0
  • Коротко
Экономика

Превед, ВЭД! В Пскове открылась Школа экспортёров

Псковская область, как известно, единственный в России регион, который граничит сразу с тремя государствами. И одновременно с этим Псковская область – один из немногих субъектов РФ, где экспортная деятельность только начинает развиваться. У нас даже конкурс «Экспортер года» ни разу не проводился в то время, как экспортёры в других регионах уже давно соревнуются друг с другом в умении выходить на международные рынки.

На сегодня представители малого и среднего бизнеса России вообще слабо представлены на международных рынках. По данным МСП-Банка, в 2014-м году их доля в экспорте составляла всего 0,3 %.  В 2015 году этот показатель улучшился, но не намного: Минэкономразвития приводил статистику в 6%.

Разумеется, наше государство заинтересовано наращивать свой экспортный потенциал, особенно, несырьевой. И некоторые регионы России уже вовсю это делают. Тем более, обидно, что Псковская область оказалась в числе отстающих и всё никак не может раскачаться, чтоб начать завоёвывать зарубежные рынки, до которых ей рукой подать.

Чтобы представители псковского малого и среднего бизнеса наконец-то обратили свои взоры на Запад и увеличили свой товарооборот за счёт иностранных потребителей, год назад на базе АНО «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» был создан Центр поддержки экспорта.

На этой неделе Центр открыл в Пскове Школу «Как стать экспортёром», где в качестве первогопреподавателя провёл двухдневный семинар-практикум учредитель и руководитель Единого информационного портала «Экспортёры России» (rusexporter.ru) Юрий Шурыгин.

- Неумение вести экспортную деятельность – это не вина, а беда не только псковских предпринимателей, - объяснил Юрий Анатольевич. – Проблема в том, что в России нет ни одного вуза, где бы готовили экспорт-менеджеров. У нас готовят отличных юристов-международников, а также можно поучиться отдельно логистике и отдельно таможенному оформлению товаров. Но невозможно найти только что получившего красный диплом специалиста, который бы пришёл на предприятие и с нуля организовал там экспортный отдел.

Я лично знаю больше полусотни отличных экспорт-менеджеров, но в своём подавляющем большинстве это самоучки. И лишь единицам повезло получить эту специальность от старших наставников. Поэтому псковский Центр поддержки экспорта, конечно, оказал местным представителям малого и среднего бизнеса неоценимую услугу, когда организовал Школу «Как стать экспортёром». Это уникальная для псковичей возможность набраться опыта у самых успешных экспорт-менеджеров из других регионов, а также получить консультацию у специалистов, которые исследуют и анализируют экспортную деятельность российского малого и среднего бизнеса.

- Чему вы учите на своём семинаре?

- Мой семинар состоит из двух частей. Первая представляет из себя как бы введение в специальность. Она знакомит руководителей предприятий, которые пока ещё не знают, как подступиться к экспортной деятельности, с фронтом работ и основными инструментами экспорт-менеджера. Уже на этом этапе я не только разъясняю, какие системные проблемы поджидают потенциальных экспортёров, и как эти проблемы лучше решать, но и привожу слушателям конкретные примеры из практики.

Вторая часть семинара посвящена исключительно прикладным вещам. Я рассказываю, как искать партнёров (покупателей, представителей фирмы, дилеров, дистрибьюторов) за рубежом и как выстраивать с ними отношения. Мы учимся мониторить систему продаж, а также подробно изучаем традиционные и суперсовременные каналы этих продаж – то есть, участники семинара узнают, как работать с печатной продукцией, как и зачем участвовать в международных выставках, а также какие для экспортёров существуют специализированные порталы и самые успешные виды контекстной рекламы.

Самое важное, что это семинар-практикум. Он построен в форме диалога и предполагает не только вопросы-ответы по ходу учёбы, но также индивидуальные консультации после каждой теоретической части.

Основная цель моего семинара – дать каждому предпринимателю, который в нём поучаствовал, если не готовое решение как выстраивать экспортную деятельность, то по крайней мере, понимание, в каком направлении двигаться.

