2
  • Коротко
Экономика

Зачем китайцам «Made in Pskov», или Как продать эстонцам русский кофе

В Центре поддержки экспорта «Фонда гарантий и развития предпринимательства Псковской области» прошёл круглый стол «Экспорт  - реалии и перспективы».

Организаторы специально провели это мероприятие в режиме диалога, чтобы приглашённые из Москвы эксперты могли не только ответить на вопросы предпринимателей, но и принять к сведению информацию о проблемах на местах, которые требуют решения на федеральном уровне.

Рациональное кофейное зерно

От имени регионального бизнес-сообщества участников круглого стола поприветствовал президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Он сказал, что рад был увидеть в конференц-зале «Фонда гарантий и развития предпринимательства» столько знакомых лиц и от души поздравил псковских представителей малого и среднего бизнеса с тем, что они развивают свою деятельность с прицелом на экспорт.

Владимир Анатольевич поблагодарил Центр поддержки экспорта Псковской области за кипучую деятельность и подчеркнул готовность Торгово-промышленной палаты сотрудничать со всеми организациями, которые помогают псковичам всесторонне наращивать свою внешнеэкономическую деятельность.

Рассуждая о препонах, которые этому мешают, президент ТПП привёл в пример торговые отношения с Белоруссией. Как известно, предприниматели из этой страны приезжают в Россию торговать без каких-либо ограничений. Но если россиянин захочет продавать в Белоруссии свой товар, не будучи зарегистрирован там как юридическое лицо, ему грозит лишение свободы и сопоставимый с выручкой штраф, даже если он всего лишь попытается поучаствовать в международной ярмарке как иностранный купец. 

Владимир Зубов порадовался, что российские предприниматели, в том числе из глубинки, начали объединяться для создания платформ по глобальному завоеванию международных рынков и уже не хотят «плестись в хвосте» у «Алибабы» или «Амазона», а сообща налаживают прямые торговые контакты, в частности, на африканском рынке.

«Например, не многие знают, - заметил Владимир Анатольевич. – Что почти 90% закупаемого Россией в Нигерии зернового кофе поступает в нашу страну через маленькое государство Эстония, из-за чего цена на этот товар на российском рынке значительно возрастает. Поэтому нам надо поскорее учиться налаживать свою внешнеэкономическую деятельность без посредников и самим зарабатывать за рубежом, благо потенциал для этого у нас имеется».

Пойди туда не знаю куда

Для затравки псковские экспортёры – уже состоявшиеся и потенциальные – рассказали экспертам, что именно мешает псковскому бизнесу налаживать торговлю за рубежом.

В частности, компания «Псковтехгаз», производящая уникальное оборудование, применяемое в космосе и микрохирургии, никак не может найти себе за границей партнёров, которые бы согласились частично финансировать необходимые ей для расширения ассортимента научные разработки. Псковские производители готовы выпускать продукцию в три раза дешевле импортных аналогов, но даже крупные отечественные потребители этих аналогов, вроде РЖД и «Газпрома», не спешат вкладывать деньги в исследования и испытания. Одно время «Псковтехгаз» уже почти договорился о сотрудничестве с бизнесменами из Турции, но по известным причинам вынужден был прикрыть это экспортное направление, а теперь опасается возобновлять. Где искать новых импортёров, псковичам непонятно: «Интернет ничего не даёт».

Производители столбушинских сбитней и натуральных травяных чаёв почувствовали интерес к своей продукции со стороны потребителей из стран Балтии, но не знают, какие им для налаживания экспорта необходимы формальности и во сколько им это обойдётся. Их эстонские партнёры уже взяли товар на пробу и сдали у себя в стране на анализ, но утверждают, что сертификация может потребовать неподъёмных для псковского малого бизнеса капиталовложений. Центр поддержки экспорта Псковской области хоть и берётся частично возмещать региональным экспортёрам затраты на сертификацию их товаров за рубежом, но столь внушительные суммы тоже не потянет. Российским товаропроизводителям проще всего компенсировать свои затраты на сертификацию, если они собираются заниматься экспортом в рамках Таможенного союза, объясняют специалисты, а кто им поможет завоевать Европу?

Псковский торговый дом «Шпагатная мануфактура» тоже начинал с поиска партнёров за рубежом, и даже неоднократно их находил, но дальше у него почему-то дело так и не пошло. «Сначала мы думали, что это из-за сложной политической обстановки, но потом убедились, что к нам относятся очень благожелательно. Например, если на международных выставках в странах Балтии нам бывает трудно объясниться с молодыми людьми, которые не знают русского языка, к нам всегда приходят на выручку прибалты постарше. Но нам тоже никак не пройти там сертификацию, которая в каждой стране своя. А ещё мы поняли, что за границей лучше всего торгуется тем, кто имеет там свои представительства…»

Сотрудники Центра поддержки экспорта Псковской области, в свою очередь, пожаловались на типичную проблему, которая мешает им развивать внешнеэкономическую деятельность малых и средних предпринимателей. Оказывается, псковский бизнес до сих пор так и не научился грамотно себя преподносить: презентационные материалы наших предприятий и фирм, особенно, переведённые как попало на английский язык, чаще всего вызывают у потенциальных покупателей слёзы отнюдь не умиления. Поэтому Центр нередко начинает поддержку потенциальных псковских экспортёров с того, что помогает им разрабатывать и переводить на иностранные языки презентационные материалы, причём за госсчёт. Иначе псковичам на международных выставках и показать-то будет нечего.

