Сады Причудья. Как живётся псковским сето

История умалчивает, как и когда на земле, которая из-за близости к Псково-Чудскому водоёму называется Причудьем, появился этот удивительный финно-угорский народ, который именует сам себя «сето». Неизвестно даже, что это слово означает. По народной этимологии ближайших сетоских соседей, они заслужили такое прозвание из-за того, что так и остались наполовину язычниками, хоть и приняли в XVI веке православие. Вот, мол, какой странный народ – «ни то, ни сё», или, как якобы произносят сами псковские эсты - «сето».

На самом деле всё наверняка сложнее и, конечно, интереснее, но доподлинно известно только то, что сето издревле считают своей главной святыней Псково-Печерский монастырь, где, по преданию, нашёл упокоение их легендарный бог Пеко, чьи деревянные фигурки теперь можно увидеть только в музеях.

Псков-Печерский монастырь

Псковские финно-угры долгое время жили очень обособленно, да к тому же вдали от транспортных магистралей, благодаря чему им удалось сохранить свои традиции до наших дней. По большим праздникам сетоские женщины и сегодня носят на груди похожую на воронку серебряную фибулу – «сыльг» - которая передаётся от бабушки к внучке и считается сильнейшим оберегом. А кроме того, сетоские мастерицы плетут уникальное цветное кружево и украшают свою национальную одежду и так называемые «Боговы» полотенца неописуемой красоты шерстяным подзором вишнёвого цвета.

При этом у сето никогда не было своей письменности. В советское время они учились эстонскому языку в эстонской школе, из-за чего потом предпочитали продолжать учёбу в эстонских вузах – да так и оседали в соседней Эстонской социалистической республике. В результате после развала СССР многие сетоские семьи оказались разделёнными государственной границей. Возникшие трудности с её пересечением заставили многих представителей старшего поколения перебраться на постоянное место жительства в соседнее новообразованное государство – поближе к детям и внукам.

Поэтому на сегодня в Псковской области осталось всего 174 человека, которые во время последней Всероссийской переписи назвали своей национальностью «сето» (по подсчётам самих сето, их в регионе примерно 230 человек). Но они живут не тужат и даже развивают бурную деятельность. Например, если десять лет назад о сетоских сырах знали только сами сето да их ближайшие русские и эстонские соседи, то сегодня московские гурманы охотятся за этими сырами не меньше, чем за пармезаном.

А всё благодаря тому, что после реконструкции в Музее народа сето в Сигово, который является филиалом музея-заповедника «Изборск», заработала кухня, где для туристов проводят мастер-классы по приготовлению национальных сетоских блюд – тыквенного компота, манного мусса, квашеной капусты с перловой крупой и, конечно, тминных сыров.

Музей этот был капитально отремонтирован по областной программе поддержки коренного малочисленного народа сето. Региональные власти потратили на его реконструкцию более трёх миллионов рублей. Зато теперь там всё оборудовано не только для мастер-классов, но и для проведения конференций – даже международного уровня. В частности, в октябре в этом музее в деревне Сигово Печорского района Псковской области заседал Совет по коренным малочисленным народам Северо-Западного федерального округа, а в этом году тоже в октябре там пройдёт заседание президиума Совета Всероссийской ассоциации финно-угорских народов.

А всё начиналось в 1993 году, когда псковские сето оказались оторванными от своих эстонских сородичей, испытали первые трудности с пересечением государственной границы и решили создать общественную организацию - «Этнокультурное общество народа сето» - вначале только для того, чтобы с её помощью облегчить себе общение с зарубежными родственниками.

В 1995 году председателем этой районной общественной организации была избрана агроном колхоза «Память Ильича» Хелью Маяк. И она сразу же взялась за возрождение сетоских традиций, понимая, что народ сплачивают не только родственные связи, но и ритуалы, которые молодое поколение начало забывать, а старики уже не в состоянии были поддерживать.

Хелью Маяк

С этого времени в Печорском районе Псковской области возобновились сетоские гуляния. Сначала в Рождество, а потом и в другие особо почитаемые народом сето праздники – особенно, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, который также является главным праздником Псково-Печерского монастыря.

В этот день на свою историческую родину в Печорский район Псковской области уже восемь лет подряд съезжаются сотни сето – не только из Эстонии, но даже из Красноярского края, куда часть этого народа переселилась в годы Столыпинских реформ. Сперва они посещают праздничную службу в монастыре, встречаются с настоятелем, а потом отправляются в музей сето в деревню Сигово, где для них устраивают традиционный «кирмаш» (по-сетоски это слово и означает «праздник») с песнями, плясками и возжиганием ритуального костра дружбы. И вот там-то все желающие могут отведать знаменитого сетоского тминного сыра и даже множество его разных сортов – от разных хозяек, чтоб потом проголосовать за самый вкусный, как в передаче «Контрольная покупка».

Кроме того, на «кирмаше» в Сигово пользуются повышенном спросом не менее знаменитые изборские солёные огурчики (между прочим, сам президент Владимир Путин во время одного из своих визитов в Псковскую область попробовал такой огурчик и подтвердил, что туристы не зря слагают о них легенды).

