Уникальная коллекция печорского монаха стала достоянием "Русского искусства"

Во втором номере журнала «Русское искусство» опубликована статья искусствоведов Юрия Мудрова и Ольги Савицкой «Печорская коллекция Архимандрита Алипия». Второй номер журнала посвящен провинциальным художественным коллекциям музеев России, и авторы этого небольшого исследования дают характеристики необычной монастырской коллекции, рассказывают, как она собиралась отцом Наместником, оценивают ее художественный уровень. Авторы отмечают в своей статье, что коллекционирование является важнейшей частью художественной жизни, без меценатов, без их коллекций не было бы ни Эрмитажа, ни Третьяковской галереи, музеи формируются за счет доброй воли десяткой людей, коллекционеров и их частных собраний. Коллекция печорского монаха стала частью собрания Государственного Русского музея и Псковского музея-заповедника.

 

Один из авторов журнальной статьи, член Европейского Общества культуры, эксперт Международного Совета музеев Юрий Мудров рассказал корреспонденту ПАИ следующее: «Архимандрит Алипий (1914 -1975) - легендарная фигура Русской Православной Церкви XX столетия. Отец Наместник известен в церковном русском мире как человек, не позволивший коммунистической власти закрыть последний действующий в России Псково-Печерский монастырь. В бытность его наместничества были восстановлены из руин крепостные стены монастыря, храмы обители – проделана огромная восстановительная работа. Стараниями Архимандрита в монастырь в 1973 году вернулась уникальная Ризница, вывезенная немцами в Великую Отечественную войну из монастыря, в которой хранились вклады русских царей и цариц, пожертвованные в виде уникальных культовых произведений золотых и серебряных дел мастеров. Архимандрит Алипий (Воронов) наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря обладал интересной коллекцией западно-европейского и русского искусства, представленного живописными и графическими полотнами. Его собрание имело более случайный, чем системный характер и состояло частично из даров, поднесенных Архимандриту людьми в знак почтения, благодарности и любви – как к его личности, так и к сану.

Псков
Фото. Е.Лансере. Псково-Печерская звонница. 1904 год. Из коллекции Архимандрита Алипия

 

Архимандрит Алипий - не коллекционер по определению, но в мирской жизни имел художественное образование, и в монастыре хранятся иконы, написанные отцом Наместником. Свою коллекцию он не скрывал от людских глаз и охотно показывал специалистам, в его собрании, в основном, были представлены работы религиозной, библейской тематики. Русскую часть коллекции Архимандрит Алипий завещал Государственному Русскому музею, но некоторые работы попали в Псковский музей-заповедник. Западно-европейскую часть коллекции он не успел завещать, и она была принята в Псковский музей-заповедник. 12 полотен атрибутированы специалистами Эрмитажа Ириной Линник и Юрием Кузнецовым, из них только четыре оказались старыми копиями с Ватто, Тенирса и Рубенса, остальные работы – оригиналы, в частности, редкая работа «Мадонна с младенцем», которую атрибутировали, как принадлежащую флорентийской мастерской художника Андреа дель Сарто (1520-е годы), работ этого мастера в российских музеях всего две».

 

