Демография: движение к лучшему

Демографический вопрос – один из наиболее болезненных для Псковской области. Он постоянно находится в центре внимания региональных властей – с одной стороны, и критиков власти – с другой. Последние постоянно апеллируют к тому, что смертность в регионе выше, чем в среднем по России, а значит, «область вымирает».

Эта дискуссия длится уже много лет. Разделяет ли мнение о демографическом кризисе, мы спросили у первого заместителя губернатора Веры Емельяновой.

На фото: Вера Емельянова

- Вера Васильевна, давайте сразу спрошу «в лоб»: Псковская область вымирает?

- Нет, Псковская область не вымирает. Да, в регионе действительно остро стоит демографический вопрос.

- А можете сформулировать этот вопрос, проблему сами?

- Объективные исторические причины привели к постоянному сокращению населения нашей области. Мы противостоим этому процессу, замедляем темпы сокращения, способствуем тому, что этот негативный процесс пошел вспять.

Давайте я, с вашего позволения, напомню некоторые факты, если хотите, изначальные условия этой непростой задачи. Ими важно владеть, чтобы представлять глубину проблемы и трудность ее решения. Сразу скажу, что это исторические факты, факты, выявленные учеными-демографами.

Самая масштабная за всю историю Псковской области «демографическая катастрофа» пришлась на 30-е годы прошлого века. Причиной резкого сокращения численности населения были коллективизация, репрессии и резкий отток жителей в другие регионы – туда, где индустриализация развивалась более быстрыми темпами.

Следующий спад пришёлся на 50-60-е годы. В первую очередь, причина в огромных потерях в годы Великой Отечественной войны, но кроме того жители нашей области активно переезжали в Ленинград, в новые регионы – Прибалтику, Калининградскую область.

Еще один важный факт: естественная убыль населения, то есть превышение смертности над рождаемостью в Псковской области впервые была зафиксирована ровно пятьдесят лет назад, в 1966 году. С тех пор этот процесс не переломлен. Смотрите, в 1950 году население области составляло 1 млн 44 тысячи человек, а в 1970 – уже 875 тысяч.

А потом были конец 1980-х, начались 1990-е.

Вы понимаете, что в каждом следующем поколении детей рождалось все меньше и меньше.

Ещё один фактор – крупные мегаполисы, которые высасывают регионы Россию. В свою очередь, жители села перебираются в города. Процесс урбанизации – это не что-то особенно, это давно идущий мировой процесс.

Вот такие исходные условия большой, почти неподъемной задачи по решению демографической проблемы в Псковской области.

- Закономерный вопрос: каким способом вы ее решаете и насколько успешно? На этот предмет, вы знаете, есть тоже разные мнения.

- Напомню, что в 2015 году область, по мнению демографов должна была войти в очередной демографический провал, который может продлиться до 2025 год: в детородный возраст вошло немногочисленное поколение 1990-х. Сейчас у нас самое пожилое население. Напоминаю это для оправданий, а как дополнительный фактор, который нам предстоит нивелировать.

Демографический вопрос – один из главных в стратегии развития Псковской области. Его решение – многогранно и отражается и в социальной политике, и в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта, трудовой миграции. Направления работы понятны и остаются для нас приоритетными уже больше семи лет. Это повышение качества жизни, качества и доступности медицинских услуг, что практически всегда снижает уровень смертности. Стимулирование рождаемости посредством льгот и выплат. Привлечение в регион трудоспособного населения, загрузка работой нашей молодежи.

Те, кто утверждает, что это не работает, что это неправильно, кривят душой.

В 2015 году смертность снизилась до 18,2 промилле, а рождаемость, наоборот, увеличилась до 11,1 промилле. Конечно, нам еще далеко до преодоления естественной убыли населения, задача, повторюсь, осложняется наследием 90-х.

Этих достижений не было бы, если бы не произошло существенного обновления медтехники, применяемых в медучреждениях области технологий, концентрации качестве медуслуг в межрайонных медцентрах, сосудистых центрах.

