«Потому, что мы пилоты»

Сегодня небо над Псковом «расколола» авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России «Русские витязи». Командир авиационной группы, летчик 1-го класса, подполковник Сергей Щеглов рассказал корреспонденту Псковского агентства информации о том, как попасть в группу высококлассных пилотов, тренировках, сложнейших фигурах пилотажа и о любимом детище «русского витязя» – самолете Су-27СМ. 

Командир авиационной группы "Русские витязи", летчик 1-го класса, подполковник Сергей Щеглов

- Какие требования к пилотам «Русских витязей»? Какими качествами, кроме опыта, надо обладать? Что вообще отличает от «обычного» пилота участника группы, кроме колоссального опыта?

- Прежде всего, надо преданно любить пилотажное дело. Нельзя попробовать, а потом взять, и уйти. Очень много сил и ресурсов тратится на подготовку летчика, в связи с этим надо некоторое количество времени отработать, подготовить себе замену. А еще очень важна коммуникабельность. 

- Как попадают в группу? Можно ли подать заявку «с улицы», или необходимо приглашение?

- Прежде всего, должно быть большое желание. Далее человек приезжает на авиабазу Кубинка на собеседование: проверяется теоретическая и физическая подготовка, сдается летный экзамен. А после этого принимается коллегиальное решение: брать или не брать. А если где-то мы видим летчика хорошего, то уже предлагаем присоединиться к нам.

- Как часто тренируетесь, участвуете в шоу?

- В шоу – как Министерство обороны нас напряжет. Сейчас, в общем, довольно часто. Часто летаем по акциям «Военная служба по контракту – твой выбор!», на мероприятиях, которое проводит Министерство обороны, авиадартс [прикладные состязания между военными лётчиками в умении преодолевать систему ПВО условного противника, поражать наземные цели с помощью неуправляемых ракет, авиационных пушек и управляемых противотанковых ракет - ПАИ], Армейские игры, – в основном мы там регулярные участники.

Естественно, стараемся, чтобы перед какими-то показами тренировки проходили чаще. Можем два полета сделать на тренировку в один день, можем в неделю раз слетать. Наш стандартный показательный авиационный полет – 20-25 минут. Соответственно, если он тренировочный, то стараемся, чтобы он в два раза дольше был по времени, можем несколько раз программу отработать.

- Используются ли в тренировках авиатренажеры?

- Естественно, используются. Сейчас у нас промышленность изготовила хороший тренажер, как раз самолет Су-30СМ. Полет на тренажере позволяет отработать в полном объеме, включая полеты с управляемым вектором тяги, боевое применение, дозаправку. Всё сначала отрабатывается на тренажерах, а потому уже осуществляется «вживую», это очень помогает.

- На каких самолетах летаете?

- Су-З0СМ, два года уже. На Су-27 летает молодежь, также эскадрилья на двух типах самолетов летает.

Самолет Су-30СМ пошел настолько далеко, что летчик, отклоняя ручку управления, не думает о том, каким органом управления самолет будет воздействовать, чтобы изменить свое положение. Всё делает компьютер, который там стоит. Допустим, какого-то одного руля не хватает, он подключает другие рули или уже сопло.

Су-27 СМ

Он «пустой» только 19 тонн весит, плюс топливо – уже под 30-ку набегает. Это накладывает некоторые отпечатки – он более инертный, тяжелее плотность в строю выдерживать. Опять же, благодаря конструкторской мысли и нашим инженерам, он позволяет хорошо летать и на минимальных скоростях, и на больших. Вот у Су-27 скорость 800 километров в час, в строю он очень чуткий. А этот – стоит плотно.

Су-30СМ давно на вооружении у Индии, Малайзии, Алжира – они их получили одни из первых. Скажем так, благодаря Индии он и появился. Первым были ндийский контракт. Индия была заинтересована и сделали под них самолет, и он оказался настолько хорошим, что решили произвести и для нашей страны.

Су-27 СМ

Сейчас портфель заказов растет и вооруженные силы опять его заново закупают. Интерес продолжается к Су-27СМ. На самом деле, самолет очень хороший.

- Сколько часов в среднем «налетывает» в год участник группы?

- В год 180-200 часов, 220 бывает.

- Какие фигуры высшего пилотажа самые сложные?

- Традиционно самый сложный – «вираж». Потому что все параметры надо выдержать по нулям. На «петле» меняется скорость, высота, курс, а на «вираже» – только курс меняется, а скорость, высота, крен должны быть неизменными. Задача летчика – выдержать.

- Какие перегрузки испытывает пилот, находясь в воздухе?

- Там нагрузка психологическая, особенно, когда надо выдержать какие-то точные параметры. Здесь, пожалуй, самое сложное – встречный и синхронный пилотаж, пилотаж с вектором тяги, потому что параметры надо довольно точно выдержать. 

- Высший пилотаж – это «искусство ради искусства», только для авиашоу, или эти элементы как-то применимы в современном воздушном бою, имеют прикладное значение?

- Однозначно, имеют. У нас в 1990-е годы был старый курс боевой подготовки, в котором было написано, что каждый летчик-истребитель должен выполнять не менее одного полета в неделю на сложный пилотаж. Ну а высший – это, скажем так, высокий уровень мастерства. Сложный – это отдельная фигура, а высший – фигура в комплексе.

Авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские витязи"

- Есть ли в других странах пилотажные группы такого уровня, кто ваши «конкуренты»? И есть ли «российский стиль» высшего пилотажа? В чем его отличия?

- Группы на боевых самолетах группы имеются в многих странах. Даже Швейцария имеет пилотажную группу на боевых самолетах, в Соединенных Штатах – две. Финляндия, небольшая страна, – имеет группу на боевых самолетах. Их очень много.

- Существует какой-то особый «русский стиль» высшего пилотажа?

- Мы стараемся, чтобы у нас весь пилотаж был в поле зрения зрителя, то есть все 25 минут зритель наблюдает наши самолеты и мы стараемся далеко не отходить, чтобы всё было в поле зрения. А у иностранных групп, допустим вот, «девятка» летает на учебных самолетах, и они разбиваются на две формации – на «четверку» и «пятерку». Пока одна перестраивается, вторая какой-то элемент показывает. Это и есть разница в стилях. Отличается сам подход к демонстрационному пилотажу.

Китайцы прилетали, так у них нет такого ярко выраженного одиночного пилотажа. Они показывают, допустим, перевернутый полет, фиксированную «бочку», а дальше занимаются чем-то другим, там, «проход» делают. А у нас одиночка выступает отдельно со своей программой, которая сама по себе уже целостна, и на нее интересно смотреть от начала до конца.

А в классе «тяжелых истребителей» ни одна пилотажная группа в мире не летает, кроме «Русских витязей».

Михаил Синёв
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...