Асфальт преткновения

Депутаты отказались выделять средства «Псковавтодору», вспомнив судьбу ДЭУ

Тема ремонта и обслуживания областных дорог традиционно является источником головной боли для региональных властей. Найти эффективный механизм решения проблемы сложно, тем не менее, в Псковской области все последние годы не прекращали эти попытки. То создавая госпредприятия (пресловутые «ДЭУ»), то приватизируя их, то привлекая внешних подрядчиков (в том числе злополучный «Северный ветер», при воспоминаниях о котором, на профильных чиновников наверняка веет холодом). Теперь заниматься областными дорогами будет вновь создаваемая структура «Псковавтодор». Данный вопрос, казалось бы, мимоходом поднятый на 46-й сессии регионального парламента, перерос в жаркую дискуссию, по итогам которой парламентарии не поддержали предложение исполнительной власти. Депутаты вспомнили и об истории «дорожного дела» в регионе, и поспорили, какая форма хозяйствования - частная или государственная - является более эффективной. Благо, дороги - тема, близкая избирателям каждого из них. 

 

«Так можно делать бесконечно»

Все началось с того, что депутатам было предложено принять поправку к бюджету Псковской области на текущий год, касающуюся перераспределения средств дорожного фонда. Согласно предложению региональной администрации, 20 миллионов рублей из средств на ремонт дорог предполагалось перенаправить на покупку техники для нового государственного предприятия «Псковавтодор». Суть вопроса пояснил заместитель председателя регионального парламента, единоросс Борис Полозов. Он напомнил, что еще в бытность губернатором Псковской области Михаила Кузнецова, администрация области создавала государственные предприятия ДЭУ-1, ДЭУ-2 и ДЭУ-3, потом для этих компаний приобреталась дорожная техника. После этого, добавил парламентарий, ДЭУ-1 и ДЭУ-3 были приватизированы, а теперь находятся в стадии банкротства, и именно у ДЭУ-1 предполагается приобрести дорожную технику.  

Борис Полозов (в центре). Фото пресс-службы Псковского областного Собрания

«ДЭУ-1 и ДЭУ-3 работали, дошли до банкротства, а теперь мы создаём новое предприятие и снова снабжаем его техникой. Не будет ли повторения?», - поддержал коллегу спикер регионального парламента Александр Котов. 

Заместитель губернатора – начальник финансового управления области Татьяна Баринова отметила, что в данной ситуации может комментировать создание «Псковавтодора» только с экономической точки зрения. По её словам, предприятие создаётся, чтобы по всему региону выполнять госконтракт по содержанию дорог, что будет гарантировать выполнение работ, а также даст экономию средств. Татьяна Баринова обратила внимание, что в прошлом году южные районы области столкнулись с серьезной проблемой, поскольку предприятие, выигравшее конкурс, не справилось, и контракт с ним был расторгнут. «Здесь же будет уже работать дорожный комитет, но в новом качестве - как предприятие, и будет экономия бюджетных средств», - добавила она и посоветовала парламентариям за разъяснениями обратиться к курирующему этот вопрос заместителю губернатора Александру Кузнецову.

Тогда Александр Котов предложил на следующей сессии заслушать в рамках парламентского часа доклад администрации Псковской области по данному вопросу. Однако депутат Олег Брячак ревниво напомнил, что его фракция «Справедливая Россия» уже писала обращение по поводу парламентского часа на следующей сессии, а, значит, он должен быть посвящён вопросу объединения волостей. «Может, этот важный вопрос рассмотрим через сессию?», - предложил парламентарий. На это Александр Котов сообщил, что решение о теме парламентского часа в итоге будет принимать совет Собрания.

Депутат от ЛДПР Сергей Макарченко, у которого свои счеты с компаниями под названием «ДЭУ» (в свое время парламентарий ставил под сомнение законность их приватизации) заметил, что не следует сегодня голосовать за выделение средств на покупку техники, а потом заслушивать доклад по этому вопросу.

Сергей Макарченко (в центре).  Фото пресс-службы Псковского областного Собрания

А Борис Полозов напомнил, что возглавляемый им комитет облсобрания по бюджету, финансам и налоговой политике не дал рекомендации по поводу перераспределения средств с ремонта дорог на покупку техники, поскольку не рассматривал эту поправку к бюджету. Он предложил исключить данный пункт из законопроекта о внесении изменений в бюджет текущего года. «Давайте объявим на полчаса перерыв, соберём комитет, оформим соответствующую поправку и проголосуем за неё», - нашёл выход Борис Полозов.

После этого поступило предложение принять поправки в бюджет в первом чтении, на сегодняшней же сессии заслушать доклад Александра Кузнецова, и уже после этого утвердить изменения во втором чтении. Однако, спикер Собрания всё же поддержал предложение Бориса Полозова.

«Два из трёх предприятий продаются. Давайте хоть сравним, за сколько мы в них передавали технику, и за сколько теперь покупаем, - вернул коллег к сути вопроса Сергей Макарченко. - Думаю, что нет острой необходимости выкупать технику. Так можно делать бесконечно».

