Сергей Перников об экономических итогах 2015 года, «зеленом» и «красном» свете для инвестиций и о перспективах псковского бизнеса

Вице-губернатор Сергей ПЕРНИКОВ, курирующий в администрации Псковской области экономический блок вопросов, 24 февраля дал интервью журналистам ведущих региональных СМИ. В нем он подвел итоги 2015 года и рассказал о планах областных властей на 2016 год. Псковское агентство информации на встрече с заместителем главы региона представлял шеф-редактор Медиахолдинга Псковской области Максим АНДРЕЕВ.

- Как вы оцениваете итоги 2015 года и ситуацию в экономике Псковской области в целом?

- В целом мы продемонстрировали в 2015 году неплохой уровень развития. По двум нашим основным направлениям – промышленному производству и сельскому хозяйству – мы продемонстрировали положительную динамику. По промышленному производству динамика составила порядка 103%, по сельскому хозяйству – 123%. Это говорит о том, что и бизнес-настой, и состояние экономики региона сегодня находится на достаточно стабильном уровне. Если говорить о промышленности, которая составляет порядка 22% валового внутреннего продукта, то здесь мы видим положительную динамику в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, производство металлических изделий, изделий из пластмассы, из дерева, производство пищевой продукции.

Сергей Перников. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Да, по ряду направлений, к сожалению, мы видим снижение темпов роста по сравнению с предыдущим годом. Прежде всего это касается текстильной, электротехнической отраслей. Но тем не менее, если смотреть по Северо-Западу, то по темпам роста мы заняли второе место: это достаточно высокий показатель, говорящий о том, что состояние экономики стабильное.

В сельском хозяйстве мы видим положительную динамику. Проблемные вопросы есть – это снижение темпов роста в сфере торговли, связанное с общим снижением спроса на продукты питания. Но здесь динамика у нас не такая высокая, потому что все-таки часть продукции мы поставляем за пределы Псковской области, с ориентацией на агломерации Санкт-Петербурга и Москвы. Так что я думаю, мы сможем сбалансировать торговый оборот.

Строительная отрасль последние четыре года демонстрировала очень хорошую динамику. В 2015 году общий объем введенного в строй жилья у нас составил порядка 350 тысяч квадратных метров, из которых около 150 тысяч квадратных метров – это индивидуальное жилищное строительство.

Мы полагаем, что в 2016 году объем ввода в строй жилья будет ниже. Мы с учетом спроса будем регулировать этот процесс за счет тех мер, которые есть у государства с тем, чтобы не было на этом рынке «пузырей» и мы вводили тот объем жилья, который востребован. Ну и конечно с ориентацией на малообеспеченные слои населения и с ориентацией на те социальные программы, которые позволяют строить жилье для тех, кто в нем нуждается: врачей, учителей, многодетных.

Здесь основной задачей для себя мы видим не столько объемы жилья, сколько его стоимость. И тот проект, который мы сегодня реализуем в Борисовичах, как раз нацелен на то, чтобы создать в регионе прецедент и некий ориентир для других застройщиков с целью снижения стоимости квадратного метра.

- По итогам 2015 года наметился спад в объемах привлечения инвестиций в экономику Псковской области. Каким образом вы намерены решать эту проблему?

- Привлечение инвестиций в основные средства производства – это одна из наших главных задач, для любой экономики это является одним из ее драйверов. К сожалению,  в последний год уровень тем привлечения инвестиций был ниже, чем в 2014 году. Причин две. Во-первых, последние три года мы по этому направлению демонстрировали положительную динамику в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов. Сегодня ряд из них подошел к завершению. Вторая причина – это общее снижение инвестиций со стороны хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Это связано с общей неопределенностью, которая в 2015 году была на рынке. Но надо сказать, что по динамике привлечения инвестиций мы на Северо-Западе находимся на восьмом месте.

Нам удалось поддержать в 2015 году поддержать ряд предприятий: это «Псковполимер», «Славянка», ЗЭТО. И мы будем эту практику и в дальнейшем продолжать. Вы знаете, что действует ряд программ, направленных на прямую поддержку производителей из федерального бюджета. Мы приняли программу поддержки промышленности Псковской области. На нее в бюджете заложены средства, поданы заявки на участие в федеральных программах. В их рамках в 2015 году три предприятия получили федеральную поддержку. И в 2016 году мы подали уже пять заявок.