Процесс идет непросто. Но у нас впереди запуск фактического нового современного онкоцентра, перинатального центра. Их появление станет вехой в истории псковского здравоохранения, как в свое время вехой стало появление хирургического корпуса областной больницы и терапевтического - в псковской городской, капитальные ремонты лечебных учреждений в Великих Луках, Себеже, строительство нового комплекса в Стругах Красных.

Ну, и конечно, мы решаем застарелую проблему нашего здравоохранения – кадровый дефицит в медицинских учреждениях. И здесь без решений на федеральном уровне, без возвращения практики обязательного распределения после медвузов на работу в государственные и муниципальные лечебные учреждения не обойтись. Но это отдельный большой разговор.

- Хорошо, мы отдельно об этом еще поговорим в нашем следующем интервью. А пока можно подробнее остановиться на цифрах смертности и рождаемости? Вы привели только данные за 2015 год, а они мало говорят о реальной динамике и изменении ситуации в лучшую сторону. Какие данные были, например, в 2010 году, в 2005-м, в 1990-х?

- Эти данные открыты, как и вся статистика, которую можно посмотреть, начиная с 1960-х годов. В 1994 году смертность составляла 22,7 промилле, рождаемость – 8. В 2000 году – 22,3 и 7,4, 2005 году – 24,6 и 8,8 соответственно. В 2012-м – 19,6 и 11,1.
Выводы делаете сами, но положительная динамика в сокращении естественной убыли населения по сравнению с серединой 1990-х, 2000-х годов двукратная. При этом мы признаем, что в нашей области объективно смертность остается одной из самых высоких в стране.

- Давайте вернемся к нашему здравоохранению…

- Давайте. В этой сфере у нас гуляют несколько мифов, которые мы постоянно вынуждены опровергать.

Например, о сокращении медицинских учреждений. В 2015 году у нас произошло сокращение юридических лиц: с 63 до 45. Еще раз повторю: юридических. То есть медучреждения как точки оказания медицинских услуг сохранились. Зато путем создания межрайонных центров, объединения мощностей медучреждений нескольких близлежащих районов мы можем предложить пациенту при необходимости получить помощь специалистов, которых в его районной поликлинике, например, раньше не было.

Наше здравоохранение, напомню, имеет три уровня. Первичный – это ФАПы, офисы врачей общей практики. Второй – районные и межрайонные больницы. И третий – региональные и федеральные медицинские организации.

Для нас чрезвычайно важно сохранять и развивать первичное звено этой структуры, в том числе из-за огромного количества небольших населенных пунктов в нашей области. Сейчас в области работает более 360 ФАПов, эта цифра не меняется с 2009 года. Мы сознательно пошли на сохранение фельдшерско-акушерских пунктов, понимая их важность. Пошли даже несмотря на настоятельные рекомендации федеральных экспертов об их сокращении: по их мнению, Псковской области хватило бы и трехста.
Специфика региона при этом учитывалась слабо.

К ФАПам и кабинетам врачей общей практики в последние несколько лет мы используем мобильные формы обслуживания: мобильные медицинские бригады, ФАПы, мобильные медкомплексы. Эта форма оказалась чрезвычайно популярной у жителей нашей сельской глубинки. Они заранее знают график приезда врачей и ждут их. В прошлом году благодаря мобильным формам медобслуживания было осмотрено почти 48 тысяч жителей нашей области. А выездов совершено более 2,5 тысяч. Понимаете, мобильные ФАПы, комплексы не простаивают на месте, они в работе постоянно.

В прошлом году мы начали внедрять еще одну форму первичной медицинской помощи: так называемые домовые хозяйства. В небольших деревнях мы находим, обучаем замечательных женщин, спасибо им за отзывчивость, которые готовы оказывать при необходимости первую помощь односельчанам. Такая сеть работает уже в нескольких районах. В этом году мы продолжаем ее развивать.

Беседовал Андрей Разумов

Продолжение следует

 
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...