 

«Ни на один вопрос не вижу ответа»

Появившийся в зале Александр Кузнецов сообщил депутатам, что вопрос о покупке техники вынесли на сегодняшнюю сессию, чтобы «не сорвать начало осеннего периода и вхождения в зиму». Купить планируется комбинированные дорожные машины и погрузчики. «Сейчас необходимо 20 миллионов. Дальше надеемся, что вся дорожная техника из ДЭУ перейдёт в государственное бюджетное учреждение «Псковавтодор», - пояснил заместитель губернатора. Он добавил, что новое предприятие будет выполнять государственный заказ и содержать все дороги региона.

«За 20 миллионов рублей мы не сможем оснастить компанию, чтобы она смогла содержать  все дороги», - заметил Александр Котов. На это Александр Кузнецов ответил, что «Псковавтодору» перейдёт вся техника ДЭУ-2, которое обслуживает 7 районов области, остальные машины предполагается покупать в лизинг.  

Александр Кузнецов (в центре).  Фото пресс-службы Псковского областного Собрания

«Это значит, что мы будем периодически выделять деньги из бюджета, - констатировал спикер Собрания. - Может, проще объявить конкурс, провести торги?»

Тогда Александр Кузнецов напомнил депутатам историю компании «Северный ветер», которая «пришла к нам с южной стороны» и выиграла конкурс на содержание дорог на юге области. «Мы сэкономили, но убили дорожную сеть таким содержанием», - подчеркнул он.

Заместитель губернатора добавил, что в прошлом году общая сумма госзаказа на содержание дорог составляла полтора миллиарда рублей.    

«Каким образом ДЭУ-1 и ДЭУ-3, выполняя госзаказ, обанкротились и должны ещё полмиллиарда? Новая организация тоже обанкротится?», - вступил в обсуждение коммунист Анатолий Копосов.

«Давайте рассмотрим вопрос: как мы до этого довели ситуацию и как вернуть долги», - подложил коллегам депутат от «Единой России» Алексей Севастьянов.

А парламентарий-единоросс Виктор Антонов выступил с инициативой вообще снять поправки к бюджету с рассмотрения. «Ни на один вопрос не вижу ответа, который бы нас удовлетворял. Вопрос не подготовлен, не проработан. Надо снимать его и рассматривать на следующей сессии», - заявил он.

 

«Что значит, некому будет дороги убирать?!»

Депутат от фракции КПРФ Игорь Савицкий вновь поднял тему проведения торгов на выполнение работ по содержанию дорог. «Пришла компания «Северный ветер». Им дали мало денег, они плохо убрали. Мы как-то неправильно проводим конкурсы, - возмутился он. - Думаю, что мы сможем найти достойную компанию. Госсектор всегда менее эффективен, чем частник. Мы идём в тупик! Будут расходы  на содержание не 1,5 миллиарда, а 2 миллиарда рублей. И будет хуже! Это ошибка! Вот у нас госпредприятия торговали водкой, а потом разорились».

На это Александр Кузнецов обратил внимание на работающее на территории семи районов госпредприятие ДЭУ-2. «Успешно работает, с прибылью, и нет никаких нареканий к его работе», - сказал он и добавил, что компании выигрывают конкурс, просто понизив цену.

Игорь Савицкий. Фото пресс-службы Псковского областного Собрания

«ДЭУ-2 не далее, чем 2 года назад вы собирались приватизировать...», - напомнил заместителю губернатора спикер Собрания.

«Прав Савицкий! - вновь включился в обсуждение Сергей Макарченко. - Разбейте на меньшие лоты. Что значит, некому будет дороги убирать?! Бедные-несчастные, кроме вас некому! Создаём ещё одного монстра, пожирающего бюджет...».

Депутат Ян Лузин («Единая Россия») вернулся к истории создания трёх предприятий ДЭУ: «Мы создали плохой инвестиционный климат, подняли налоговую базу, зато удалось за счёт бюджета накачать и создать три госпредприятия. Они были государственными, потом их приватизировали».

Он также согласился с Игорем Савицким, что госпредприятия – это всегда более высокие расходы и более низкое качество. «Разбить на мелкие лоты и разыграть, а если кто-то не справляется, отменять результаты конкурса», - поддержал коллег Ян Лузин.  

Олег Брячак (в центре). Фото пресс-службы Псковского областного Собрания

А вот справедливоросс Олег Брячак неожиданно оказался приверженцем противоположной точки зрения. Он выразил уверенность, что «Псковавтодор» будет хорошо работать, но для этого нужен «качественный управленец», а также постоянный контроль. «В госпредприятии не будет серой зарплаты, не будет ущерба качеству, а прибыль вместе с откатами и подкатами будет оставаться в регионе», - подчеркнул парламентарий. На кого намекал депутат, говоря об «эффективном управленце», впрочем, осталось не ясно.

После длительной дискуссии, было всё же решено провести в перерыве сессии заседание комитета облсобрания по бюджету, финансам и налоговой политике, который подготовил поправки к законопроекту о внесении изменений в бюджет области,  исключающие пункт о выделении средств на технику для «Псковавтодора».  Вернувшись на сессию, депутаты большинством голосов поддержали поправку комитета.

Похоже, новые баталии по поводу судьбы псковских дорог и по вопросу о том, кто как и какими средствами будет их обслуживать, еще впереди. 

 

Мария ПЕТРОВА

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...