0
  • Коротко
Экономика

Экспорт как инструмент развития

Минэкономразвития РФ задало курс на увеличение объема несырьевого экспорта на 6% в год, и Россия имеет все шансы войти к 2030 году в число ведущих экспортеров мира. С учетом такой стратегии государства Центр поддержки экспорта появился и в Псковской области, вот уже год он осуществляет свою деятельность в качестве структурного подразделения автономной некоммерческой организации «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области». О том, какие услуги оказывает центр, с какими проблемами сталкиваются псковские начинающие экспортеры и что они поставляют за рубеж, Псковскому агентству информации рассказала руководитель Центра поддержки экспорта Светлана Ярлыковская.

 

- В России разработаны «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года», в соответствии с которыми страна должна достичь лидирующих позиций в мировом экспорте и оказаться в пятерке лучших наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Каким образом Центр развития экспорта способствует реализации такой экспортной модели экономического развития страны?

- Миссия центра – содействие увеличению объемов экспорта несырьевой продукции, производимой предприятиями малого и среднего бизнеса Псковской области, а также формирование положительного имиджа региона и повышение его инвестиционной привлекательности. Мы вовлекаем субъекты малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, оказываем им информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку, а также содействие выходу на международные рынки товаров, услуг и технологий, повышению конкурентоспособности и эффективности. Помимо этого, мы помогаем псковским предпринимателям устанавливать деловые контакты с иностранными компаниями.

- Расскажите подробнее о направлениях деятельности центра, какие услуги вы предлагаете субъектам малого и среднего бизнеса?

- Направлений у нас много, например, мы организуем участие субъектов МСП в межрегиональных и международных бизнес-миссиях, выставочно-ярмарочных мероприятиях. На площадке центра регулярно проходят обучающие семинары, круглые столы, также у нас можно получить консультации. Например, предпринимателей интересует таможенное регулирование внешнеторговой деятельности и декларирование, налоговое воздействие внешнеторговых операций, способы защиты прав и законных интересов участников таможенных правоотношений, экспертная оценка международных договоров. Наши специалисты помогают местным компаниям найти потенциальных иностранных партнеров, установить контакты с деловыми ассоциациями и некоммерческими организациями, подготовить перечень деловых мероприятий. Помимо этого, в Центре поддержке экспорта можно получить анализ экономической ситуации или состояния отдельного сектора экономики в иностранном государстве, данные о конкурентах на рынке (мы проводим маркетинговые исследования зарубежных рынков).

- Где предприниматели могут получить информацию об услугах центра?

- В первую очередь, всю информацию можно найти на нашем сайте в разделе Центра поддержки экспорта. Мы публикуем новости на регулярной основе, анонсы предстоящих мероприятий. Также стоит отметить наличие календаря событий, в котором размещается информация о мероприятиях как регионального уровня, так и федерального. Безусловно, информацию всегда можно узнать по телефонам центра, на наших страницах в социальных сетях - «ВКонтакте» и Facebook.

Кстати, мы также продвигаем информацию о псковских предпринимателях за рубежом: публикуем сведения на едином портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития России, официальных порталах субъектов Российской Федерации по развитию внешнеэкономической деятельности.

- К вам, как правило, обращаются действующие экспортеры?

- Спасибо за вопрос. Как раз сейчас ситуация кардинально изменилась, и в настоящее время растет количество обращений компаний, которые только планируют экспортную деятельность. Мы их консультируем по вопросам сертификации продукции, оказываем содействие в формировании презентационных материалов и переводе их на иностранные языки. Ведь зачастую компании не располагают ресурсами, необходимыми для продвижения: отсутствуют сайты на английском языке, презентационные материалы и так далее.

- Какие еще услуги центра поддержки экспорта востребованы сегодня?

- В принципе, все услуги центра очень актуальны для той или иной категории компании. Так, продукция предприятия, которое сотрудничает со странами Евросоюза, подлежит сертификации по нормам и директивам ЕС. Как правило, это довольно-таки сложный и дорогостоящий процесс. В дополнение к сертификации продукции предприятие должно разработать и внедрить системы менеджмента качества, ИСО и ХАССП.  И в данном случае мы можем оказать не только консультационную поддержку, но и софинансировать затраты. И на этапе поиска новых внешнеторговых партнеров и расширении рынка сбыта это является ощутимой поддержкой. 

