РЕВИЗИЯ: Как устроен пункт передержки бездомных собак «Шанс»
Проблема бездомных животных существует в каждом городе, и Псков – не исключение. Очень часто на улицах областного центра встречаются голодные псы с грустными глазами и облезлые коты, высовывающие носы из подвалов. Но в последнее время численность безнадзорных животных в городе заметно сократилась, стали появляться чипированные собаки. Заслуга в этом принадлежит псковским приютам, один из которых посетили корреспонденты Псковского агентства информации. Они ознакомились с условиями содержания четвероногих в пункте передержки автономной некоммерческой зоозащитной организации (АНЗО) «Шанс», узнали, кто забирает собак с городских улиц, и что с ними происходит после отлова.
Второй шанс
Понять, что мы приблизились к собачьему приюту, можно было по десятку лап в щели меду землёй и забором. Никаких табличек и указателей на неприглядных воротах «АНЗО «Шанс» нет и в помине, и это неспроста, но обо всём по порядку.
Дверь нам открыла один из волонтёров «Шанса», и мы очень быстро забежали внутрь, чтобы никто из обителей приюта не пробрался за ворота. Нас сразу же окружила целая стая собак, готовых запрыгнуть на руки и облизать с ног до головы.
Пока мы переодевались в «рабочие» куртки и брюки, чтобы четвероногие не запачкали нашу одежду, волонтёр АНЗО «Шанс» вкратце рассказала о деятельности организации. Организация была создана в 2014 году и занимается отловом, содержанием, стерилизацией и пристройством бездомных животных. В 2015 году «Шанс» заключил первый контракт со Станцией по борьбе с болезнями животных Пскова на отлов и содержание в течение шести месяцев 140 собак, в следующем году сотрудничество продолжилось. Выделяемые в рамках контракта суммы, конечно, были не велики, но это всё же лучше, чем ничего. К тому же, администрация города Пскова передала АНЗО «Шанс» в безвозмездное пользование пункт передержки, оборудованный 40 вольерами, вагончиком-бытовкой и небольшим операционным блоком.
В этом году контракт на отлов пока не заключен, но «Шанс» продолжает работу по отлову и стерилизации бездомных животных. Собаки попадают в пункт передержки разными путями: организация отлавливает безнадзорных животных как по своей инициативе, так и по сообщениям граждан. Во всех перечисленных случаях на место для оценки обстановки выезжает профессиональный ловец, он же принимает решение, что делать с животным – оставить на улице или забрать в приют.
Кстати, ловец «Шанса» - это не плечистый мужчина, а удивительно хрупкая и миловидная женщина. Несмотря на свою обманчивую внешность, она настоящий профессионал и умеет работать не только со сложными животными, но и с их не всегда адекватными хозяевами. К примеру, однажды ей пришлось отбирать собаку у бомжей, которые держали её, чтобы продавать щенков на рынке.
Бывает и такое, что псковичи сами подкидывают своих питомцев под двери пункта передержки (именно поэтому зоозащитники стараются сделать его как можно более неприметным). Так однажды произошло с двухмесячными щенками, найденными у ворот приюта. А ведь сотрудники «Шанса» вполне могли их не заметить или просто не успеть забрать – приют расположен возле дороги с оживленным движением, куда могли выбежать испуганные животные.
Бывает, активисты-зоозащитники сами подбирают сбитых, замученных, серьезно пострадавших на улице. «Некоторые животные умудряются попасть в беду прямо перед нашим носом. Как тут мимо пройдешь?» - поделилась волонтёр.
Иногда владельцы животных пытаются шантажировать сотрудников приюта, отказывающихся приютить их домашних питомцев. «Тогда мы их выбросим!» - обещают «заботливые» хозяева, которым вдруг стали не нужны четвероногие друзья. Обычно такие разговоры заканчивается бросанием телефонной трубки со стороны тех, кто собирается отказаться от любимцев.
