Все тайны варяжской гостьи. Виртуальная экскурсия в Х век.

5 апреля в Приказных палатах Псковского Кремля открылась выставка «Тайна варяжской гостьи». Экспозиция рассказывает о захоронении скандинавской женщины Х века, обнаруженном в Пскове зимой 2004 года. Автором находки и выставки является сотрудник отдела археологии Псковского музея-заповедника Елена Яковлева. Корреспондент ПАИ побывала на церемонии открытия выставки и на первой экскурсии, которую провела сама Елена Яковлева.

Работа псковских археологов уникальна, такого погребения больше нет, даже в самой Скандинавии, это открытие уникально не только в масштабах России, но и всей Европы. Поскольку о своей находке никто не расскажет лучше и интереснее автора, мы решили опубликовать полный текст экскурсии по открывшейся выставке.

 

"Когда впервые Псков был упомянут в летописи, о нём было сказано очень немного, лишь то, что Игорь взял себе в жёны Ольгу из Пскова. Если мы обратимся к Псковской летописи, то увидим там такую фразу «А о Плескове граде от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан был и какими людьми». На основании раскопок, которые ведутся в Пскове около 30 лет, воссоздана эта картина в стиле Конька–Горбунка, это художник Александр Стройло на основании научных данных воссоздал внешний облик Пскова.

Что мы знаем о городе? Что центр его был на городище (на рисунке отмечено красным цветом), где сейчас Кремль, имелись деревянные укрепления, сам Кром, кроме укреплённого центра, имел неукреплённый посад (на рисунке отмечен жёлтым цветом), эти домики посажены именно туда, где находились. Важной частью города живых был город мёртвых (на рисунке отмечен белым цветом), он располагался за педагогическим университетом, на территории нынешнего белорусского рынка под асфальтом есть некая возвышенность, сейчас её не видно, там был языческий некрополь, стоял языческий идол и камень, куда псковичи приносили дары и рассказывали о всех своих нуждах.

 

Стоя у этого плана, и уже зная, что у нас есть центр разговора, можно сказать, что наша находка была сделана далеко от города (место находки на рисунке отмечено розовым цветом) в районе современного Планетария или Старовознесенского монастыря. Это первая тайна: почему так далеко от города и что за люди оставили это погребение? Почему это погребение было расположено так далеко от города, где-то рядом должно быть отдельное поселение, которое оставило этот могильник. Мы знаем, что скандинавы контролировали все транспортные магистрали и отдельные транспортные артерии. Река Великая не представляла особого интереса для них, она была не судоходная, только зимой путь по Великой в средние века использовался активно. Значит что-то иное привлекало их в этом месте.

 

У места, где нашли захоронение, проходила главная дорога южного направления, соединявшая Псков с землями, расположенными на юге, эта дорога вела до Выбут, потом через Броды на запад, где-то рядом надо искать поселение, которое контролировало этот участок дороги, оно не было связано с Псковом, но было приближено к нему.

Вспомним о главных виновниках - об археологах, которые 30 лет занимались изучением городского некрополя. Здесь запечатлён особый момент, очень волнительный, когда из культурного слоя извлекается урна с останками одного из псковичей Х века. Те, кто изучали псковский некрополь, пришли к выводу, что похоронены на этом кладбище жители города, не сельской округи, не пришлые люди, а именно местное городское население. Археологи отмечали то, что все 80 погребений были малоинвентарны, находки единичны. Тем не менее, среди погребений выделялись погребения богатых и бедных людей. 

Вот наиболее значимое погребение, мы его условно называем «мужчина в плаще, расшитом золотом», найдено оно было при строительстве новых корпусов Центробанка, случайно в строительном обрезе котлована, куда уже археологов не пускали, мы увидели останки.

 

Вот так выглядел этот человек, антропологи не исключают скандинавской или балтской принадлежности этого человека. В захоронении был найден гребень, до сих пор ещё люди некоторых народностей, провожая в последний путь своих умерших, кладут гребешок или расчёску. В баночке - это то, что осталось от золотного шитья, не золотого, а золотного, это когда на обычную ниточку ещё наматывается золотая.

 

При изучении некрополя учёные сделали вывод, что город Псков был полиэтничным, его населяли люди разных народностей. Конечно, это были славяне-кривичи, это были предки нынешних эстонцев – финно-угры, представители балтской этнической группы. Отмечают, что было 5% скандинавских погребений.

Откуда скандинавы взялись в Пскове - это другой вопрос. С конца 8 века скандинавы появляются на севере древнерусского государства, первоначально их интересовал русский транзитный путь, как возможность движения за арабским серебром, постепенно они знакомятся с этой территорией, возникают контакты с местным населением, появляются торгово-ремесленные поселения на главных водных артериях - скандинавы, викинги, варяги. Это воины, торговцы, в раннем средневековье они оказали большое влияние на историю государств Франции, Англии и Руси.

