Дирижер Эдуард Банько: От «Симфонического кинематографа» до «Большого джаза»
Завершая филармонический сезон, псковские музыканты представят свой подарок поклонникам музыки в Год российского кино: 23 июня в БКЗ областной филармонии прозвучит программа «Симфонический кинематограф» — живая коллекция самых ярких и популярных мелодий мирового и отечественного кино XX-XXI веков. Накануне концерта главный дирижер Псковского областного симфонического оркестра Эдуард Банько рассказал о предстоящем концерте, итогах сезона и планах на будущее.
— Эдуард, расскажите, чего ожидать псковским любителям музыки от предстоящего концерта? Жанр «симфонический кинематограф» — это ведь уже своего рода традиция нашего оркестра.
— В определенной мере да. Но одновременно мы как бы закладываем и новую традицию. Дело в том, что концерт пройдет в непривычном формате. Прежде такого еще не было. Это будет концерт с видеорядом, фрагментами из фильмов, фотографиями. Задумка такая, что всё это — и музыка, и видео — должно восприниматься на одном дыхании. То, что будет происходить на сцене, должно предстать перед зрителем как единое музыкально-сценическое целое. То есть это будет не традиционный концерт с простым объявлением номеров, а некий художественный синтез, в котором музыка, видео, слово должны породить у зрителя и слушателя особые эстетические впечатления.
— А что вы имеете в виду под «словом»?
— Это будет слово ведущей концерта — Марии Борисовны Громовой. Она наш ведущий музыковед, она ведущая наших концертов и, разумеется, сама пишет тексты, которые произносит со сцены. Она очень большой вклад внесла в этот проект, лично занималась подбором видеоряда. Надеюсь, все у нас получится. Музыка известнейшая, фильмы почти все легендарные.
— Какой у вас, как выражаются на музыкальном радио, плэй-лист?
— Музыка из фильмов «Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Одиссея», «Список Шиндлера», «Мой ласковый и нежный зверь», «Пираты Карибского моря» и других.
— А вы сами являетесь поклонником музыки кино?
— Я, как и любой человек, люблю хорошее кино. И я считаю, что эта музыка должна звучать не только с экрана, но и на концертных площадках, она этого более чем достойна.
— Тем более в отечественном кино всегда работали прекрасные композиторы. Достаточно вспомнить Альфреда Шнитке.
— На этот раз Шнитке не прозвучит. Но будут Артемьев, Дога, Петров, Уильямс...
— А ведь киномузыка весьма специфическое явление, она часто плотно связана с кадром.
— Да. Но мы, естественно, выбрали самые яркие номера. Такие мелодии, которые передают душу фильмов. У нас будут в программе хиты. Например, знаменитый романс Шостаковича из кинофильма «Овод». И будет звучать музыка менее известная, но не менее интересная. Например, есть такой фильм 1934 года «Поручик Киже» с музыкой Прокофьева. Думаю, большинство зрителей не знают ни этого фильма, ни этой музыки. А музыка у Прокофьева очень оригинальная, с юмором, острая, в общем, типично прокофьевская.
— Получается, у вас не только развлекательный проект, но и просветительский?
— Каждый концерт предполагает представление знакомой музыки, которая легко воспринимается слушателем, и, с другой стороны, представление чего-то нового, чтобы раздвигать границы музыкального кругозора, эстетических впечатлений слушателя.
— Как долго вы готовили эту программу?
— Начали загодя, параллельно с другими программами, как это и бывает обычно. Потом что-то корректировали, делали более компактным, чтобы концерт не получился громоздким, и чтобы была выдержана, может быть, и скрытая, но какая-то одна сюжетная линия. Чтобы рассказ и музыка сплелись в одно целое.
— Эдуард, это у вас первый сезон на посту главного дирижера. Что можно сказать о прошедшем сезоне, если подводить итоги?
