Северо-западный арбитраж поддержал псковское УФАС в споре о выборочном «налоге на гипермаркеты»
На этой неделе псковское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) получило решение Федерального Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа, который отказал госкомитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в удовлетворении кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2015 по делу № А52-2601/2015 (о выборочном увеличении налоговой нагрузки на некоторые псковские торговые центры и гипермаркеты).
Напомним, 27 ноября 2014 года Псковское областное Собрание депутатов приняло закон, фактически увеличивающий налогооблагаемую базу организаций, владеющих крупными торговыми комплексами. Как пояснял тогда председатель госкомитета по экономическому развитию Андрей Михеев, подобная возможность появилась в результате принятия в ноябре 2013 года поправок в ст. 12 ч. 1 и гл. 30 ч. 2 Налогового кодекса РФ. По словам выступавшего, они предусматривали возможность изменить принципы налогообложения в отношении и административно-деловых зданий, и, например, нежилых помещений в зданиях под офисы. При этом площадь таких помещений могла быть любой. Однако, отмечал Михеев, созданная в регионе межведомственная рабочая группа, которая работала в течение полугода, пришла к выводу, что в качестве «пилотного решения» на 2015 год необходимо было ввести новую налоговую норму лишь в отношении объектов торговли, имеющих площадь более 2000 м2 – то есть крупных торговых центров, гипермаркетов. Тогда же заявлялось, что подобных объектов в регионе 17, и предлагаемые изменения принесут в областную казну за год дополнительно 25 млн рублей.
Однако впоследствии представители нескольких торговых центров обратились в УФАС с жалобой на непрозрачность формирования указанного перечня. Например, в него, несмотря на наличие большой площади , не попал гипермаркет «Лента» и ещё несколько объектов.
В результате летом 2015 года антимонопольное управление по признакам создания дискриминационных условий при ведении предпринимательской деятельности возбудило дело № 27/15/15-АМ в отношении госкомитета по экономическому развитию и инвестиционной политике и постановило отменить приказ комитат №1691 от 25 декабря 2014 года об утверждении на 2015 год перечня объектов недвижимости крупных торговых заведений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется не как балансовая, а как кадастровая стоимость.
Впоследствии орган исполнительной власти обжаловал данное решение в суде.
Как сообщили Псковскому агентству информации в УФАС, суд отметил, что на момент формирования перечня комитет располагал сведениями о 17 имущественных объектов, отвечающих требованию налогового законодательства, а также указал, что у комитета отсутствовали объективные причины не включения 5 спорных объектов.
При этом, как отметила руководитель псковского антимонопольного управления Ольга Милонаец, «наличие решения трех судебных инстанций не помогло госкомитету разобраться с проблемой формирования перечня и объяснить предпринимательскому сообществу принцип его формирования»:
в настоящее время УФАС рассматривается повторное дело № 21/15/16-ТР в отношении госкомитета по аналогичным признакам нарушения антимонопольного законодательства при составлении соответствующего перечня уже на 2016 год. Руководитель УФАС отметила, что возглавляемое ей ведомство вновь выдало предупреждение о нарушении антимонопольного законодательства.