ОНФ направил озвученную Цецерским в Facebook инициативу в Госдуму для разработки федерального закона

Общероссийский народный фронт (ОНФ) с подачи главы Пскова Ивана Цецерского предложит депутатам Госдумы разработать и принять на федеральном уровне отдельный закон, определяющий нижние и верхние пределы сетки соцгарантий для выборных лиц местного самоуправления.

Напомним, в августе 2015 года псковский градоначальник прокомментировал в Facebook статью о том, что ОНФ обратил внимание на непомерно высокие пенсии мэров.

В статье было сказано, что мэры некоторых городов не только назначают себе непомерно большую зарплату, но и заботятся о безбедной старости, выписывая себе пенсии по 100 - 300 тысяч рублей в месяц, тогда как в регионах средний размер пенсии не превышает 20 тысяч рублей. Эксперты «ОНФ», проанализировав муниципальное законодательство, выяснили, что излишне благосклонный порядок начисления пенсий действует как минимум в 23 российских регионах из исследованных 83 (в выборку не попали Крым и Севастополь). В частности, глава Воронежа сможет рассчитывать на пенсию до 320 тысяч рублей, мэр Улан-Удэ — до 260 тысяч рублей в месяц, глава администрации Ханты-Мансийска — до 248 тысяч рублей, мэр Новосибирска — до 245 тысяч рублей.

В ответ псковский градоначальник написал в соцсети: «Пенсия первого мэра Пскова в районе 20 тысяч рублей в месяц. Сравнивая зарплаты отдельных мэров российских городов диву даешься. Пора возвращать нечто подобное, что было в Советском Союзе и на начальном периоде современной России - единой тарифной сетки для государственных и муниципальных чиновников. Критерии: численность населения, площадь территории, статус муниципального образования, объем доходной части муниципального бюджета и средний размер по экономике, либо в социальной сфере по региону, при этом - никаких многомиллионных «парашютов»! Сразу будут сэкономлены миллиарды рублей бюджетов всех уровней!»

Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе ОНФ, после этого рабочая группа ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» провела экспертное совещание, посвященное оптимизации социальных гарантий руководителям муниципальных органов.

Одним из основных вопросов встречи стало как раз формирование единого перечня соцгарантий, предоставляемых выборным должностным лицам местного самоуправления в период осуществления их полномочий, а также унифицирование подходов в вопросах пенсионных выплат руководителям российских городов.

Участники совещание пришли к выводу, что перечень таких гарантий должен быть закреплен в федеральном законодательстве, вполне возможно, – в отдельном законе. Пока же право устанавливать соответствующие гарантии осуществления полномочий муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления предоставлено субъектам, которые в региональных законах закрепляют общий перечень таких гарантий. Затем эти гарантии конкретизируются в уставах муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актах. При этом какие-либо положения, регламентирующие или ограничивающие набор социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления, на федеральном уровне не закреплены. В результате в отдельных регионах им предоставляется необоснованно широкий набор социальных преференций.

Проведенный экспертами ОНФ мониторинг регионального законодательства выявил, что перечни гарантий для каждого региона могут резко отличаться. В ряде субъектов уровень и круг таких преференций необоснованно широк. Это должностной оклад до устройства на новую работу (службу) в течение шести месяцев после прекращения полномочий (Курская область); получение субсидии на строительство или приобретение жилья (Брянская область, Республика Мордовия); медицинское страхование после выхода на пенсию (Ненецкий автономный округ, Алтайский край); ежеквартальные, полугодовые и годовые премии (Липецкая область); пособия и компенсации при прекращении полномочий или так называемые золотые парашюты (Иркутская, Кировская, Орловская, Псковская, Смоленская области и др.) Всего эксперты ОНФ насчитали в муниципальных нормативных актах 36 различных социальных гарантий, предоставляемых руководителям муниципалитетов в различных регионах страны.

«Гарантии, прописанные в некоторых муниципалитетах, просто восхищают, – подчеркнул депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Валерий Трапезников. – У депутатов Госдумы, как показало исследование, гораздо уже права, чем у мэров и депутатов в ряде регионов».

