История псковского симфонического оркестра глазами его создателей: Александр Роор

Псковское агентству информации продолжает серию публикаций об истории создания  Симфонического оркестра Псковской филармонии, который 9 декабря будет отмечать своё 20-летие. На этот раз своими воспоминаниями делится первый директор оркестра Александр Роор:

Фото сделано после первого концерта оркестра

«Я люблю  наш симфонический оркестр всяким – больным и здоровым, успешным и  не очень. Всегда хожу на  концерты,    стараюсь  не пропускать не только премьеры, но и плановые выступления, радуюсь его  творческим  находкам», -  начал разговор о юбиляре главный  «зодчий»  этого  музыкального коллектива  Заслуженный работник  культуры РФ Александр Роор.

В год создания  Псковского областного симфонического оркестра  Александр Петрович  ещё не был почётным гражданином Пскова и, скорее всего, даже не мечтал об этом.  Ему  было  45 лет, за плечами – многочисленные  успешно реализованные  творческие проекты, в ряду которых   ВИА «Экспромт»,  зонг-митинги  в  Зелёном театре,   марш-парады духовых оркестров, создание музыкальной школы духовой музыки.  Но даже при таком  богатом опыте и  запасе жизненной  энергии как у него,  которых хватило бы  на несколько   творческих личностей, столь сложной задачи - создать симфонический оркестр  никогда прежде Александру  Роору  решать не приходилось.

Мало того, предпринимаемые  ранее руководством области попытки создать  профессиональный симфонический оркестр заканчивались безуспешно. А их, как минимум, было три,  и за каждой стояли авторитетные  музыканты  и организаторы. В начале  70-х  - легендарный  музыкант, преподаватель областного музыкального училища  Михаил Ионович Ривкин,  в 80-е – Владимир  Пугач – художественный руководитель филармонии. А позже  к воплощению  многолетней мечты псковичей  были призваны композитор Николай  Мишуков и  дирижёр Михаил Литвак.  Причины неудач были разные, но  результат  один. В Пскове во все времена профессиональный  симфонический  оркестр как-то не задавался.

Поэтому  первый вопрос, адресованный  Александру  Роору,  -  успешному менеджеру,   всё-таки сумевшему  создать   симфонический оркестр и быть его  директором  до  «оптимизации» сферы культуры в течение  первых   десяти  лет,  касался главного: 

- Как  вам  удалось сотворить  это чудо?

- Нужен был момент, когда все предпосылки к созданию оркестра созрели бы и сложились воедино. Главными идеологами  этого проекта  были  председатель госкомитета  по культуре области  Александр  Голышев и   заместитель губернатора  Юрий  Демьяненко, а главными  исполнителями – Аркадий Галковский  по  музыкальной  части и я - по организационным вопросам.  Мы с Аркадием Валентиновичем  страстно желали взять верх  над неблагоприятными обстоятельствами и  заниматься любимым делом.   Кроме того,  для   осуществления  задуманного  была  необходима  крепкая политическая воля и желание всех заинтересованных лиц добиться успеха. К  числу наших сторонников  относились и председатель городской Думы Леонид Николаевич Трифонов,  и заместитель главы администрации города  Иван Егорович Калинин.

Обычно  оркестры создаются по  известному алгоритму: какому-то ведомству дают деньги, оно покупает  музыкальные инструменты ведущих фирм, а затем хозяйственная структура находит помещение для репетиций, где и проводится конкурсное прослушивание и набор музыкантов.  А у нас  было  всё  наоборот и  по другим законам. В 90-е годы область была нищая, город – банкрот, но именно в этот время родился Псковский  областной симфонический оркестр.

Когда  я в первый  раз собрал музыкантов, – сначала в штате было 57 штатных единиц,   -  и выступил перед ними с пламенной речью, то сразу сказал: зарплаты будут маленькие, но если мы этого не сделаем сейчас, то ещё тысячу лет в Пскове  оркестра не будет.