Из жизни собачьей
Безусловно, в приюте у животного появляется гораздо больше шансов на счастливую и беззаботную жизнь. Как только собака оказывается в пункте передержки, её вакцинируют, чипируют и стерилизуют или кастрируют. Затем есть два варианта развития событий, и первый из них - возвращение в привычную среду обитания. Так происходит в случаях, если пёс не нуждается в общении с человеком, не агрессивен и имеет кормовую базу на улице (его кто-то подкармливает). После стерилизации и заживления швов животное маркируется (на ухо прикрепляется зеленая клипса с номером) и возвращается на прежнее место обитания, доживать свой век в привычном месте. Кстати, на улице собака в среднем живет около 5 лет, не больше.
Если же четвероногий остается в приюте, для начала его ждет «проверка» на прочность от собратьев: во время экскурсии по пункту передержки «Шанса» мы стали свидетелями своего рода «троллинга» новенького, которого обитатели приюта пока не приняли в свою компанию. В целом же собаки живут в приюте довольно дружно, в том числе и имеющие физические отклонения. Например, пес Мячик, потерявший лапу после того, как его сбила машина, ведет вполне активный образ жизни, он дружелюбен и расположен к общению не только с другими собаками, но и с людьми.
На сегодняшний день в приюте обитают 117 лохматых, они живут по двое-трое в вольерах и будках. Прежде отловленные собаки полгода содержались на средства контракта, а сейчас – только на пожертвования неравнодушных псковичей. Закупка кормов, расходники для операций - все это стоит денег, и сейчас их катастрофически не хватает. Долги «Шанса» копятся с неимоверной скоростью, поэтому периодически проводятся акции «День стольника», в рамках которых любой желающий может помочь приюту даже самой незначительной суммой.
В таких условиях профессиональный ловец, ветеринар и три работника пункта передержки трудятся, по сути, исключительно на энтузиазме. Последние, кстати, работают посменно. Они убирают и дезинфицируют вольеры, которые поражают своей чистотой. Ежедневно работники пункта готовят порядка 200 литров каши на мясном бульоне, а утром кормят собак сухим кормом. Причём, это корм высокого качества, часто он подбирается в индивидуальном порядке. «Собаки с улицы, желудки у них «убитые», кормить чем попало нельзя», - объяснила волонтёр. Помимо этого, в послеоперационный период животным требуется специальный рацион.
Часто корма и другие лакомства приносят волонтёры, мы тоже захватили с собой немного риса и кефира, которые, конечно, показались каплей в море на фоне огромных кастрюль на кухне приюта. Но какие бы лакомства вы ни принесли – давать их самостоятельно строго запрещено. Это может спровоцировать драку среди собак, которые свободно передвигаются в пункте передержки и всей толпой окружают пришедших гостей. Всё время нашей экскурсии лохматые не отходили ни на шаг: лаяли, тёрлись об ноги и пытались привлечь внимание всеми доступными способами. Самым скромным, кстати, оказался местный лежебока Ральф: он молча прижимался к ногам и заискивающе смотрел в глаза...
Трудности перевода
Конечно, не все попадающие в приют животные легко адаптируются. Есть и те, кому для социализации требуется довольно много времени. Волонтер решила нам продемонстрировать, как именно социализируют животных в приюте: она повалила одного из обитателей на землю и стала ласково чесать ему брюшко.
Обитатели приюта учатся общаться друг с другом и людьми не только благодаря ежедневной заботе работников пункта передержки. По субботам сюда приходят добровольцы, которые помогают по хозяйству и выводят собак на прогулки к реке Великой. Во время таких прогулок собаки учатся ходить на поводке, для них важна смена обстановки, новые запахи, новые виды. У некоторых волонтёров получается выгулять за день пять-шесть собак, а ведь каждой из них нужна прогулка продолжительностью не менее часа.
Помимо этого, ежемесячно в пункт передержки приезжает кинолог. Она проводит тренировки бытового послушания, которые может посетить любой желающий. На таких тренировках проходит не только социализация животных, но и обучение волонтёров. Согласитесь, не каждый знает, как обучить собаку даже самым простейшим командам.