Участники заседания рабочей группы категорически выступили против жилищных льгот, закупки полисов добровольного медицинского страхования и различных выплат по увольнению, выходящих за рамки Трудового кодекса.

При этом участники совещания отметили, что в ряде субъектов вовсе отсутствуют региональные нормативные акты, которые должны определять перечень гарантий. Так, экспертам ОНФ не удалось найти таких законов в 15 субъектах: Республике Адыгее, Белгородской области, Республике Дагестан, Калмыкии, Камчатском крае, Карачаево-Черкесии, Курганской, Ленинградской, Новосибирскоц, Омской, Пензенской, Саратовской, Сахалинской, Тверской, Тульской областях.

По мнению экспертов ОНФ, установление социальных гарантий в муниципалитетах этих субъектов, в том числе в виде ежемесячной доплаты к страховой части трудовой пенсии по старости, производится в отсутствие достаточных правовых оснований. Чтобы исключить подобные ситуации, эксперты предлагают дополнить федеральное законодательство нормами, которые будут регламентировать основные положения установления соцгарантий выборным должностным лицам местного самоуправления.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права России Университета имени Кутафина (МГЮА), директор Центра поддержки и сопровождения местного самоуправления Высшей школы госуправления РАНХиГС Екатерина Шугрина полагает, что нужен отдельный федеральный закон, регулирующий статус выборного лица местного самоуправления, где будут прописаны соцгарантии и их пределы. «В настоящее время статус выборных лиц практически никак не регулируется федеральным законодательством», – отметила она.

Идею унифицировать перечень социальных гарантий и закрепить его на федеральном уровне поддержал руководитель Центра правового мониторинга Университета имени Кутафина (МГЮА) Олег Гринь, добавив, что дополнительные преференции нужно поставить в зависимость от эффективности работы муниципального чиновника и от благополучия муниципалитета, которым он управляет. Прозвучало предложение привязать конкретные размеры соцгарантий, причитающихся выборным лицам, например пенсионной надбавки к пенсии, к определенным показателям в регионе (средняя заработная плата, прожиточный минимум и пр.).

«В Белгородской области есть региональный закон о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих, где четко прописано, какие соцгарантии положены. Так, за выслугу лет устанавливается размер 80% от среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню прекращения полномочий. При этом максимальный размер пенсии за выслугу лет привязан к средней заработной плате по региону», – рассказала активист ОНФ, член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат Госдумы от Белгородской области Елена Сенаторова.

По ее словам, дополнительные гарантии должны быть только у чиновников, которые отработали не менее одного срока полномочий.

Эту идею поддержал и глава Псквоа Иван Цецерский. По его мнению, определенные соцгарантии должны выплачиваться только тем руководителям муниципалитетов, которые пробыли в должности весь срок и не были уволены за правонарушения. «Если мэра не переизбрали, какие ему соцгарантии: он же с треском вылетел. Эти моменты нуждаются в регулировании», – подчеркнул градоначальник.

Вместе с тем он отметил, что должностным лицам должны предоставляться соцгарантии в разумных пределах. Так, к примеру, глава Пскова поставил под сомнение предоставление субсидий на приобретение жилых помещений лицам, замещающим муниципальные должности: «Если у выборного лица нет жилья, ему должна предоставляться не субсидия, а служебная квартира. И после прекращения полномочий он должен это помещение незамедлительно освободить. У нас уже возникали случаи, когда мы были вынуждены в судебном порядке забирать служебное жилье. И конечно, это должны быть не барские хоромы, а обычная служебная квартира».

Представители Пенсионного фонда и Минтруда поддержали идею о том, что на федеральном уровне необходимо заложить основные принципы пенсионного обеспечения выборных лиц местного самоуправления.

Участники совещания договорились обобщить высказанные в ходе обсуждения предложения и продолжить обмен мнениями по вопросу подготовки отдельного федерального закона уже на площадке Госдумы с участием представителей профильных комитетов нижней палаты.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...