Ежегодное форсирование Великой в Пскове ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре

Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила корреспонденту ПАИ заведующая отделом Псковского музея-заповедника «Мирожский комплекс» Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела «Мирожский комплекс» находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют.

 

По словам Таисии Кругловой, «из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведёт к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке». Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала 20 века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала 20 века.

 

«Фундамент собора уже в начале 20 века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник», - заключила Таисия Круглова.

 

Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней.

 

В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.

 

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. По подсчётам реставраторов, на сегодняшний день сохранилось около 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции "Деисус", "Вознесение", "Рождество Христово", "Успение Богоматери", "Сретение", "Богоявление", "Воскрешение Лазаря", "Распятие", "Снятие с креста", "Воскресение Господне", "Сошествие Св. Духа на Апостолов" украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых.

 

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В ходе реставрационных работ следы позднего восстановления были, в основном, сняты, в настоящее время ведутся работы по укреплению живописного слоя.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...