КОСТЕЛ НАД ПСКОВОЙ

 Кто же сталкивает католиков с православными?

Обнаружил перед недавними выборами в почтовом ящике новую газетку «Псковская губерния», а в газетке той среди прочих материалов правозащитной направленности - Заявление некоего «Псковского регионального общественного движения «Вече» под сенсационным названием «ЗАКОН НЕ УКАЗ архиепископу Псковскому и Велико-лукскому, сталкивающему православных с католиками». Удивился я - какой у нас, оказывается, нехороший архиепископ – нарушает Законы, сталкивает граждан, сеет межрелигиозную рознь, экстремист, да и только! А прочитав внимательно Заявление, сильно огорчился. В документе том – что ни абзац, то вранье, то передержка, а то и клевета, смахивающая на донос куда следует. И название «Вече» как-то не вяжется с заявляемым. Псковское Вече, как известно, собиралось под стенами Троицкого Собора и выражало волю всего псковского православного люда. Под какой стеною собираются нынешние самозванцы из «Веча», сколько их числом и чье мнение высказывают они? Думается, далеко не народное.

В Заявлении новоявленного «Веча» идет речь об остановке строительства католической храмины над Псковой. Это, дескать, покушение на свободу совести католиков.


Так получилось, что еще в 2000 году я участвовал в обсуждении проекта костела на заседании Научно-методического совета при Научно-производственном центре по охране памятников Псковской области. Возражения, тогда высказанные мною, прежде всего, касались недопустимой посадки здания. К сожалению, этот вопрос тогда отказались обсуждать. Якобы, отвод земли был уже решен. И проект приняли на «ура», как некое доселе невиданное архитектурное достижение.


А возражения таковы. Новая храмина замыкает старинную псковскую улочку – Петровский посад, которая до сих пор была ориентирована на церковь св. Димитрия Мироточивого, ныне изрядно заросшую кладбищенскими деревьями. То есть по оси русской деревянной улочки, ведущей к русскому же храму XVI века, перед этим самым храмом ставится инославная божница. Налицо подмена ориентира, причем не просто визуального - подмена духовного ориентира для народа. Прием вроде постановки в 1950-х годах кинотеатра «Октябрь» на пути к Псковскому Собору, только с большим замахом: «Октябрь» - то лишь стоит на пути, но по размерам спорить с Собором никак не может. На Петровском же посаде соотношение совсем другое. Храмина, гигантская по объему, высотою 38 метров полностью закрывает от посада нашу древнюю кладбищенскую церковку высотою около 20 метров вместе с кладбищем. Приводимое же самозванным «Вечем» сравнение новой постройки с Троицким Собором, просто некорректно. Собор ведь находится в двух километрах от места строительства. Да и высоту, кстати, имеет не порядка 78 метров, а всего 66. Подтасовка фактов и ложь.

С постройкой католической храмины создается религиозная чересполосица вдоль левого берега Псковы. При движении вверх по течению располагаются: православный Петровский посад (не католический же!), католическая храмина, православная церковь на кладбище и, далее, польское католическое кладбище. Куда логичнее было бы расположить латинскую храмину при латинском же кладбище – не правда ли? Так кто же сталкивает православных с католиками? Очевидно, сами католики и те, кто согласился с их выбором места под храмину. Кстати, архитектура строящегося здания вполне современна. Это – далеко не готика или барокко, с которыми у нас обычно ассоциируется понятие «костел». По своему виду он скорее напоминает современную претенциозную виллу или клуб сектантов вызывающих размеров и пропорций. Да и внутри здание вряд ли можно назвать костелом – больше половины его площади занимают небогослужебные помещения клубного характера. Сооружение действительно сверхоригинальное, особенно для исторической части Пскова. Уже теперь, когда строительство начато, видно, насколько немасштабен его объем ландшафту долины Псковы, насколько он подавляет своей массой не только Димитриевскую церковь, но и церковь свв. Константина и Елены, также XVI века, стоящую на противоположном берегу.