В регионе также создан Фонд поддержки промышленности. Там предполагается уровень софинансирования «50/50», - это, конечно, не очень комфортно.  Но мы рассчитываем, что в процессе работы сможем за счет качества проектов по каким-то позициям претендовать на другой уровень софинансирования, чтобы привлечь более количество средств.

Мы также продолжим действие на территории программ  по налоговым льготам, которые в сегодняшних условиях являются важными для тех, кто планирует инвестиции в основные средства. То есть все наши программы нацелены на тех, кто готов инвестировать в модернизацию, энергоэффективность, повышение квалификации работников, инновационные программы и проекты. В условиях сжатия рынка наиболее важным фактором является конкурентоспособность той или иной продукции. И в сегодняшних условиях это является одной из самых важных задач для наших предпринимателей – как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, строительстве, туризме, других сферах.

Еще один важный фактор, который напрямую влияет на инвестиционную активность, это, конечно, доступность кредитных ресурсов. В непростых условиях девальвации российского рубля важным фактором является готовность наших предприятий работать с такой процентной ставкой и стоимостью денег. Во многом перспективы работы в сегодняшних условиях будут зависеть от инфляции, потребительского спроса, доходности.

Мы со своей стороны находимся в постоянном контакте с банковским сообществом Псковской области. На территории региона работают практически все крупные банки с госучастием. Есть ряд полностью коммерческих банков из первой двадцатки. И все они являются активными игроками рынка предоставления кредитных ресурсов.

Мы пытаемся создавать дополнительные возможности для потенциальных заемщиков. Рассчитываем, что в этом режиме мы сможем эту неблагоприятную ситуацию, связанную с достаточно высокой ключевой ставкой, преодолеть. Мы постоянно работаем по сопровождению ключевых инвестиционных проектов. И пока нам удается путем совместной работы контролировать процесс кредитования, возвратов кредитов, предоставления новых займов.

- Привлекаются ли сегодня в экономику региона иностранные инвестиции?

- Объем иностранных инвестиций пока не очень велик. В основном сегодня они идут в уже существующие производства, нуждающиеся в модернизации. Я говорю о таких предприятиях, как «ТАНН-Невский» и «Дула.ru». Они сейчас рассматривают необходимость модернизации – особенно «Дула.ru», планирующая расширение производства под растущий рынок.

Что касается других иностранных инвестиций, то в основном они связаны с проектом особой экономической зоны «Моглино», который должен быть завершен с точки зрения инфраструктуры, и где с мая-июня начнется строительство заводов резидентами, которых сегодня пять. Общий объем инвестиций в эти пять проектов заявлен в размере два с половиной миллиарда рулей. Из них два проекта с участием иностранного капитала оцениваются в сумму порядка одного миллиарда рублей.

- Почему на заседаниях инвестиционного совета при губернаторе одним инвестиционным проектам сразу дают «зеленый свет», причем без какого-либо бурного обсуждения, а другим – включают «красный»? С чем это связано?

- Прежде, чем проект будет вынесен на инвестиционный совет и инвестиционную комиссию, он проходит несколько этапов согласования. В эти органы входят представители всех органов власти, общественности, бизнес-сообщества. Этот широкий кругу людей - больше двадцати - оценивает потенциал проекта. Если он одобряется и становится стратегическим, то у него возникают преференции. Например, предоставление лесных и земельных участков без аукциона, налоговые льготы. Поэтому к инвестпроектам есть пристальное внимание. Мы изучаем проект со всех сторон. И не только экономические эффекты, которые может получить регион.

Как правило, вызывает вопросы степень проработки вопросов его финансирования. У нас, к сожалению, в предыдущие годы были случаи, когда проекту предоставлялся статус стратегического, предоставлялся земельный участок, а затем на нем ничего не происходило. Поэтому мы ужесточили требования к проектам, но они все посильные. Например, если предполагается банковское финансирование, то надо предоставить, хотя бы, письмо одобрения.