 

Легенда, изложенная в Повести временных лет про Рюрика, Трувора и Синеуса, говорит как раз о призвании скандинавских варяжских князей для установления порядка на Руси. «Велика и обильна земля наша, а порядка в ней нет, приходи к нам княжить». Викинги это жители виков - торгово-ремесленных поселений, скандинавы - это этническая принадлежность, варяги - это русский синоним, который обозначает "пришлый человек", то есть они так и не стали на Руси своими.

 

Говоря о них, нельзя не вспомнить княгиню Ольгу. Некоторые источники говорят о том, что она рода варяжского, но мы привыкли считать, что она из местечка Выбуты, что именно здесь с ней познакомился Игорь, потом она отправилась в Киев, очень рано потеряла мужа. И посещала псковские земли ещё раз, и устроила на этих землях погосты, это первое территориальное деление государства, с Ольги начинается государственность на Руси. Историю Пскова без Ольги представить невозможно, но свидетельств её пребывания здесь мало: это название мест, определённая человеческая память. А археологически мы очень немногое можем представить Х века, именно поэтому находка, сделанная в 2004 году, так важна.

Работы велись практически по 12 часов в день, несмотря на погодные условия. Здесь мы коротко рассказываем о работе археологов, имитируем уголок раскопа, нам не нужен ажиотаж от останков, поэтому на макете нет ни одной настоящей кости. Примерно так выглядели стенки погребения, примерно такой сохранности было дерево, здесь мы показываем главные крупные находки: таз, ручка от ведра.

Это реконструкция варяжской гостьи, привыкайте, она была вот такой. Некрасивая, да. Что можно о ней сказать? Умерла она в возрасте 25-35 лет, принадлежала, для своего времени, к высокорослыми женщинам – 1 метр 62 - 63 сантиметра. Антрополог сказал, что однозначно точно установить причину смерти женщины невозможно, по скелетным останкам - всё целое, всё в порядке, всё лежало на месте. Сейчас делаем биохимию состава костей, которая поможет. Средний возраст жизни тогда был 35-40 лет, поэтому возможно она умерла естественной смертью. Питание у неё было хорошее, сбалансированное. Она была хорошо пропорционально сложена, тип лица её близок в северо-европейскому типу. Тяжёлый подбородок, но антрополог говорит, что это никуда не денешь, такой подбородок придаёт ей мужественность и грубость. Очень широкий нос, может быть, не характерный для этих народов. В реконструкции облика варяжской гостьи всё абсолютно достоверно, кроме горбинки носа, может быть он был прямым, может - горбатым, этот вопрос открытый.

Дом для мёртвых, как и дом для живых, имел разделение. В хозяйственном отсеке были предметы утвари, быта, а в жилом отсеке находились останки, во главе стоял сундучок, в котором находись ткани. У неё в одежде было использовано 4 вида ткани, до 14 века у скандинавов ценился лён, это было показателем обеспеченности. Через вещи этой женщины мы можем судить о быте людей Х века.

Набор предметов и размер камеры, сам обряд, говорят о том, что перед нами женщина очень высокого социального положения, многие исследователи уверены, что она принадлежала к кругу династии Рюриковичей. Эта женщина самостоятельно занималась хозяйственно-экономической деятельностью. У неё в погребении найдены весы, и одна из трактовок, что она сама участвовала в торговых операциях, и была экономически независима.

Её украшения свидетельствуют о том, что эта женщина одна из первых познакомилась с христианской религией. В то же время большая часть её жизни проходила в языческом мире. Перед нами одна из первых христианок земли русской. Ольга в 957 году крестилась в Константинополе, крестились вместе с Ольгой её приближенные. В описании церемонии царского двора написано, что послы и сопровождающие её служанки получили дары от императора, дары воспринимались ими как крестильные дары, серебряные византийские монеты содержат изображения крестов. Таким образом, эти предметы превращаются в предметы личного благочестия, к тому же монеты ещё усилены крестом.

Находка креста для нас самих была сенсацией. Мы уже всё изучили, исследовали, монолит мы отправили в нашу городскую больницу, где в травмпункте был сделан рентген, который показал крест, одна лопасть креста минерализовалась, растворилась, но мы, конечно, реконструировали крест в полном объёме. С большой степенью достоверно можно утверждать, что она была знакома с княгиней Ольгой или с её сыновьями. Монеты, которые носила наша скандинавская гостья, попали в её ожерелье не ранее, чем в середине Х века, поэтому мы датируем эту находку второй половиной Х - началом ХI века.

 

Елена Баранова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...