она находится просто в ужасающем состоянии. Фактически, в аварийном состоянии крыша находится с первой половины 90-х годов. И ситуация только ухудшалась. Если, не приведи Господи, будут большие снегопады, то кровля провалится», - ответил директор муниципального предприятия.

Позже выяснится, что Борис Пославский спрашивал об аварийном состоянии бани не просто так. У архитектора по этому поводу оказалось кардинально иное мнение, но об этом чуть позже.

Вопросов у общественников и горожан к властям было больше, чем пряников на ярмарке. Например, из зала поинтересовались насчет дальнейшей судьбы 11 сотрудников Гельдтовой бани, коли ту все-таки продадут. Ждать какого-то ответа по существу, конечно, не приходилось. Потому такие обтекаемые формулировки, как «трудоустроим их на трех других городских банях», «свободные ставки в МП «Банно-прачечный комбинат» еще есть» или «баня сохранит свой профиль, а значит часть людей останется» тоже шли в зачет. «На сегодняшний день я не могу сказать сколько мы сократим, а сколько оставим», - честно поставил точку Дмитрий Федотов.

Практически все, кто сидел напротив представителей администрации города, были против продажи бани в частные руки. Порой предлагались самые наивные варианты выхода из ситуации: подпереть стропила, чтобы крыша не обрушилась, или, например, бросить клич к горожанам, да наскрести жалкие 3-5 млн рублей. Татьяна Иванова пыталась объяснить, что в первом случае все равно необходима проектная документация, так как речь идет об объекте культурного наследия, а на второе предложение ответом был многозначительный взгляд Ивана Цецерского, где читалась фраза известного персонажа — ох, уж мне эти сказочники...

Волновал людей и сам механизм передачи бани новому владельцу. «Получается, что деньги от продажи пойдут не в городской бюджет, а в МП «Банно-прачечный комбинат? Псков, выходит, не получит ни копейки?» - пытались уяснить для себя участники общественных слушаний.

«Да, деньги, которые поступят, а это не сотни тысяч, а миллионы рублей, пойдут муниципальному предприятию на покрытие имеющейся задолженности, - подтвердила Татьяна Иванова. - Деятельность бань всегда убыточна. Если мы сейчас не покроем убытки «Банно-прачечного комбината», то под угрозой останутся те три бани, которыми сейчас продолжают пользоваться жители города».

И здесь впервые по ходу обсуждения правомерно было замечено, что желание продать баню с большой долей вероятности так и может остаться исключительно этим самым желанием. «Можно дать разрешение на продажу здания, но баня так и будет стоять, обдуваемая всеми ветрами, и через несколько лет от нее ничего не останется», - девушка из зала заставила Ивана Цецерского одобрительно покивать головой.

«Конечно, есть шанс, что не будет ни одного желающего. Какого-то конкретного покупателя сейчас просто нет», - согласилась с опасениями и Татьяна Иванова, а Иван Цецерский обратился к мифическому будущему инвестору с просьбой оставить баню социальной, не превращая ее в элитную сауну.

Ну, нет у нас этих денег

«Иван Николаевич, несколько лет назад мы слышали про баню на улице Гагарина — убыточная... Сейчас вместо реконструкции мы видим там элитную застройку. Но мой вопрос вот в чем. Когда пройдет оценка бани — это будет публичное предложение. Тогда почему приватизация здания не проводится через казну, чтобы получить реальную рыночную цену, а не оценочную», - поинтересовались у Ивана Цецерского.

«А вы считаете, что независимая оценка — это не рыночная?» - ответил встречным вопросом глава Пскова.

«Нет, Иван Николаевич, не считаю, и не надо подменять понятия. Если будем проводить через казну — это будет начальная цена лота. Окончательная цена сделки с приобретателем и будет рыночной ценой», - гнул свою линию пскович, который к тому же признался, что готов стать директором бани на Гагарина (интересно как, если там уже построено другое здание? - авт.), чтобы лично ее привести в порядок.

Насчет бани на Гагарина Иван Цецерский так и не ответил, призвав всех возмущенный идти в прокуратуру, зато согласился пойти навстречу народному менеджменту в случае с Гельдтовой баней.

«Если кто-то готов стать директором Гельдтовой бани, то мы выделим ее из всех бань отдельным юрлицом, согласны понести на это расходы... Есть желающие? Если кому-то надо подумать... Все равно вопрос по бане мы будем решать не раньше 27 марта, когда пройдет сессия гордумы... Чтобы привести баню в порядок нужны 40 млн рублей. Ну, нет у нас этих денег», - развел руками Иван Цецерский.

Здесь, во-первых, главе Пскова напомнили, что вообще-то недавно администрация города говорила о 15 млн, а, во-вторых, продублировали вопрос о механизме приватизации бани. На выручку Ивану Николаевичу пришла Татьяна Иванова.

«Мы продаем баню через хозяйственное ведение, потому что у предприятия накопилось много долгов, - сперва пришлось повториться замглаве администрации. - Вы говорите не подменять понятий, но сами же этим и занимаетесь. Рыночная оценка есть оценка независимая. И если у предприятия появятся более чем два заявителя, то между собой они будут проводить аукцион. Цена поднимется».

В какой-то момент, чтобы снизить градус недовольства у людей, городские власти достали из рукава загодя припасенный козырь и стали ссылаться, что общественные бани хоть и являются социально значим ориентиром, а где-то для русской души даже сакральным, но спросом пользуются, увы, слишком небольшим.

«Бани на Конной, Советской и на Псковкирпиче загружены максимум на 30-40%. В «часы пик» иногда бывают полные отделения. Даже если желающих помыться будет в два раза больше чем сейчас, мы их без проблем помоем», - сообщил Дмитрий Федотов.