Предприниматели эту проблему тоже осознают и обычно просят обеспечить их шаблонами для изготовления презентация, но какие тут могут быть «шаблоны». 

Единое окно в Европу

До недавнего времени в России одновременно действовали до десяти только федеральных институтов, помогающих отечественным экспортёрам налаживать внешнеэкономическую деятельность. Крупный бизнес ещё в состоянии был разобраться, с какой проблемой куда лучше обращаться, а малому и среднему это навряд ли удавалось.

Именно поэтому решено было организовать помощь экспортёрам в формате единого окна, рассказал на круглом столе старший менеджер по региональному развитию «Российского экспортного центра» Андрей Жигалов, объясняя, чем его организация может быть полезна псковским бизнесменам.

По его словам, РЭЦ оказывает экспортёрам как финансовые, так и нефинансовые услуги. В частности, страховое агентство «Эксар» позволяет продавцу застраховать сделку на случай непоступления в срок валютной выручки. А «Росэксимбанк» выдаёт кредиты не только российским экспортёрам, но даже их покупателям за рубежом – на предоплату за товар.

Нефинансовая поддержка экспортёров начинается с бесплатных консалтинговых услуг, а заканчивается маркетинговыми исследованиями и поиском контрагентов за рубежом.

Кстати, что касается контрагентов, то Андрей Жигалов сходу посоветовал производителям псковских сбитней не зацикливаться на Эстонии, а поискать покупателей своей уникальной продукции в Китае. Дескать, вот где на ура идёт всё, что производится из экологически чистых материалов по традиционным технологиям и без применения химии. Надо только подчеркнуть это на упаковке и как можно более активно пиарить. Китайцы, утверждает московский эксперт, в последнее время настолько увлеклись российскими пищевыми продуктами, что там сейчас нарасхват шоколадки «Алёнка» и дальневосточное мороженое.

С «шаблонами» у РЭЦ тоже не заржавеет. Андрей Жигалов рассказал, что его сотрудники не устают объяснять представителям малого и среднего бизнеса по телефону, как правильно сделать компьютерную презентацию своего товара и что лучше написать на упаковке.

Он также подчеркнул, что «Российский экспортный центр» открыл во многих странах мира собственные торговые представительства, а там, где их ещё нет, - представительства в торгпредствах Министерства экономики.

Центр помогает экспортёрам не только с сертификацией, но и с адаптацией российской продукции на внешнем рынке в самом широком значении этого слова. Там есть специалисты, которые точно знают, куда нужно сдавать товар на экспертизу и какие та или иная страна предъявляет требования к его оформлению.

«Не надо ждать помощи от эстонских партнёров, - убеждал Андрей Жигалов участников псковского круглого стола. – Мы вам сами подскажем, как вам оптимизировать ваши затраты на ВЭД: выстроим логистическую цепочку, объясним, как пройти таможенные процедуры, компенсируем затраты на сертификацию высокотехнологичной продукции и некоторые виды пищевых продуктов, не просто подыщем вам контрагента, но и проверим его благонадёжность, даже защитим ваши права на интеллектуальную собственность, если кто-то вздумает копировать вашу продукцию, не говоря уж о том, что РЭЦ осуществляет поддержку экспорта через каналы электронной коммерции».

Причём специалистов РЭЦ не волнуют объёмы производства потенциального экспортёра или размер его уставного капитала: «Мы отчитываемся не по суммам, а по количеству экспортёров. Поэтому новый уникальный даже самый маленький производитель бывает нам ещё более интересен, чем какой-нибудь индустриальный гигант». 

Боевая единица

Руководитель, исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортёров, генеральный директор консалтинговой компании «Деларей» Юрий Шурыгин посоветовал потенциальным российским экспортёрам учиться у их вероятных конкурентов за границей – и как себя презентовать, и где искать рынки сбыта. «Самое дорогое – это практический опыт накопленный другими компаниями», - подчеркнул он.

А также предостерёг от нового вида международного мошенничества, который уже стоил немалых денег начинающим российским экспортёрам. Оказывается, некоторые зарубежные контрагенты сами разыскивают российских товаропроизводителей и сходу выражают готовность заключать с ними сделки на миллионы долларов. Как правило, перед подписанием контракта выясняется, что продавец не имеет иностранного сертификата на свой товар. Якобы разохотившийся до его продукции покупатель тут же предлагает посодействовать и в этом – всего за миллион рублей. А потом его поминай как звали.

Одним словом, важно, чтобы у неопытного экспортёра всегда было у кого получить квалифицированную консультацию, а лучше - помощь. «Российский экспортный центр» в лице Андрея Жигалова советует производителям на местах обращаться прежде всего в региональный Центр поддержки экспорта.

«На сегодня в субъектах Федерации это самая боевая единица, - подтвердил Юрий Шурыгин. – Это наши друзья, которые в течение двух-трёх дней дадут вам квалифицированный ответ на ваш вопрос либо подадут идею, где такой ответ лучше искать».

Татьяна Макарова

Версия для печати


Идет загрузка...