Обращение Архиепископа Псковского и Великолуцкого Евсевия к областной администрации самозванцы почему-то трактуют как посягательство на Конституцию, на Закон о свободе совести, хотя сами взывают к той же администрации. Православный архиепископ просто не в состоянии «воспрепятствовать осуществлению права на свободу вероисповедания», как пишут «правозащитники». Он обращается к Власти. И если пользуется у Власти большими симпатией и авторитетом, чем ксендзы (да и всякие самозванцы), то это вполне закономерно. Русская Православная Церковь веками укрепляла в народе нравственность и патриотизм, поддерживало Русское государство. Латинство же (католицизм) издревле и до времен большевиков проявляло себя как сила, враждебная нашей Родине, преследующая здесь, у нас, свои корыстные интересы. Настроенной патриотически Власти гораздо надежнее иметь подданных, духовно подчиняющихся Христу и Русскому патриарху, чем Римскому папе – главе иностранного, недружественного нам государства, охватившего своим влиянием весь западный мир. Особенно актуально это теперь, когда Ватикан, вторгаясь на каноническую территорию Русской Православной Церкви, учредил на нашей земле три своих епархии. Если вспомнить старую Россию, то в костелах у нас молились исключительно выходцы из западных стран и земель, так называемые «инородцы». В Пскове XIX века это была довольно многочисленная польская община, имевшая костел на тогдашней окраине города, в Поганкином переулке. Теперь поляков у нас можно пересчитать по пальцам, а строящаяся храмина в несколько раз больше прежнего костела (кстати, сохранившегося в перестроенном виде). Значит, у строителей расчет на окатоличивание русского населения, традиционно православного. Опять-таки, подмена духовного ориентира! Очевидно, римскому престолу Россия видится выгодным приобретением, заслуживающим вложения средств. Отсюда – и такой размах. Так как же этому не противостоять православному архиепископу, да и любому русскому и православному? Так и случилось в неделю Торжества Православия, когда к месту строительства латинской храмины приходили с крестными ходами протеста русские люди. Приходили и стояли у забора божницы. И пели молебны Пресвятой Богородице и Святым Русским. Не по указанию владыки Евсевия, а по велению сердца. Вот это похоже на традиции Псковского Веча!

Совершенно беспардонно и не к месту бумажные самозванцы лезут в дела нашей Церкви, критикуют того же владыку, который несколько лет назад своим указом запретил в служении иконописца о. Зинона, допустившего служение латинской мессы в православном храме и вовлекшего в это действо братию вверенного его попечению монастыря. Запрет владыки канонически правилен, да и справедлив. Именно так он воспринят православным обществом. Прекращение запрета высшей церковной властью, очевидно, вызвано политическими причинами. Думаю, гораздо круче обошлись бы с о. Зиноном наши предки на настоящем Вече – и ризу бы содрали, и всыпали бы «горячих» под первое число, и выгнали бы в одних портах вон. И иконы, найдя в них латинскую ересь, пожгли бы.

А господам самозванцам, по направленности их правозащитной деятельности, правильнее было бы называться не «Вечем», а как-то иначе, более откровенно, например «Стеной плача» или «Рукой Ватикана». Хотя, конечно, местный колорит пропадает. Зато правдиво.

Что же касается «культурного взаимообогащения», «инвести-ционной привлекательности», страха оказаться «пугалом цивилизо-ванному миру» и прочих современных общечеловеческих ценностей и чувств самозванных правозащитников – не стоит нам, псковичам, особо расстраиваться. За границей русские церкви старинных улиц не замыкают, над костелами и кирхами не возвышаются (не принято это, да и неприлично – все-таки в гостях). Молятся в русских храмах, в основном, русские, а всяких местных европейцев в те церкви ни калачом, ни рок-музыкой не заманивают. Да и епархий на территории западных стран Русская церковь не открывает. Как видно, отношение к иностранцам и их верованиям в «цивилизованном мире» такое же, какое было и у нас до 1917 года, какое и должно быть. Так что поймут нас «многочисленные зарубежные гости» в отношении новой храмины. И порадуются с нами на празднике 1100-летия первого летописного упоминания о Пскове. И вместе с нами погорюют, глядя на ветхость и неухоженность русских древностей и наших православных святынь. Всего-то ведь к празднику не залатаешь.


А.М. Лебедев,
архитектор-реставратор, Псков

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...