 

Есть предложение продать администрацию Пскова...

«Если вопросы закончились, то перейдем к обсуждению», - Иван Цецерский подвел черту под первым часом заседания.

Сначала слово предоставили жителю Пскова Александру Борисову. Первым делом он сразу поставил под сомнение саму процедуру публичных слушаний. Горожанин привел в пример слушания по зданию на улице Кузнецкой, 2 (бывший психоневрологический диспансер), которое администрация Пскова разрешила реконструировать под гостиницу. По словам Александра Борисова, после на официальном сайте органов местного самоуправления был опубликован протокол заседания и его заключение, которые сильно разнились с мнением людей, участвовавших в тех слушаниях. «Какой тогда смысл в них?», - риторически взывал к собравшимся пскович.

Перейдя предметно к Гельдтовой бане, Александр Борисов эмоционально призвал администрацию города не продавать здание, напомнив о его историческом и культурном значении. «Если следовать логике нынешних органов местного самоуправления города Пскова, то все, что приносит убытки следует продать: правоохранительные органы, суды, больницы, школы... Поэтому у меня предложение продать органы местного самоуправления Пскова. Они тоже не приносят прибыл», - утрировал пскович. Часть зала захлопала.

Следующий выступающий предложил намекнуть провинившемуся бизнесу, что есть вариант частично замолить свои грехи. «Я не человек структуры, но предлагаю такой вариант продумать», - горожанин посмотрел на Ивана Цецерского и сел обратно на место.

Вообще Ивану Цецерскому никто не стеснялся давать советы. Мимолетом вспоминали про «кубышку» Ганзейских дней, были предложения, например, попросить помощи у региональных властей или того выше — в Москве. Впрочем, порой даже самые наивные предложения лишний раз свидетельствовали, что людям действительно небезразлична судьба Гельдтовой бани.

«Здание находится в аварийном состоянии? Ничего подобного, - выразил свою точку зрения Борис Пославский. - Об этом свидетельствует акт технического состояния восьмилетней давности. Как автор проекта, я это подтверждаю... Все несущие конструкции находятся в отличнейшем состоянии. Простояли почти 150 лет и еще простоят. Фундамент в отличном состоянии».

Архитектор рассказал, что недавно ходил по закопченному второму этажу здания. «Нормальное там состояние, - заверил он. - С трех метров можно легко выпрыгнуть, если мы частично уберем стеклянные блоки».

В зале присутствовали, пускай их было в десятки раз меньше, и те, кто считал желание городских властей продать баню единственно верным. Они не стеснялись об этом говорить, открыто призывая поддержать город в таком нетривиальном решении. Этих людей было в общем-то всего трое, но тем не менее. В основном они вспоминали о внешнем виде бани, а также беспокоились о туристической привлекательности города.

«Жители Пскова хотят, чтобы это был красивый объект. Вы переживаете, что баню могут снести, но кто это даст сделать новому владельцу, - выступил в поддержку администрации города мужчина, сидящий недалеко за Борисом Пославским. - Это объект культурного наследия, он защищен законами. Нового владельца еще замучают ограничениями в рамках сохранения памятника. Там лестницу на сантиметр не разрешат подвинуть. Дай Бог, чтоб этот собственник еще нашелся».

 

Имеющий уши...

Одним из последних слово взял главный архитектор Пскова Сергей Кондратьев.

«Можно говорить о сакральности, обо всем остальном... Если есть такой человек, который готов взять на себя баню — пожалуйста. Но если ты критикуешь — предлагай, предлагаешь — берись... Ой, как я не позавидую тому, кто сможет купить баню. Здесь столько ограничений. Не надо подходить к этому памятнику с позиции строительства бань у себя на даче», - призвал архитектор.

Завершал слушания монолог Ивана Цецерского, который признался, что его предупреждали о провокациях. «Но их не было. Ведь можем же, нормально обсуждать», - сделал сначала реверанс в сторону собравшихся градоначальник.

«Депутаты не просто так вынесли вопрос на публичные слушания. Мы лишний раз хотели узнать ваши мнения... Не простые вопросы. Ждать когда здание рухнет? Легче построить новое. Дом Печенко — что с ним? Лежат эти бедные ошметки... Дом пионеров: я уже достал инвесторов, не знаю сколько их привозил. Никто не клюнул. Вот никто! Гостиница «Интурист». Мама дорогая...», - Иван Цецерский плавно подталкивал несогласных с приватизацией бани к тому, что картина может стать еще хуже.

Чтобы успокоить всех взволнованных, Иван Цецерский показал два исписанных листа А4, на которых глава Пскова застенографировал поступившие в ходе слушаний предложения и замечания. Кто-то, выходя из зала заседания Псковской городской Думы, отнесся к этому скептически. И таких, наверняка, было большинство. Однако несколько человек точно знали, что их слова не ушли в «песок». Дмитрий Федотов аккуратно лавировал между стульями, записывая контакты людей, у которых были к нему вопросы.

Прислушаются ли на самом деле власти Пскова к мнению людей станет известно совсем скоро. До заседания городской Думы осталось чуть больше трех недель. И каково будет итоговое решение депутатов по Гельдтовой бане во многом будет зависеть от того, что уяснил для себя в ходе слушаний глава Пскова.

P.S. Как писал классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Стоило Ивану Цецерскому предложить кому-нибудь из желающих стать директором Гельдтовой бани, как кандидатуры не заставили себя долго ждать. Свои услуги предложил председатель областной организации профсоюза работников инновационных и малых предприятий Игорь Иванов. И не только предложил, а уже с разработанным планом антикризисных мероприятий по Гельдтовой бане. 

Владимир Капустинский
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...