Понятно, что стандартного алгоритма для всех без исключения фирм не существует, у каждой возникают свои проблемы на пути развития внешнеэкономической деятельности: кому-то сложнее всего с документооборотом, кому-то – с логистикой, кому-то – с таможенным контролем, а кто-то никак не может решить маркетинговые задачки. Моя компетенция состоит в том, что наш портал («Экспортёры России») агрегирует огромное количество частных историй успеха во внешнеэкономической деятельности. Мы каждую неделю берём как минимум два интервью у руководителей предприятий, который уже добились на этом поприще успеха. Поэтому мы можем подсказать начинающим экспортёрам пути решения их проблем или хотя бы свести новичков с теми, кто уже придумал, как эти проблемы решать.

- На кого в Псковской области конкретно рассчитана Школа «Как стать экспортёром»? Какие именно предприятия могут попробовать себя во внешнеэкономической деятельности?

- Мы ориентируемся прежде всего на малый и средний бизнес, который производит востребованную продукцию. Ясно, что самым большим спросом за границей пользуются российские пиломатериалы. С учётом ослабевшего рубля российским лесозаготовителям становится как никогда интересно выставить свой товар на европейский рынок. Латвийские и литовские перекупщики лесоматериалов и сами на нас выходят в поисках деловых партнёров. Так что это позиция номер один.

И конечно, зарубежному потребителю могут быть очень интересны производимые в Псковской области продукты питания. Ведь у вас экологически чистый регион, много раскрученных брендов, много производителей таких уникальных экопродуктов, как иван-чай, сбитень, традиционные домашние сыры. А главное, у вас есть рыба – а это огромный потенциал для экспорта.

Но нельзя сбрасывать со счетов и высокотехнологичные товары. Вообще надо ориентироваться не на поставку за рубеж тех товаров, которые уже и так пользуются там спросом, а на изучение самого спроса. Особенно, сейчас, когда курс рубля делает российские товары очень конкурентоспособными на мировых рынках.

Я рассказываю ученикам Школы, как российская продукция, даже сверхтехнологичная, завоёвывает рынки США и Канады, несмотря на все политические рогатки и препоны. Причём, легко, играючи. Потому что есть масса совершенно законных способов обойти те же международные санкции.

Допустим, европейцы или американцы не хотят покупать товар напрямую в России. Никаких проблем! Создаём виртуальную иностранную компанию по месту нахождения потенциального потребителя и начинаем продажи через неё! Иностранцы довольны, российский производитель ещё больше рад. Торговля берёт верх над политикой, экономика развивается.

Повторюсь, самое ценное, чем располагает портал «Экспортёры России», - это конкретный опыт сотен предприятий и фирм. Причём на наших семинарах мы делимся не только их успешными наработками, но и рассказываем о том, какие они совершили ошибки, чтобы никто этих ошибок больше не повторял.

А самое главное, что мы создаём у себя реестр российских экспорт-менеджеров и тем самым формируем гильдию этих редчайших специалистов. Я надеюсь, что с нашей помощью их и в Псковской области станет намного больше. И что руководители предприятий начнут очень ценить эти кадры.

Ведь экспорт-менеджер – это, как правило, человек, безгранично преданный своему делу и, может быть, самый лояльный сотрудник фирмы. Ведь в большинстве случаев он налаживает внешнеэкономическую деятельность предприятия с нуля и чаще всего строит её на личных отношениях – а значит, душой болеет за конкретное дело.

- По всему видно, что внешнеэкономическая деятельность – это не так-то просто. Зачем успешному бизнесу, который сумел реализовать себя на родной земле, все эти проблемы с освоением зарубежных рынков?

- Я всегда спрашиваю участников своих семинаров, зачем они хотят заниматься экспортом. На первом месте выгода: сегодня один и тот же товар за границей продаётся дороже, чем в России, иногда в несколько раз. А некоторым интересны даже два-три дополнительных процента к выручке, которые они рассчитывают получить от экспорта. Ясно также, что экспортная деятельность позволяет увеличить товарооборот.

Но есть ещё одно немаловажное преимущество, которым обладают отечественные производители, занимающиеся поставками своего товара за границу.

Экспортная деятельность улучшает репутацию предприятия в глазах соотечественников. Покупатель понимает: если товар востребован на международном уровне, то можно быть уверенным в его качестве! Уже ради одного этого стоит учиться в Школе экспортёров и воспитывать на псковской земле гильдию высококлассных экспорт-менеджеров.

Записала Татьяна МАКАРОВА.

Версия для печати


Идет загрузка...