0
  • Коротко
Общество

Книга рекордов Гедиминаса

2 июня в Псковской области отгремел центральный день 52-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии. Впервые за организацию этого фестиваля взялся руководитель Имперского русского балета Гедиминас Таранда, ставший его художественным руководителем. В преддверии праздника по Сети разлетались ролики, в которых Таранда рассказывал о подготовке к нему и приглашал гостей. А на самом фестивале он, кажется, был одновременно везде, успевая и на сцену подняться, и с почётными гостями пройтись, и с народом пообщаться. 7 июня художественный руководитель праздника стал гостем проекта ПАИ-live, чтобы подвести итоги фестиваля, рассказать, что удалось, а над чем стоит ещё поработать.  

 

                                                             *Из-за технических проблем со связью, некоторые эпизоды трансляции не вошли в запись эфира

- Что, на ваш взгляд, стало успехом праздника, а что пошло не так, как планировали?

- Самое главное, что получилось – народ нам поверил. Я в пятый раз приезжаю в Псковскую область с разными проектами: с балетом, с мастер-классами. И когда я начинал говорить о Пушкинском празднике, я такого пессимизма, как в нашей Псковской области, мало где видел. С кем ни разговаривал, все говорили: «Ну что идти на этот пушкинский праздник... Не пойдём.. Что мы там не видели.. Эти воздушные змеи какие-то…. Я уже пять лет не хожу, мне там скучно, там негде развернуться...». Разговариваю с ремесленниками, а они: «Нас китайские товары вытеснили». Совершенно не было доверия к нам. Но мы выставили ремесленные ряды, не палатки, не просто базар. Для нас это было принципиально важно, чтобы ремесленники  увидели нашу заботу: одинаковые торговые ряды, чистые, аккуратные. Увидели, что нам важно, чтобы там были люди, которые делают что-то своими руками. И они это очень сильно оценили. Они говорили: «Спасибо вам! Мы заново поверили, что мы нужны нашему городу, нашей области».

А что не получилось? Не получилось хорошей навигации на празднике. Поляна очень большая, было очень мало времени, и мы не успели сделать правильное оповещение людей о том, что они могут увидеть в том или ином месте. У нас был шатёр «Патипа», шатёр «Пиковая дама», шатёр «Дворянское воспитание», деревня Зуёво, «Почтамт», «Сеновал». Там везде были этноигры, везде были свои программы.  И наши гости метались от одного шатра к другому, хотели и одно увидеть, и второе, и четвёртое, и пятое. С навигацией мы не успели справиться.

- Почему из исконно псковской соломы на Пушкинском празднике кукол делали московские мастера?

Поляна была совершенно громадная по нашим меркам. Мы делаем Пушкинский праздник в Москве в деревне Захарово. Там площадка размером с футбольное поле, а здесь - 5-6 футбольных полей. Поэтому, конечно, я пригласил ещё и московские коллективы, на которые я опирался, которые стояли в определённых точках, создавали ту атмосферу, которая мне была необходима. И, конечно, они с собой привезли традиции, которые они демонстрируют на всех праздниках. Во-первых, они приехали в настоящих костюмах, которые они собирают на протяжении 20 лет: Воронежская область, Белгородская область, Курская область, Псковская область чуть-чуть, потому что псковские костюмы очень мало сохранились, но, тем не менее, они и его знают. Команда привезла большую коллекцию, которую демонстрировали на «Сеновале».

Другая группа фольклористов стояла в нашей «Дервеньке Зуёво», они там показывали традиционные русские обряды: Троицу, святки, кумование, наряжание берёзки. 

- То есть вы делали ставку на тех артистов, в которых вы уверены, которых вы знаете, с которыми работаете?

- Да, потому что я знаю, где они стоят, что они делают, как они привлекают людей. Но местному Дому народного творчества я тоже очень благодарен, потому что они приняли это с воодушевлением. Я, честно говоря, не ожидал, что на парад выйдут 700 человек. Когда мы собирались месяц назад, я встретился с директорами всех районных домов культуры и сказал: «Мне нужна ваша помощь. Надо сделать парад, но не просто пройтись, надо дать людям свободу, чтобы они включились в творчество и придумали любые речёвки, проходки, отрывки из сказок». Месяц назад мне сказали: «Гедиминас, это очень трудно, надо готовиться заранее». А директора домов культуры ответили: «Мы готовы!». Я им говорю, что будет целая колонна, будете идти, и о вас все узнают.

И вы знаете, это превзошло все мои ожидания. Я так хохотал, это был такой креатив! Люди просто мечтают о творчестве, хотят показать его. Это были просто фантастические костюмы. Представители Палкино вообще меня убили: они сделали море с сеткой, и в этом море плавала золотая рыбка. Всё это было сделано руками, без больших затрат. Великие Луки отличились: они вообще привезли целый спектакль – 80 человек! Как это было здорово сделано!