Естественно, сложно социализирующихся собак, которые пока не научились доверять человеку, случайным волонтерам не дают. Ведь судьбы попадающих в приют животных разные, чаще всего, трагичные. К утратившим веру в людей относится пёс Топаз, которому когда-то прострелили глаз. Сейчас он уже вполне освоился, а первое время боялся под каким бы то ни было предлогом покидать территорию приюта: он упирался лапами в ворота и с воем просился обратно. Тогда одна из волонтёров решила взять над ним шефство и помочь справится с боязнью улицы. Она на руках выносила его за ворота, садилась на пенек и некоторое время сидела с псом в обнимку. Позже они отошли от ворот на пару метров, чтобы снова обняться и просто посидеть, затем осмелились перейти дорогу, и, наконец, дошли до берега. На все эти манипуляции ушло порядка двух месяцев. Благодаря чуткости и находчивости волонтёра у Топаза снова появилось чувство уверенности, безопасности. «Так вот и живём, потихоньку», - завершила нашу прогулку вдоль вольеров волонтёр «Шанса».
Полная чаша
После социализации, «Шанс» пристраивает четвероногих в «добрые руки». Для этого проводится активная работа в социальных сетях, но пристройство идет медленнее, чем наполнение пункта передержки. Затрудняет работу волонтеров и то, что не все люди, которые хотят завести питомца, пользуются Интернетом, поэтому объявления иногда публикуются в газетах, развешиваются на улицах города.
Если потенциальный хозяин находится, зоозащитная организация заключает с ним договор, где указаны права и обязанности двух сторон. В частности, организация даёт гарантию стерилизации, если она еще не проведена, время от времени волонтеры и сотрудники «Шанса» интересуются судьбой животного. Часто и сами хозяева присылают фотографии и рассказывают об успехах и жизни питомца.
За время работы пункта передержки новую жизнь начали уже более ста бездомных животных, и хотелось бы верить, что эта цифра с каждым днём будет увеличиваться. Тем более, летом собак забирают чаще, чем зимой: в теплый период проще уделять время дрессировке и общению с питомцем. Взрослых собак, конечно, тяжелее пристроить, но и на них есть спрос: часто люди хотят избежать «щенячьих луж» и погрызанной мебели и получить уже воспитанное, приученное к поводку животное.
Не обходится и без возвратов собак обратно в приют, и причин тому может быть множество. Иногда возвращение – это личная инициатива хвостатого. Так произошло с одной собакой, которую хотели выпустить из пункта передержки на улицу. Видимо, ей так понравилось в приюте, что она запомнила машину ловца и ждала на месте выпуска до тех пор, пока снова не увидела знакомый автомобиль. И ловцу ничего не оставалось, кроме как забрать умное животное обратно.
Конечно, все обитатели пункта передержки совсем разные. Есть совсем пугливые, и те, которых хлебом не корми – пусти к человеку. Почти у каждого из них – своя грустная история, главным героем которой, чаще всего, является бывший хозяин. Да, именно люди создали этот замкнутый круг: зоозащитники пытаются сократить популяцию безнадзорных животных, стерилизуют их, пытаются пристроить, а владельцы, в свою очередь, либо бездумно размножают своих питомцев, либо вообще выбрасывают на улицу. Получается замкнутый круг.
***
Да, приют для собак – это дом, у обитателей которого свои радости, заботы и хлопоты, причём дом гостеприимный, всегда готовый к приёму новых жильцов. Но дом этот общий, а у каждого живого существа он должен быть своим. Шансов его обрести у бездомных животных не так уж и много, и они существенно сокращаются, кода хозяева отказываются стерилизовать своих питомцев, даже не представляющих племенной ценности. Поэтому в АНЗО «Шанс» призывают стерилизовать домашних любимцев, ведь операция существенно облегчит их жизнь.
Шанс изменить жизнь к лучшему есть у каждого из нас, и бороться нужно не с бездомными животными, а с их бездомностью. Стерилизация как раз может поспособствовать снижению численности безнадзорных псов как на улицах, так и в приютах. А когда вы решите завести себе четвероного друга, вспомните, что в пунктах передержки более сотни одиноких хвостатых ждут новых хозяев.
Телефон АНЗО «Шанс»: 61-03-03.
Группа в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/shanszoopskov.