Как я уже ранее сказала, поиск партнеров - одно из самых востребованных направлений, особенно для тех, кто только планирует начало экспортной деятельности. Но у многих предприятий, в том числе даже тех, кто уже работает на внешних рынках, отсутствуют адекватные сайты и презентационные материалы. При обращении в Торгпредства РФ за рубежом с запросом о поиске партнеров в первую очередь они просят предоставить презентацию компании на русском и английском языках. Соответственно, мы оказываем содействие как в  разработке материалов, так и переводе на иностранные языки. А сам поиск партнеров непосредственно осуществляется при содействии Торгпредств, Торгово-Промышленных Палат и других партнеров.

- Наверное, обращаются в основном производственные предприятия, те, которые вывозят свою продукцию за рубеж?

В данном контексте также произошли изменения. В дополнение к производственным компаниям к нам обращаются предприятия туристической отрасли, готовые продвигать свои услуги на внешние рынки. Могу отметить, что  IT-услуги очень востребованы.

Вообще у нас в области есть очень много предпринимателей с уникальными товарами и услугами, с интересными разработками и идеями. К примеру, «Столбушинский продукт» - это уже довольно-таки известный бренд, их продукция известна за пределами Псковской области, а наша задача - вывести их на Европу и другие страны. Сейчас, я знаю, у них заказ от компании с Кипра. И наша роль - обеспечить осуществление сделки с точки зрения соблюдения всех таможенно-правовых норм.

- А какие инструменты вы используете для популяризации экспортной деятельности?

- Для наращивания экспортного потенциала региона и повышения осведомленности о мерах государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий мы запускаем конкурс «Лучший экспортер года» и проект «Реестр экспортеров Псковской области». Помимо этого, стартует проект «Школа «Как стать экспортером». Первый модуль «Планирование экспорта. Бизнес-модель ВЭД в условиях 2016 года» будет реализован 9-10 августа совместно с Единым информационным порталом «Экспортеры России». В рамках двухдневной работы участники будут обсуждать эффективные стратегии выхода на внешние рынки.

Очень большое количество обращений предпринимателей в центр связано, в первую очередь, с поиском партнеров, и часть образовательного модуля посвящена именно практике поиска и отбора внешнеторговых партнеров, а также построению продаж на международных рынках.

В псковском проекте примет участие и основатель портала «Экспортеры России» Юрий Шурыгин. Мы считаем, что его участие поможет предприятиям нашего региона сформировать эффективную стратегию выхода на внешние рынки.

- При разработке новой стратегии развития компании важную роль играют человеческие ресурсы. Проводятся ли у вас тренинги, направленные на оптимизацию HR-ресурсов компании?

- Да, конечно. В августе у нас запланирован блок тренингов, посвященных таким вопросам, как управление персоналом, оптимизация HR-ресурсов и личности руководителя как ведущего драйвера прогресса и развития компании, лидерство, навыки ассертивности и эмоциональный интеллект, типология клиентов и способах повышения их лояльности. Этот проект будет осуществляться в рамках сотрудничества с бизнес-тренером Натальей Гершкович, руководителем калининградской компании «RSA-consulting».

- И в завершение беседы хотелось бы узнать о планах центра относительно продвижения продукции псковских производителей. Планируется в ближайшее время участие субъектов МСП Псковской области в международных или всероссийских выставках, форумах?

- Да, с 21 по 23 сентября в Санкт-Петербурге пройдет 20-й юбилейный форум «Российский промышленник». Казалось бы, до этого мероприятия еще далеко, но компаниям, желающим продемонстрировать инновационное промышленное оборудование, продукцию и технологии с целью их продвижения на региональные и международные рынки, необходима тщательная подготовка. Псковская область по традиции будет представлена коллективным выставочным стендом. В данном случае Центр поддержки экспорта покрывает расходы по аренде выставочной площади, что является ощутимой мерой поддержки, так как не каждый предприниматель готов нести затраты по участию в выставочных мероприятиях. Мы понимаем, что участие в выставке международного формата – это хорошая площадка для презентации своей продукции и услуг, поиска новых контактов и продвижения информации о своей компании. Поэтому приглашаем псковских предпринимателей к участию в форуме и дальнейшему сотрудничеству. 

Версия для печати


Идет загрузка...