Я помню, как  приехал к  контрольно-пропускному пункту  34-го полка  к  Аркадию  Галковскому, который тогда служил по контракту  в военном  оркестре.  Он сел в мои  старенькие   «Жигули», где мы и провели нашу первую планёрку. На листе бумаги был  нарисован план будущего  оркестра.  Музыкантов  было не собрать: фагот работал  на рынке, гобой служил в милиции, кто-то из духовиков  работал охранником. Всех этих музыкантов, отчасти  утративших свои профессиональные навыки,  надо  было   увлечь идеей оркестра. Тогда я понимал: как бы трудно  не было, но если музыкант  знает,  что  никто кроме него  работу  не сделает, это  будет  более медленный, но эффективный  способ выращивания  оркестра.  Здесь и позор – твой и  счастье – твоё.

Когда мы приступили к созданию симфонического оркестра, у нас  не было транспорта,  водителя,  не было не то,  что инструментов, не было даже стула. У нас не было ничего, кроме страстного желания  создать оркестр, а также  двух листков  бумаги. На одном  было написано: копия распоряжения администрации Псковской области, приказ № 518р от 29 октября 1996 года о создании Псковского областного симфонического оркестра. Этот документ был подписан  заместителем  губернатора Туманова  Виктором  Звонковым. На втором листке – судьбоносный приказ председателя госкомитета по культуре области  Александра Голышева №208 от 13 ноября 1996 года  о приёме меня и Аркадия Галковского на работу. Кстати сказать, с ноября  по январь, когда было открыто финансирование оркестра, мы с главным дирижёром работали, не получая заработной платы. А мой  первый приказ  о приёме на работу первой группы музыкантов в  Псковский  областной симфонический оркестр  был датирован  18 января 1997 года.  

 Пройдёт время, и кто-то  удивится тому, что нам удалось сделать  в «невозможные» 90-е. Но  тогда у нас  всё было с песней и  весело.

- И всё-таки, как такое стало возможно? Кому на этот раз принадлежала инициатива  создания оркестра?

  - В середине 90-х  нежизнеспособная, на первый взгляд,  идея исходила вовсе не от меня, как многие думают. Я тогда работал заведующим музыкальной частью в театре кукол и  был счастлив тем, что пишу музыку для детей.  Первый, кто  заговорил со мной о создании оркестра, был  председатель госкомитета по культуре Александр Иванович Голышев. Я понимал,  что    идея поддержана Юрием Анатольевичем Демьяненко, который в ту пору  был   заместителем губернатора.  Приближалось 200-летие со дня рождения Пушкина,  и на Псковской земле, которая неразрывно связана с именем  поэта, нужна  была  масштабная  культурная акция, соразмерная  значению  юбилея  для   страны.  Тогда рассматривались несколько вариантов. Один из них даже предполагал  создание оркестра  в Санкт-Петербурге из петербургских музыкантов,  которые   бы   приезжали  в Псков  по  случаю какой-нибудь  важной  даты или события. Но для претворения в жизнь этого предложения не было никаких ресурсов.  Директору  музыкального училища Василию Ивановичу Андрееву, как и мне,   было дано  поручение -  подумать  на   тему оркестра.  Пока я взвешивал  за и против  этого проекта, -  строительство  музыкального  коллектива дело мучительное -  в  училище тоже обсуждались пути создания оркестра.

После  долгих размышлений   я сказал Голышеву «да». Есть фото, где мы сидим  в кабинете председателя госкомитета по культуре  под картой области в окружении корреспондентов.  Александр Иванович  только что сообщил им, что подписал  приказ о назначении директором Псковского областного симфонического оркестра   Роора, а главным дирижёром – Галковского. На другой день мой телефон перегревался от звонков. Одни поздравляли, другие давали советы.  Но были и такие, кто   ставил  под сомнение  перспективу оркестра в связи с назначением Галковского на должность главного дирижёра.  Время показало правильность  выбора этого  творческого лидера.

