Город на любви

Вся первая половина XXIII Пушкинского театрального фестиваля, стартовавшего в Пскове на прошлой неделе, была представлена по большей части именно современным театром. Это даже немного удивительно, учитывая, что в Пскове, казалось бы, после череды бурных экспериментов театр взял курс на «старую добрую классику». Впрочем, публика никакого противоречия, похоже, не заметила. Залы были полные, аншлаги почти на все спектакли – зритель у фестиваля был, есть и будет. И зритель этот, кстати, более чем открыт и готов к новым формам, что и доказал спектакль-открытие фестиваля - «Маленькие трагедии» в постановке питерского ТЮЗа.

Сцена из спектакля "Маленькие трагедии"

Это он так только называется – Театр юного зрителя. Но после просмотра кажется, что постановка рассчитана именно на тех, кто уже пережил хотя бы один кризис среднего возраста. Только закаленное временем и опытом сердце могло так беззаветно рыдать от безумной Музы в грязном платье и со смехом, похожим на погребальные колокольчики, или задыхаться от Любви, что прячется за звездной картой, проникаться отчаянием, с которым отплясывали артисты свой «Пир во время чумы», с ужасом смотреть в глаза Смерти, что равнодушно следит за тобой весь спектакль через пластиковые глазницы.

Режиссер Руслан Кудашов, уже почти 10 лет как возглавляющий Большой театр кукол, не раз говорил о том, что он не любит деления аудитории на взрослую и детскую, и старается делать свои спектакли одинаково понятными для всех. Потому - и 14-метровый скелет в качестве декораций, и Моцарт в красных кедах, и песни Бьорк, которые были наложены (как любят говорить театральные критики) на канонический текст Александра Сергеевича. Наверно, именно так выглядит современный театр в лучшем смысле этого словосочетания. И именно такому театру зрители аплодировали стоя.

Впечатление от открытия немного скомкало лишь отсутствие на сцене новых худрука и главного режиссера театра. Григорий Козлов и Александр Кладько не смогли быть в дни фестиваля в Пскове, так что приветственное слово со сцены произносил руководитель Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев, а диплом первому участнику вручала Марина Николаева, которую зрителям, к сожалению, не представили, но которая на минуточку является директором фестиваля.

Дмитрий Месхиев и Руслан Кудашов

Голливуд на веревочках

Долгие овации продолжил «Всадник Cuprum» в постанове авторского театра «Кукольный формат», чью рекламную кампанию не без гордости сопровождала фамилия Тимура Бекмамбетова. Оказалось, что автор «Дозоров» нежно любит не только кукол (именно ему принадлежит идея сначала создания, а потом и продюсирования вышеупомянутого театра), но и русскую классику. Вместе с режиссёром Анной Викторовой он создал не спектакль –  сказочное полотно о любви, что поворачивает реки вспять.

Авторы взяли за основу малоизвестные легенды о городе,  щедро приправили его искаженными цитатами русских классиков, шутками про «наше всё» («Я не дяденька, я Пушкин!») и решили доказать, что Петербург был построен вовсе не костях, а исключительно на любви. И доказали.

То, что у живых артистов могло бы превратиться в «звенящую пошлость», в небольшом, напоминающем аквариум пространстве, заполненном дымом, песком и изящными марионетками, било наотмашь и точно в цель, а сцена с наводнением довела до слёз добрую половину зала. «Всадник Cuprum» - это такой цельный голливудский приём: вроде бы все сделано в шутку, но так качественно и с душой, что хочется продолжения. Кто знает, вдруг и появится?

Застрелиться как хорошо!

Наконец, венцом этого театрального уик-энда  стал спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». В свое время одноименная пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца стала лауреатом конкурса «Действующие лица», который проводит Школа современной пьесы.

Школа же и привезла эту постановку на XXIII Пушкинский фестиваль. Судя по реакции зала, успех этого спектакля будет ох как трудно переплюнуть. А все потому, что история Михаила Питунина - это история ну если не про каждого из нас, то про каждого второго точно. 

Это как «Покровские ворота», только на театральной сцене. Это как заглянуть на кухню, где сидят твои еще молодые родители. Как вернуться во двор, в котором вырос. Здесь все образы - от назойливой школьной учительницы с риторическим вопросом «Ты что же, Пушкина не любишь?» до прапорщика в армии с его сакральным «Это же день революции, а ты мне тут стихи про б.….й читаешь» - свои, прожитые, осязаемые и наполненные любовью ко всему, даже к тому, что искренне ненавидишь. Ты и смеешься, и плачешь, и влюбляешься в то, что видишь, навсегда. Как в Пушкина. О котором так и надо говорить - как о живом и современном.

Впереди у Пскова еще четыре фестивальных дня, и очень хочется, чтобы эта красивая и высоко заданная планка никуда бы не опустилась, а программа - как фестивальная, так и репертуарная - оставалась разной. Ведь у псковского театра умная и очень благодарная публика.

Татьяна Злобинская
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...