Псковские сето были официально признаны коренным малочисленным народом России 17 июня 2010 года, а уже в декабре того же года была принята областная программа поддержки малочисленного народа сето.

С тех пор «Этнокультурное общество народа сето» получает из областного бюджета материальную помощь на ремонт домов – примерно по 300 тысяч в год. Сначала предполагалось ремонтировать на эти деньги каждый год по три дома, но заявок оказалось так много, что сами же сето на общем собрании распределяют эти средства среди наиболее нуждающихся: кому отремонтировать окна, кому – крышу, кому – сарай. В результате на сегодня за региональный счёт удалось подновить уже 18 домов, в которых живут пожилые люди.

Вдобавок областная администрация приобрела для сето трактор, чтобы в тёплое время года они могли на нём вспахивать свои огороды, а в холодное – расчищать дороги от снега.

Кроме того, сето теперь каждый год получают из регионального бюджета своего рода компенсацию за каждый обрабатываемый гектар земли – обычно получается больше тысячи рублей за гектар. В частности, в этом году на эти цели выделено 100 тысяч рублей – хватит на приобретение семян и удобрений.

Чтобы поддерживать в подрастающем поколении сето интерес к родному языку, члены сетоской общественной организации ведут при Печорской лингвистической гимназии факультатив, а также каждое лето организуют при музее сето в Сигово детский лингвистический лагерь, где сетоские школьники осваивают традиционные ремёсла, изучают быт своих предков – и всё это на сетоском языке. В этом году такой лагерь будет организован в Печорском районе уже в шестой раз – и, конечно же, опять на средства областного бюджета.

Региональные власти также позаботились о здоровье коренного малочисленного народа Псковской области. В 2013-2014-м годах все псковские сето, кто пожелал, прошли диспансеризацию в областной больнице. Там их тщательнейшим образом обследовали и тут же подлечили: кого-то, к примеру, отправили без очереди на операцию по удалению катаракты.

Поддержка областных властей выразилась ещё и в том, что с 2011 года из Печор в Сигово раз в неделю начал ходить автобус. Ведь сето, как уже было сказано, живут вдали от больших дорог и после развала колхозов могли добраться до районного центра разве что на такси, если у них не было личного транспорта.

Наконец региональная программа поддержки коренного малочисленного народа сето позаботилась и о приросте сетоского народонаселения. На протяжении последних четырёх лет каждая сетоская семья, где есть ребёнок, получала из областного бюджета ежегодную материальную помощь в размере трёх тысяч рублей. Конечно, при условии, что эти дети изучают родной язык и осознают себя представителями своего народа.

В этом году Печорская районная общественная организация «Этнокультурное общество народа сето» вдобавок выиграла областной грант на новый проект под названием «Сад дружбы». «Я же агроном по образованию, - объясняет Хелью Маяк. – И поэтому как только начала работать в музее – так сразу же посадила там огород. У нас есть маленький огородик на 7 соток, куда мы пускаем туристов и детей, чтобы показать, как и что сето выращивают, как на грядке выглядит горох, а как – боб. А есть ещё один огород на полгектара, который обеспечивает музей картошкой, морковкой, свёклой, луком и капустой на весь год. И, кроме того, поставляет органические продукты в музейную блинную в Изборске».

Оказывается, все кулинарные мастер-классы в сетоском музее в Сигово проводятся, так сказать, на подножном материале – из собственноручно выращенных музейщиками продуктов. И даже молоко для приготовления сыров они носят из дому, потому что, так же как их бабушки и прабабушки, держат дома коров. Да вдобавок каждую осень собирают для своих мастер-классов грибы да ягоды в ближайшем лесу, заготавливают всяческие варенья-соленья, чтобы потом круглый год ни одного туриста не отпустить без угощения.

Нынче Хелью ещё к тому же задумала посадить рядом с музеем плодовый сад. И чтобы было откуда взять на эту затею средства, написала заявку на грант, который, кроме того, включает круглогодичные занятия с сетоскими детьми традиционными ремёслами да огородничеством. Не очень рассчитывая, что её заявка выиграет, Хелью заранее решила, что сад в Сигово будет посажен несмотря ни на что – хотя бы на собственные средства народа сето. Но грант был выделен, и поэтому уже очень скоро в Сигово начнут вскапывать землю для первых саженцев.

А пока сотрудники сетоского музея в Сигово взялись за написание заявки на международный грант, чтобы продлить эстонский туристический маршрут под названием «Сетоский сельский кушак» в Россию, в Печорский район Псковской области, откуда есть пошли все, какие только на свете есть, сето.

А тем временем слава о псковских эстах докатилась до самого Парижа, где, оказывается, тоже живут сето. Минувшей осенью, буквально через несколько дней после парижских терактов там прошли «Дни сетоской культуры», в которых принимала участие и сотрудник музея-заповедника «Изборск», председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» членм Совета Ассоциации финно-угорских народов России, член Совета Северо-Западного федерального округа по коренным малочисленным народам, член Общественной палаты Псковской области и член областного Совета по межнациональным отношениям Хелью Маяк.

Мария Макарова

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...