- До вас Пушкинский праздник делал Дмитрий Месхиев, как вы считаете, есть ли у него какая-то ревность? Как вообще складываются ваши отношения с ним?

- Я считаю, что это один из талантливых людей, который создал очень многое в этом городе и будет создавать. Ревнует или нет? Не могу сказать, но думаю, что у любого человека, который что-либо организовывал, когда приходит следующий человек, определённая ревность есть. Тем не менее, я сотрудничал с теми людьми, которых он воспитал. И я могу сказать, что Театрально-концертная дирекция работала совершенно фантастически. Потрясающе подготовленная команда! И это, конечно, заслуга его. Эта команда знает, что делать, знает куда пойти, знает как заказать транспорт, гостиницы и так далее.

- Дмитрий Месхиев, готовя предыдущие праздники, да и врио губернатора Михаил Ведерников, выступая на этом празднике, говорил о необходимости его переформатирования: чтобы привлечь молодёжь, чтобы вернуться в те времена, когда было под 100 тысяч человек на поляне. Держали ли вы в голове, что надо переформатировать праздник, когда его готовили?

- В голове я это не держал. Я хотел сделать так, как чувствую, как близко это мне, моим друзьям. Для молодёжи у нас была сцена, которую мы назвали «Скворечник», это была просто шикарная сцена. Там были московские и питерские поэты и музыканты. Мы им сказали: «Вот ваша площадка – делайте». И они это оценили. Там были классные поэты, «Таврида» там выступала. Это было очень важно сделать, потому что молодёжь тоже должна сказать: «Это интересно». Молодым неинтересно приходить и смотреть, когда показывает кто-то, они хотят сами в этом участвовать. Поэтому эта поляна была предоставлена им.

Другая поляна, театральная, с открытым микрофоном – «Поляна сказок» – была предоставлена местным псковским коллективам. Они могли на протяжении всего праздника создавать там свою атмосферу. Это тоже было очень важно.

У нас было пять площадок, пять сцен, которые были разделены тематически: и по программам, и по составу, по наполнению.

- В предыдущие годы молодёжь привлекали концертами – были Арбенина, Дельфин. Рок-музыканты. А в этот раз праздник завершался выступлением группы «Сябры». Они, конечно, легенды музыки, но не кумиры молодёжи...

- Конечно, но у нас были ещё «Партизан ФМ», которые стали открытием для псковичей. Никто здесь не знал, кто это такие, а теперь спрашивают, когда они снова приедут, что будут показывать. Я специально привёз этот коллектив. Он произвёл впечатление, в том числе на молодых, хотя они поют русские песни. Для меня было важно, чтобы народ услышал русские песни в исполнении мужского коллектива. И это правда произвело впечатление. Они стояли с открытыми ртами и понимали, что это классно, модно и популярно.

Ставка была и на вечернюю программу на сцене на воде в Бугрово.

- На что вы ориентировались, когда  готовили Пушкинский праздник?

-  Я делаю много праздников, например, Масленицу в Подмосковье, и делаю именно в народном ключе. На нашей масленице не увидите сцен, где всё происходит. То есть сцена, конечно, есть, но всё происходит в таком интерактиве. Мы делаем Ивана Купалу, мы делаем День Перуна, День ВДВ. Много фестивалей, которые я делаю. И я всегда сталкиваюсь с тем, что людям становится интересна своя культура, свои корни. А здесь именно русская поэзия, русская литература. Тут нужно было покопаться в Пушкине. Они жил в Михайловском два года, ходил в красной рубахе, в портах, в армяке. Он был здесь привязан к народной культуре как никогда. Поэтому мы поляну разделили – фольклорная культура, дворянская, и поэзия.

На примере тех праздников, которые мы делали, я понял, что народу интересен возврат к своим корням. Никто практически не знает ни игр, ни песен, ни обрядов. Только какие-то 3% населения знают. А это наша страна! Где культура? Из чего мы дальше будем черпать? Что? Поэтому мы занимаемся обрядовыми фестивалями, элементы которых я принёс и на Пушкинский праздник. В «Деревеньке Зуёво» проходило именно обрядовое представление. Мы рассказывали, что такое Троица, как она проводится, как происходит кумление, как завязывать берёзку.

На следующий год здесь будем делать Троицу. А почему нет? Надо чтобы сюда приезжали из Петербурга, из Эстонии. Чтобы было так: «-Куда едем? - Конечно, в Псков, потому что там не только сам церковный праздник Троицы, но ещё и обрядовый праздник «Зелёные святки». Кто сегодня о них знает? Да практически никто.

- Как вы относитесь к «сухому закону» на таких фестивалях, останется ли он в следующем году?

Я не могу оспаривать решения губернаторов: и предыдущих, и действующих. У них есть свои позиции. Но для меня позиция одна, мне лично надоело, что из нас, из русских, делают алкоголиков. Вот у меня вся команда, которая со мной работает, а это 170 человек, все непьющие. Я уверен, что наши люди, которые хотят напиться, они напьются по-любому.  А что значит выпить пару бокалов пива для нашего человека – это смешно, это ничего. Вот англичане – алкаши, немцы - страшные алкаши, а у них всё можно на всех фестивалях.

