«Кошки» ждут сегодня гостей в фойе Псковского музея-заповедника

С 9 по 14 августа в фойе первого этажа главного здания Псковского музея-заповедника (Некрасова, 7) в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет представлена картина А. Риццони «Кошки», созданная в 1892 году. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в пресс-службе музея.

Фото с museums.pskov.ru

В Древнем Египте кошек ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины. В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам, и долго считалась животным экзотическим, «роскошным».

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. В иконографии христианского искусства кошки стали символизировать как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Негативное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения.

Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449-1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа. Изображение кошки означало также вожделение, и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Вместе с тем у Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц кошек.

Фото с museums.pskov.ru

Уже в XVI веке кошка «заняла» значительное место в композициях многих художников. Кошек писали Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806). «Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие», - отметили в музее.

Эту традицию подхватили художники в XIX и XX веках. Поль Гоген, Ренуар, изображая это животное, подчеркивал нежность и томность его характера. На картине Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) рыжий кот написан с человеческим профилем.

В псковском музейном собрании немного памятников с изображениями кошек, поэтому работа А. Риццони «Кошки», созданная в 1892 года, особенно интересна. Картина была передана в музей С. Э. Вавуль внучкой Б. А. Целинского, владельца имения Грузинское (несколько километров от Пскова), рассказали в музее.

Добавим, Александр Антонович Риццони работал в России (родился в Риге), известен как жанровый, портретный живописец, академик, профессор Императорской Академии художеств. После статьи, появившейся в журнале «Мир искусства» под псевдонимом Силэн (А. П. Нурок), в которой живописец был назван самым худшим из всех современных художников, А. А. Риццони покончил с собой. Однако Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего большую часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал интересным русским художником и ярким представителем русской академической школы живописи. «Ваши картинки прелестны, дай вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Вот тогда мы поговорили бы с неверующими» - писал П. М.Третьяков художнику. Риццони сотрудничал с Третьяковым, помогая в формировании его коллекции живописи.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...