Поверьте, мы ратуем за любой проект с любым объемом инвестиций. Главное, чтобы инвестор понимал, что он делает, из каких средств, для какого рынка. В сегодняшних условиях сжатия рынка это задача номер один. А задача финансирования – номер два. Все-таки стоимость кредитных ресурсов очень высока и надо все рассчитать, оценит риски и только после этого совершать инвестиции.

Наша задача действующих инвесторов направлять и консультировать, чтобы они понимали все возможные риски, которые они иногда не видят ввиду отсутствия информации. У нас она есть: мы стараемся анализировать все целевые рынки, проводим такую работу постоянно.

- Складывается впечатление, что в основном «заворачиваются» проекты, связанные с лесом. Высказываются претензии по сырью: что местного не хватит…

- На инвестиционном совете при губернаторе как правило рассматриваются наиболее сложные проекты, носящие системный характер. У нас было на рассмотрении четыре проекта по лесу. И мы на стадии их рассмотрения не могли добиться источников финансирования и доказательств совершения инвестиций. Это декларировалось, но документально подтверждено не было. И мы выезжали комиссионно, с представителями правоохранительных органов, структур бизнес-сообщества, чтобы с разных сторон была оценена ситуация, делалась фото- и видеофиксация. На основании этих данных и принимались соответствующие решения.

У нас был печальный опыт, когда мы вынуждены были расторгнуть инвестиционный договор с одной из компаний. Сейчас материалы по ней находятся в правоохранительных органах, ее руководство скрывается от государства, и мы хотели бы минимизировать в будущем риск возникновения таких ситуаций.

- Лесная отрасль сегодня может рассматриваться в качестве нового приоритета и драйвера роста региональной экономики?

- Лесная сфера - это наш ресурс, но, к сожалению, среди регионов Северо-Запада мы не выделяемся запасами леса: он у нас в основном не хвойный, деловой древесины не так много – всего 30%. И у нас интересно реализовывать проекты, связанные с переработкой дешевой лиственной древесины.

Я могу сказать, что около 70% леса сегодня уже находится в аренде – это около 1 миллиона гектар расчетной лесосеки. Всего ее порядка 2,3 миллиона гектар. Но надо помнить, что часть леса мы пока не можем передать в аренду, так как это полномочия федерации, и для этого требуется уточнение границ участков, а средства на это мы можем тратить только федеральные. Так что мы зависим по скорости предоставления леса от предоставления нам средств.

- Недавно деловые СМИ сообщили, что британский инвестиционный фонд рассматривает возможность покупки завода железо-бетонных изделий в Псковской области. О каком предприятии может идти речь? Может ли в нынешних условиях покупка псковских предприятий иностранными или федеральными инвесторами стать сколько-нибудь масштабным явлением?

- У нас не информации что кто-то хочет приобрети завод ЖБИ.. Мне кажется, это все-таки какая-то не совсем соответствующая действительности информация…

Что касается скупки наших предприятий… Сегодня для псковского бизнеса есть хорошие возможности для развития. Он всегда был ориентирован на внутренний рынок, у нас не было крупных предприятий, связанных с нефте- и газодобычей, переработкой. И сейчас подходящее время вкладывать средства в модернизацию, повышение конкурентоспособности продукции, а не продавать работающее предприятие. Только неразумный бизнесмен будет продавать собственный бизнес, когда запрос рынка и поддержка государства направлены на процесс импортозамещения. Наоборот, есть хорошая возможность повысить собственную конкурентоспособность.   

- В случае углубления кризиса, можно ли ожидать заметный рост числа банкротств псковских предприятий?

- Я в конце 2015 года встречался с владельцами двадцати крупнейших псковских предприятий и ни от одного из них каких-то опасений связанных с банкротством не услышал. Да, где-то идет незначительная реорганизация, связанная с подстраиванием под нужды рынка, где-то высвобождаются работники. Но по крайней мере, из этих двадцати предприятий семь заявили о готовности вкладываться в основные средства и развитие. Они чувствуют рынок, понимают перспективы и готовы активно участвовать в этом процессе. Наша задача – им помочь.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...