- Почему  вы  тогда выбрали  главным  дирижёром неопытного 30-летнего  Аркадия Галковского, а не на какого-то маститого  музыканта?

-  Когда я на листе бумаги  «рисовал»  оркестр – вносил фамилии, то  нюхом чувствовал:   если Галковский -  выпускник Казанской консерватории по классу кларнета - станет главным дирижёром,  то всё у нас получится. Конечно, можно  было    пригласить  какого-то  состоявшегося дирижёра,  но  тогда  вслед за ним  приехали бы  и его коллеги-музыканты,  как это было, к примеру, с Геннадием Черновым, который оказывал предпочтение сильным  петербургским  музыкантам.  Но на начальном этапе   был нужен именно такой добрый, безмерно талантливый и  во многих  вопросах   даже наивный главный дирижёр как Галковский. Первое и непременное условие, которое  я связывал с этим назначением, -  музыканты  должны были его любить.    Для одних он был  Аркашенька, для других – Аркадий Валентинович, потому что  обучал их детей  в музыкальной школе, для третьих –  крутой джазмен.   Я понимал, что нужна такая компромиссная фигура, которая  сможет скрепить  коллектив. Только получив согласие Аркадия,  я сказал Голышеву «да». Для того, чтобы  вновь созданный музыкальный коллектив  гармонично развивался, он  должен был  расти в любви,  в окружении  родных, доброжелательных людей.  Только при этом условии можно было  ожидать хороший  результат.   Причём, каждый день выходить к оркестру  даже труднее, чем быть главным режиссёром. Но многие  необходимые качества для этой сложной и ответственной миссии  у  Аркадия были.

Кстати сказать, когда  в Псков   приехал легендарный  главный дирижёр «Новой оперы» Евгений Колобов, он сказал  на встрече с  руководителями региона: «Дорогие друзья, вчера,  скупив в центральной аптеке города все успокаивающие средства, я посетил репетицию Псковского симфонического оркестра. Но, я  должен признаться, что был потрясён атмосферой, желанием этих ребят сделать здесь, в Пскове,  симфонический оркестр  с серьёзным репертуаром». Он  также  пригласил  Аркадия Галковского - парня, не имеющего дирижёрского образования,  на бесплатную стажировку в Москву, чтобы тот  прошел путь от замысла до премьеры. Так что уже первые шаги новорожденного оркестра были отмечены благосклонностью известных музыкантов.

- Какое ваше самое большое разочарование?

- Прекращение вечеров  памяти Михаила Ионовича Ривкина – нашего с  Аркадием педагога.  Этот человек-легенда -  единственный  в истории музыки Пскова, имя которого  могло бы  быть объединяющим  для музыкантов разных поколений.  К сожалению,  этот проект, направленный в будущее, был недальновидно закрыт руководством филармонии.

- Ваши пожелания  оркестру?

- Приближающийся 20-летний юбилей  Симфонического оркестра  Псковской филармонии даёт мне основание считать, что я не ошибся тогда в расчётах, и в музыкальном мире появился новый коллектив со значительным  творческим потенциалом.  Вместе нам удалось осуществить многое. К сожалению, все мы стали на двадцать лет старше. Очень хотелось бы, чтобы  оркестр  вовремя переболел всеми болезнями роста.  Ведь  в  20 лет с человека спрашивают по большому счёту. Основанием  для  моего оптимизма и надежд на лучшее будущее для  любимого всеми псковичами коллектива  служит  то, что новый директор филармонии Артём Татаренко за  весьма короткий срок своего пребывания в должности  уважительно и многократно  говорил о симфоническом  оркестре Псковской филармонии.   Это означает, что  оркестр получит новый импульс к дальнейшему творческому росту. Поздравляю с 20-летием    и желаю творческих успехов!

Беседовала Ирина ЕФИМОВА.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...