Единственное сохранившеея изделие школы Фан-дер-Флита представят в Псковском музее-заповеднике

С 26 по 31 июля в фойе первого этажа Главного здания Псковского музея-заповедника (улица Некрасова, 7) в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет представлена ваза, произведенная в керамической мастерской художественно-промышленной школы им. Н. Ф. Фан-дер-Флита. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в музее.

Художественно-промышленная школа, названная именем Николая Фан-дер-Флита, была открыта в 1913 году в центре Пскова, рядом с Поганкиными палатами в здании, построенном по проекту Н. Н. Клименко. Идея создания этого учебного заведения, а также значительная часть средств на её осуществление принадлежали Николаю Фан-дер-Флиту (1840-1896), директору Русского общества мореходства и торговли, выдающемуся деятелю Псковского земства. Согласно воле завещателя, в школе были открыты отделения мозаики, керамики и художественной обработки стекла с прекрасно оснащёнными мастерскими. Здесь, под наблюдением опытных преподавателей, учащиеся имели возможность получить общее художественное и профессиональное образование. Керамической мастерской в 1914-1919 годах руководила А. Брускетти-Митрохина (1872-1942), выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества, имевшая к тому времени практику работы на Императорском фарфоровом заводе. По мнению её ученицы, А. Лепорской (впоследствии известного мастера фарфора), «Брускетти обладала выдающимися педагогическими способностями, давала связь искусства, истории и жизни... стремилась научить пониманию природных выразительных средств, заключенных в самом материале, подвести к самостоятельным открытиям – таким, например, как удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге».

Школа существовала всего десять лет. В экстремальных условиях революции и гражданской войны работа мастерских приобретала утилитарный уклон. Изделия учеников, в том числе керамической мастерской, выпускавшей «продукцию» небольшим тиражом, пользовались спросом у населения и продавались. Известно, что это была керамика бытового назначения - миски, бокалы, чернильницы, вазы, покрытые коричневой и тёмно-зелёной поливой. Долгое время считалось, что ни один предмет не сохранился.

Однако, в 1988 году в ленинградской квартире наследников бывшего преподавателя школы А. И. Тарана, руководившего мозаичной мастерской в 1914-19 годах, была обнаружена ваза красной глины, покрытая тёмно-зелёной поливой, привлекшая внимание своей простодушной выразительностью. Сделанная на гончарном круге, она дополнена ручной формовкой – двумя лепными ручками. Расширяющееся кверху тулово завершается волнистой линией, напоминающей лепестки мака. В пользу предположения, что эта  ваза - весьма редкое и, возможно, единственное изделие керамической мастерской Псковской художественно-промышленной школы, свидетельствует следующее. Во-первых, совпадение с имеющимися описаниями керамики мастерской. Во-вторых, отмеченная особенность – простодушная выразительность, наводящая на мысль, что автор вазы – ученик, а не зрелый мастер. В-третьих – сам факт хранения её в доме одного из преподавателей школы, где ранее, по утверждению владельцев, имелась точно такая же, позднее разбившаяся, ваза. Основательность этого предположения подтвердил и один из учеников школы, А. Эглит, которого удалось отыскать в Риге. Последний даже назвал имя предполагаемого автора вазы (имеющей теперь инвентарный номер Псковского музея -21868) – своего однокурсника Якоба Дранде.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...