Сенатор Борисов рассказал о своём видении социально-экономических приоритетов Псковской области

Представитель администрации Псковской области в верхней палате российского парламента, сенатор Александр Борисов, работающий заместителем председателя комитета Совфеда по социальной политике, дал интервью в программе «Трибуна» «Вестника Кавказа». В нём он рассказал, почему оба псковских сенатора работают в социальном комитете, какие социальные инновации развиваются на Псковщине, прокомментировал своё предложение создать в субъектах федерации центры инноваций в соцсфере и рассказал о своём видении социально-экономических приоритетов региона.

- В Совете Федерации вы вместе с Еленой Васильевной Бибиковой представляете Псковскую область, и так получилось, что вы оба являетесь членами комитета Совета Федерации по социальной политике. Это случайность или же Псковская область традиционно сильна своими социальными программами?

- Это, конечно, не случайность, но здесь роль Псковской области минимальна. Так сложилось исторически. Дело в том, что с приходом Валентины Ивановны (спикера Совета федерации Матвиенко, - прим. ред.) у нас была проведена реорганизация комитетов. Я тогда работал в комиссии по делам молодежи, туризмом, которая вошла в состав большого комитета по социальной политике. Соответственно, в нашем комитете очень большой спектр вопросов - от молодежи и туризма до, соответственно, проблем здравоохранения, социального обеспечения. А Елена Васильевна (Бибикова, - прим.ред), которая пришла в Совет Федерации после выборов прошлого года, профессионально занималась вещами, связанными с пенсионным обеспечением. Она руководила пенсионным фондом Псковской области, и ей как специалисту прямая дорога была в наш комитет. Теперь мы работаем в одном комитете по социальной политике, но внутри комитета существуют различные специализации. Я, например, больше ориентирован на темы, связанные с молодежной политикой, с трудовыми отношениями, в меньшей степени с туризмом, а вот Елена Васильевна непосредственно ведет темы, связанные с пенсионным обеспечением.

Причем, как ни странно это прозвучит, но тема пенсионной реформы может быть отнесена к теме молодежной политики, потому что эта тема относится не к тем пенсионерам, которые получают пенсию сейчас, а к тем, которые будут. То есть, к тем людям, которые сейчас начинают свой трудовой путь, свои трудовые отношения. Они должны задумываться о том, что будут делать тогда, когда они достигнут определенного пенсионного возраста, разговоры о повышении которого очень идут в последнее время.

- Недавно прошел омский форум социальных инноваций, в котором приняли участие все регионы нашей страны. С какими предложениями в нем принял участие ваш регион, Псковская область?

- Наш регион участвовал и в выставке, и в обсуждениях темы, связанной с так называемым социальным городком. Это наш псковский проект, который связан с особенностями территориального устройства Псковской области. У нас очень большое количество населенных пунктов, порядка 10 тысяч. Есть малонаселенные пункты, доступ к которым очень сложен, не говоря уже об оказании какой-то качественной социальной услуги. Появилась идея построить такой небольшой городок, куда могут попасть люди, которые нуждаются в помощи. Там можно создать для них качественные условия проживания и обеспечить качественными социальными услугами по уходу.

- Чем этот городок отличается от «дома престарелых», который имеет негативную коннотацию?

- Мы хотим, чтобы это был действительно именно городок, то есть предполагается инфраструктура, где люди там общаются, перемещаются, занимаются какими-то делами, которые им по силам, то есть ведут нормальный образ жизни. Вот, собственно, об этом идет речь.

- Как быть тем людям, которые не хотят покидать уже насиженное место?

- Ну, естественно, это будет добровольно. Просто можно показывать людям, что есть такой вариант. Должен быть выбор.

Но никто, без всякого сомнения, не собирается людей бросать. Это обязанность государства – оказывать услуги, и понятно, что у нас все равно, даже в периоды кризисов, социальные обязательства находятся на первом месте.

Если мы поймем, что эта тема пойдет, люди скажут, что готовы переместиться и жить там, то будем дальше работать над этим проектом.

- Сегодня в 15 российских регионах созданы центры инноваций соцсфер. Вы предложили, чтобы подобные центры инноваций появились в каждом субъекте РФ. Что это за центры и каким образом они могут способствовать развитию социальных сфер?

- Когда мы говорим о социальном предпринимательстве, речь идет о предпринимательской активности именно в социальной сфере. Есть закон, который заработал с этого года, он называется «Социальное обслуживание граждан» и подразумевает определенное разгосударствивание социальных услуг и участие в нем негосударственных предприятий, предприятий частного сектора. Все это подходит под определение «социальное предпринимательство».

В социальном предпринимательстве могут быть задействованы некоммерческие организации. Думаю, что статус социального предпринимателя может быть присвоен НКО или какой-то коммерческой организации, когда есть какая-то социальная проблема и ее можно решить. Ее можно решить не только дав денег, не дав рыбу, а дав удочку. Регионы должны сами смотреть, какая проблема для них является актуальной, и искать способы решения, в том числе и в частном секторе.

Что касается структуры инноваций социальной сферы, то это проект, который поддерживает Министерство экономического развития. Эти 15 центров задуманы как вариант поддержки людей, которые готовы заниматься этим бизнесом: там их обучают, там рассказывают, что какие есть способы и варианты поддержки. Эти центры могут послужить инфраструктурой поддержки зарождающегося социального предпринимательства, которое может трактоваться гораздо шире, чем просто предпринимательство в социальной сфере.