— Оркестр был создан вопреки тяжелым обстоятельствам, и, можно сказать, существует вопреки тем же обстоятельствам. Жизнь сейчас не простая, особенно у музыкантов, потому что зарплата у них невысокая, и вот вопреки этим материальным условиям, люди продолжают работать и выдавать слушателям достаточно высокий уровень.
— Меня лично это сильно удивляет. Признаюсь, я был поражен, когда услышал на Пушкинском празднике поэзии исполнение Псковским оркестром оперы «Алеко» Рахманинова.
— Вы знаете, это удивляет не только вас. Потому что когда с нами выступили солисты театра «Новая опера» из Москвы, после второго исполнения оперы на поляне в Михайловском они выразили свое удивление уровнем и качеством звучания оркестра, зная в каких условиях оркестр работает. Несмотря на все сложности, люди чувствуют ответственность и собираются. Мне тоже непросто. Ведь музыканты вынуждены работать и на других работах. В общем, не будем слишком углубляться в эти подробности. Сложно... И мне сложно, и музыкантам сложно, но главное — двигаться к новым вершинам в творчестве, которые ты себе наметил.
— И всё-таки, если можно, поподробней о прошедшем сезоне.
— Некоторые события можно смело обозначить как некие вехи в развитии оркестра: это исполнение крупных симфонических полотен. Открыли мы сезон 2-й симфонией Сибелиуса. В середине сезона, в конце марта, мы исполнили 1-ю симфонию Рахманинова, очень мощное произведение, требующее больших усилий для исполнения. Вышеупомянутое исполнение оперы «Алеко» — тоже, безусловно, наше достижение.
Еще хотелось бы отметить, что у нас есть свои солисты, которые осваивают новый репертуар. И это тоже включается в просветительский контекст. Например, в концерте «Современные композиторы. Легкий взгляд» мы исполнили крупное сочинение австрийского композитора Фридриха Гульды, написанное для виолончели и духового оркестра. Солистом выступил наш виолончелист Дмитрий Жданов. И впервые в необычной ипостаси выступили наши духовики, когда целый концерт они играли без струнных. Сама пьеса очень оригинальная, в таком эклектичном стиле: и классика, и барокко, и рок. Музыканту важно выступать солистом, проявлять себя в новом амплуа, продвигаться в своем творчестве.
— А что уже сейчас можно сказать о планах на следующий сезон?
— 8 сентября мы откроем сезон хрестоматийными произведениями из «золотого фонда» симфонической музыки: мы впервые исполним 5-ую симфонию Чайковского, а в первом отделении будет звучать музыка известного советского композитора Рейнголда Глиэра «Увертюра на славянские темы» и уникальный в своем роде концерт для голоса с оркестром. Музыка очень красивая. Ее не каждый вокалист исполнит, потому что сложная. С нами выступит певица Алена Карманова, которая сейчас работает в Санкт-Петербурге и Берлине. А еще из необычного и нового могу назвать концерт «Большой джаз», в котором примут участие пять джазовых солистов, которые участвовали в одноименном телепроекте на канале «Культура».
— Когда это будет?
— 7 марта 2017 года. В этом концерте, кроме инструменталистов, выступит одна из лучших джазовых вокалисток страны Юлиана Рогачева. Победительница различных джазовых конкурсов, очень талантливая и красивая певица. Мы уже и репертуар подобрали, осталось только выучить и сыграть. Участники проекта «Большой джаз» сами вышли на нас, и мы рады с ними сотрудничать. В концерте будут звучать саксофон, фортепиано, контрабас и ударные. Опять же в марте состоится специальная художественная акция: мы выступим совместно с Новгородским камерным оркестром. Два оркестра, псковский и новгородский, объединятся в один, и дирижировать будут тоже два дирижера — я и Лев Дунаев из Великого Новгорода. И еще необходимо добавить, что следующий наш сезон — юбилейный. Псковскому областному симфоническому оркестру исполняется 20 лет. В декабре планируется юбилейный концерт в Пскове, но, кроме того, уже есть договоренность, что мы выступим в одном из лучших концертных залов — Государственной академической капелле Петербурга.
Беседовал Александр Донецкий