На вопрос корреспондента ПАИ о современной ситуации в музейном деле, Юрий Мудров ответил так: «Россия – одна из сильных держав мира, поэтому мы должны обладать соответствующим великолепным культурным фасадом, который определяется, в том числе, и наличием больших культурных хранилищ – музеев и экспозиций. У народа, у нации должны быть музеи, демонстрирующие ее культурные завоевания, уровень развития культуры страны. Музеи должны быть в каждом большом и малом городе ради нашего самосохранения и культурной самоидентификации. К сожалению, сегодня музей хотят сделать «точой» по зарабатыванию денег, что исключается, музеи – это прямая забота государства, его почетные «нахлебники». Мировое музейное сообщество признает сегодня наличие музеев всех уровней, и для нас, что «голос» Эрмитажа, что «голос» краеведческого музея Себежа или какой-нибудь швейцарской музейной деревушки – одинаково равны. Мир велик и интересен не только формами выражения каких-то исключительных, культурных ценностей, но и всего того, что наработало человечество, разный опыт имеет право на существование. Если мы будем ограничивать существование музеев на российском пространстве, прервется какая-то цепочка, какое-то звено, прервется связь времен, и мы уже никогда не узнаем, почему это так, откуда это и как это произошло, если сегодня закроем один музей, завтра другой. Будет потеряна значимость тех или иных исторических событий, которые кристаллизовали самосознание нации. Закроют, например, музей в Калужской области Николая Яковлевича Жуковского и все забудут, что Россия среди первых участвовала в развитии воздухоплавания, закроют музей в Псковской области в Полибино Софьи Ковалевской – и мы лишимся еще одного знака нашей национальной памяти, исчезнет личность, формировавшая общественное и научное сознание во второй половине XIX века. Можно закрыть также и музеи наших музыкальных гениев Н. А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, или просто не давать им возможности нормально жить, не финансировать, что происходит сейчас, и через лет пять-десять наши молодые поколения забудут, что это великие русские композиторы. Музеи - хранители национальной памяти, и задача их содержания - государственная задача, ну не будет у нас музеев, не будет у нас культурной памяти – тогда мы-то для чего? Ведь во всем этом есть духовная составляющая: художник ли, композитор - они ведь, создавая свои шедевры, мучались, духовно мучались над вечной проблемой: власть, совесть, Бог. А там, где есть нравственные мучения, безусловно, идет поиск Бога. Любой человек должен искать в себе Бога и не забывать, что мы созданы по образу и подобию Божию, а если эти поиски представлены такими мощными явлениями культуры как Мусоргский, Римский Корсаков, или провинциальной краеведческой экспозицией – это все должно быть, должно оберегаться страной, государством, нами. Не хочешь мучиться в поисках Бога, поисками своей национальной самоидентификации, хранить, собирать – потребляй суррогат. Можно с сожалением констатировать, что государство гораздо больше помогает развитию массовой культуры, вольно или невольно, чем традиционной, классической, которая хранит все лучшее, что есть в народе».

Псков
Фото. М.Шагал. Купание ребенка. 1916 год. Псковский музей-заповедник

 

Характеризуя художественную коллекцию Псковского музея-заповедника Юрий Мудров отметил: «Собрание Псковского музея-заповедника не входит в первую десятку музеев России, но представляет достаточно высококлассную и разнообразную художественную коллекцию. Музейное собрание икон псковских храмов цельно, и демонстрирует весьма отличную от других иконописных школ «псковскую школу иконописи», индивидуальную, непосредственную, искреннюю, лучшие образцы которой представлены в Третьяковской галерее. Есть иконы, которые требуют рук реставраторов. Известный псковский художники и музейщик Иван Николаевич Илларионов когда-то вывез из Петрограда в Псков из Академии художеств большую коллекцию русской живописи, которая подлежала уничтожению. Любопытно и пока мало изучено собрание живописи XVIII века. Художественное музейное собрание полотен XVIII - XX веков достаточно неоднородно: есть яркие талантливые работы, великолепно представлен провинциальный портрет, есть прекрасные академические полотна, получившие большие академические награды; в музейном собрании представлен наш земляк – академик Максим Воробьев, его работа «Храм Рождества Христова в Вифлееме». Первая половина XIX века интересна редким художником Антоном Легашовым, который долго работал в Китае, есть передвижники, ранний А.Саврасов, замечательный подготовительный портрет И. Репина для исторического полотна «Заседание Государственного Совета» - генерала - псковича Куропаткина. Интересна коллекция начала XX века, представленный художниками «Мира искусства», Союза русских художников, «Бубновым валетом», «Голубой розой», а картину «Купание ребенка» «псковского» Шагала показывали в крупных музеях мира. Псковский музей активно собирал художественную коллекцию в 70 – е годы XX века, собрал оригинальную коллекцию наивного искусства псковских художников, одну из лучших в России. Вполне определенно можно сказать, что художественное собрание Псковского музея-заповедника дает возможность увидеть развитие русского, советского искусства».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...