- Но услуги, которые предоставляют населению подобные центры социального обслуживания, априори должны быть бесплатными либо плата за них должна иметь формальный характер. В чем же тогда может выиграть частник, который идет на этот рынок?

Речь идет о государственно-частном партнерстве. Мы как раз на Омском форуме достаточно активно обсуждали законопроект. Надеюсь, он будет все-таки принят в окончательном чтении. Речь шла конкретно о строительстве инфраструктуры, и ГЧП воспринималось как возможность привлечь к строительству этой инфраструктуры дополнительные инвестиции не от государства. Если туда приходит инвестор, нужно понимать что он захочет вернуть деньги. Все равно, бесплатного ничего не бывает. Если услуга бесплатна для человека, то за нее все равно кто-то заплатил - государство, бизнес, родственники, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования. То есть эта услуга все равно оплачивается по определенным нормативам. И если по этому нормативу услуга тому, кто ее предоставляет, то возникает бизнес. А если еще потом к этому добавляются дополнительные услуги, за которые люди просто сами готовы платить, начинается развитие социального сектора.

Здесь, как всегда вопрос в мелочах. Партнерство предполагает абсолютно точные договоренности, которые должны соблюдаться, с точки зрения возврата инвестиций. Поэтому работы еще достаточно много, но шаги, мне кажется, делаются правильные.

В кризисы государство просто обязано искать дополнительные ресурсы и становиться партнером людей, которые готовы этот ресурс каким-то образом предоставить. То есть если у государства есть рубль, но оно может потратить 50 копеек, а на 50 копеек привлечь инвестора. Тогда освобождаются 50 копеек, на которые можно либо создать какую-то дополнительную услугу, каким-то образом еще их рационально потратить. Сейчас такое время, когда государству необходимо искать партнеров.

- Псковская область - не самый обеспеченный регион России, но все же, наверняка, есть и сильные стороны? На каких, как вы считаете, направлениях, следует сделать акцент в социально-экономическом развитии области?

- Псковская область по своей территории, по своему историческому содержанию, регион, привлекательный с точки зрения туристов. Какие бы замкнутые круги мы ни рисовали у себя в голове – туристы не едут, потому что нет инфраструктуры, инфраструктуры нет, потому что нет туристов – турпоток увеличивается. Это связано с приграничным положением Псковской области, и с наличием определенных исторических мест - Пушкинские места, паломничество в Псково-Печерский монастырь, Чудское озеро, сам Псков по количеству церквей на душу населения занимает первое место в России. Причем все церкви действующие, и если не восстановленные, то восстанавливаемые. Городу Изборск 1150 лет, он старше, чем Псков, считается, что оттуда началось зарождение российской модели демократии. Там правил брат Рюрика Трувор, там озера, вся природа красивая…

Но рекреационные возможности пока у нас недооценены, с одной стороны. С другой стороны, люди едут, встраиваются в эту индустрию.

Я не назвал бы это индустрией, потому что никто у нас к туризму не относится как к отрасли. Все об этом говорят, вспоминают страны, которые живут за счет туризма, но туризм как отрасль пока не сложился.

У нас строители, которые застраивали набережную, построили там гостиницу. Но они не профессионалы в управлении гостиницами. Другие построили прекрасную базу на озере, но они не являются профессионалами в управлении туристической инфраструктурой.

Компании, которые мы называем туристическими, по большому счету, продают информацию, а серьезной организации с гостиницами, со своими самолетами у нас нет. Хотя туризм достаточно емкая по трудовым ресурсам система.

Простой пример: построили завод Toyota под Санкт-Петербургом, на нем работает всего 300 человек. А в туризме все же все делается людьми, поэтому с точки зрения рабочих мест туризм более емкий.

В Псковской области могла бы развиваться тема, связанная с логистикой, приграничное сотрудничество, сельское хозяйство. И хотя у нас зона рискованного земледелия, но мы выходим там сейчас на определенные темпы роста в темах, связанных с сельским хозяйством.

- Вы упомянули приграничное сотрудничество. Принято считать, что у нас ну не очень хорошие отношения с прибалтийскими республиками, с которыми граничит Псковская область. По вашему опыту, межчеловеческие отношения тоже натянуты, или это дань, может быть, западной пропаганде, которая активно навязывает антироссийские настроения?

- Я думаю да. Наши люди совершенно спокойно могут на выходные поехать, например, в Эстонию, там, посетить какой-нибудь аквапарк, которого, к сожалению, нет в Пскове, вернуться вечером обратно и чувствовать себя достаточно комфортно и спокойно. Можно спокойно поехать в Ригу, в Юрмалу.

А когда у нас произошли изменения курсов валют, Псков вдруг резко подешевел с точки зрения жителей, которые живут в Эстонии, и они к нам поехали. Не слышал, чтобы в Пскове были какие-то конфликты с эстонцами, например. На человеческом уровне абсолютно все спокойно. Недавно коллеги ездили в Даугавпилс, так они вообще поняли, что там все, собственно, спокойно говорят по-русски. Я никогда не чувствовал дискомфорт в Латвии, в Эстонии.

А межрегиональное сотрудничество никогда не прекращалось. У нас в Совете Федерации сложилась группа российско-латвийской дружбы, и мне как сенатору, представляющему приграничный регион, доверили быть в ней координатором. Такими вот, в том числе условно-формальными движениями, думаю, мы сможем выстроить нормальные отношения.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...