Мой опыт показывает, что люди, которые приезжают на наши фестивали, перестали пить, они приезжают за другим, приезжают отдохнуть и получить удовольствие.

А когда жарко, почему бы не выпить пива, сбитня?

- Если вернуться к итогам Пушкинского праздника: по официальным данным 23 тысячи человек посетили его в субботу,  6 тысяч человек были на концерте в Бугрово...

6 тысяч в Бугрово пришло? Это очень здорово. Когда мы ставили сцену в Бугрово, мне говорили, что никто не придёт, потому что на поляне всё завершается в 17:00, а до Бугрово надо или доехать, или пешком дойти. Мне говорили, придёт сюда тысяча человек.

- Раскройте секрет: во сколько обошёлся Пушкинский праздник?

- Катастрофически мало - 3,5 млн рублей. На другие праздники выделялось по 5-6 миллионов. Федералы не помогли. Я сам был на совещании у замминистра. Обещали, но в последний день отказали, так что всё сами, всё своими силами. «Псковский лес» нам очень помог, всё привёз, установил.

 В #Команде2018 я встретился с удивительными людьми, у которых спросил: «Кто поможет сделать праздник?» Ко мне подошло много людей! Театрально-концертная дирекция очень помогла, буквально за ночь сделала торговые ряды. Это всё сделали местные люди! Мне нужны были хотя бы 6 плотников, так 8 ребят сказали: «Мы готовы!» Это же здорово!

- В предстоящем Ганзейском празднике в Пскове хотели бы вы принять участие?

Конечно, хотел бы, но предложений пока не поступало. Хотя я написал уже много сценариев по поводу Ганзы-2019. У меня есть много предложений.

- Вы разделяете народный стон по поводу того, что точно ничего сделать не успеем к Ганзе?

- Нет, конечно. Я человек авантюры. Вот Наполеон мне близок чем? Главное - ввязаться в драку, а там посмотрим! Эта тема меня преследует: я ввязываюсь, выкручиваюсь, поэтому всё время есть гибкость. Я понимаю, что нам надо сделать что-то за два дня. Мне говорят: «Это невозможно!» Классно! Я обожаю, когда говорят «невозможно», «не успеем»! У меня сразу включаются какие-то ресурсы. Другое дело, что людям, которые работают со мной, безумно трудно: спать приходится по два часа, мысль должна работать быстро. Не получилось с этой стороны, зайдём с тыла, с тыла не получилось, переплыли по реке. Вот это всё должно присутствовать.

- Так что же будет на Ганзе? 

- Как я могу раскрыть секрет? Это будет бомба, это будет взрыв, если этот проект утвердят! Никто ещё в Европе такого не делал, а это будет у нас, в Пскове. Вот вы улыбаетесь, а я говорю, что это будет совершенно удивительная, уникальная штука!

Версия для печати
  • Сюжет
  • Псковская Ганза
Иван Цецерский в Ростоке презентовал Псков в качестве города-организатора Ганзы-2019 Две недели остаётся до конца приёма заявок на VI Международный конкурс СМИ «Ганза - связь времен» Учесть элементы безопасности и антивандальную составляющую при изготовлении Ганзейской ладьи попросил глава Пскова УФАС предупредило замглавы Пскова о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства при подготовке к Ганзе-2019 Ветер в Ганзу На берегу Псковского озера открыта первая очередь ганзейского музея Проблемные вопросы организации Ганзы-2019 обсудили власти Пскова Книга рекордов Гедиминаса Почти 696 млн рублей получит Псков на реконструкцию стадиона «Машиностроитель» Уличный праздник-ярмарка «Hansa-пир Псков» состоится 16 июня
  • Сюжет
  • 52-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии
Гедиминас Таранда: Я принес обрядовую составляющую в Пушкинский фестиваль, так как людям интересен возврат к своим корням Гедиминас Таранда: В голове не держал мысль переформатирования Пушкинского праздника, просто хотел сделать как чувствую Гедиминас Таранда: Дмитрий Месхиев - талантливый человек, который много создал в Псковской области Гедиминас Таранда рассказал, сколько стоил 52-й Пушкинский праздник поэзии Стартовал «пушкинский» ПАИ-live с Гедиминасом Тарандой (ЭФИР ЗАВЕРШЁН) Гедиминас Таранда расскажет об итогах 52-го Пушкинского праздника поэзии в эфире ПАИ-live сегодня в 11:00 Пушкинфест: Перезагрузка Пушкин. Избранное (ВИДЕО) Почетные гости 52-го Пушкинского праздника приняли участие в церемонии спецгашения знаков почтовой оплаты Михаил Ведерников: У нас получилось вдохнуть новую жизнь в Пушкинский праздник поэзии


Идет загрузка...