"Когда поносят вас: радуйтесь и веселитесь!"

Псков
1946 год

Информационная служба Псковской епархии ознакомилась с материалом о восстановлении Крыпецкого монастыря «До основанья», опубликованном в №38 газеты "Псковская губерния". Можно было бы оставить без внимания этот не очень добросовестный материал, разбавленный лирическими картинками и эмоциональными дамскими сожалениями о том, как "все помнят запущенное, но подлинное состояние монастыря. Помнят, как отражалась в Святом озере колокольня – главная доминанта всего участка, которая всегда привлекала особое внимание Бориса Скобельцына. Она была совершенно не изучена…", но в этом в газетном материале людям, восстанавливающим монастырь, достались уничижительные характеристики, и доверчивые читатели могут поверить журналистской кривде, поэтому мы решили представить мнение другой стороны - монастырской.


Наместник Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин: "Помню, как пришел в Крыпецкий монастырь в 90-ом году, осенью, с ног до головы мокрый, дождь, трава по пояс. От того, что увидел, от этой нещадящей разрухи просто сердце защемило. Монастырь вдалеке от деревень, а все было разломано и разбито, как будто специально приходили и разрушали. Упал в траву, поплакал, сколько хотелось, и было такое чувство внутри, что надо обитель восстанавливать из такого позора. Походил по земле, залез на храм Иоанна Богослова, на второй этаж, наелся малины, она там росла, поспела к осени. Потом поднялся на развалины колокольни, своды ее были обрушены, бомба туда попала, а там земляника спелая, поел, насытился и утешился, что Господь послал мне через это милость. В храме Иоанна Богослова мусор, доски, росли деревья, кустарник...

 

Благословил меня на восстановление монастыря Владыка и наш старец с Залита Николай Гурьянов. С весны 1991 года начали очищать, разбирать развалины, мне помогали бабушки верующие, чада мои духовные из Белоруссии. Когда в 60-х годах делали консервацию, зимой привезли цемент на машине, через окно бухнули весь в алтарь, и он за все это время окаменел. Я не мог пустить женщин в алтарь, и сам, один, по кусочку, ломом разбивал эту груду в три-четыре тонны. Обивали пороги, чтобы дорогу к монастырю провели, свет. Дай Бог крепости и здоровья губернатору тогдашнему Туманову и дорожному директору Афанасьеву, хороший человек был, Царство ему Небесное.

Псков

Государство давало деньги к 1995 году, когда было 500-летие со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. В этот год состоялось и первое Архиерейское служение, была местная власть, и нам выделили из Федерального бюджета несколько миллионов, но это были "миллионы" 1995 года. На эти деньги псковская реставрация восстановила нижний храм преподобного Саввы Крыпецкого, поставили кровлю и сделали купол. Но то, что реставрировали государственные реставрационные мастерские, сделано было просто халтурно: мы потом заново в некоторых местах перекрывали крышу, в приделе Преподобного меняли проводку – они заложили слабую плохую проводку, алюминиевую, которая все время искрила и замыкала. Поменяли полностью штукатурку, реставраторы сегодня гасили известь, а завтра ею штукатурили – и процесс гашения продолжался уже в стене, такая штукатурка обваливалась, нам пришлось все перештукатуривать. Восстановление монастыря продолжили на пожертвования: восстановили нижний придел пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, сам храм Иоанна Богослова, галерею, ведущую от храма к колокольне.

 

Сейчас восстанавливаем колокольню, в которой были два храма Успения Божий Матери, преподобного Иоанна Лествичника и трапезная. Через недели-две мы будем ставить купол на колокольню, покрывать храмы оцинкованным железом. За последний год провели большие дренажные мелиоративные работы: облагородили Святое озеро преподобного Саввы, где было более метра ила, углубили его, берега укрепили. Строим купальни, через которые вода проходит и идет далее в мелиоративную канаву, строим крестильню для взрослых. Мелиоративные работы выполняет псковская бригада, без которой это было бы абсолютно невозможно, только они могут такие работы делать.

 

Все работы мы проводим на пожертвования, и какими судьбами к нам приходит помощь - это тайна. Помогают нам пожертвованиями Рига, Москва, Питер, Белоруссия. Сам езжу по людям, прошу. Нам из Питера пожертвовали 120 тысяч штук кирпича – всю колокольню мы строим этим кирпичом, а 120 тысяч  кирпича стоят больше миллиона. Они пишут в своей газете "Кто же так жертвует монастырю? Может, кому-то из нуворишей захотелось "прилечь" в вечном покое рядом с преподобным Саввой?" Откуда они знают, какие люди дают деньги, и так оскорбляют наших жертвователей и самого преподобного Савву!

Псков

Нам помогают хорошие специалисты, по молитвам преподобных наших Саввы и Корнилия Господь нам послал людей: архитектора со специальным образованием, имеющий лицензию на такие работы; прораба – специалист, работающий на серьезных стройках Латвии. Для нас очень важно, что это верующие люди. Они многое делают бесплатно, во Славу Божию, они честные, добросовестные и профессиональные специалисты. Сейчас, может быть, уже и нет таких людей. Их работа обходится раз в двадцать дешевле, чем нам бы стоили реставрационные услуги псковских организаций. Неверующий человек, который не понимает сути Православной веры и не принимает законов нашей Церкви, относится к монастырю, как к памятнику, не может заниматься реставрационными работами такого уровня. Они считают наш монастырь памятником, который охраняется государством. А как же государство сумело довести до такой степени разрушения этот "памятник"? Сначала монахов разогнали, кого-то убили, потом храм монастырский в хлев превратили – это и есть охрана памятника?



Очень был удивлен, написанным в "Псковской губернии" с таким нескрываемым недоброжелательством. Вроде бы люди грамотные, ученые, занимают ответственные должности, но так говорить необдуманно могут только неверующие люди. Что здесь удивляться, как было гонение раньше, так и сейчас, только оно имеет другую своеобразную форму. Про Президента чего только не написано: и такой, и сякой, рисуют на него всякие картинки в той же газете. А кто я такой? На меня можно и побольше нападать, я выдержу, я привык. В конце нашей встречи я мирно пошутил: "Давайте не будем ругаться, и доказывать друг другу, надо все обмерить, зафиксировать и мне благодарность вынести за то, что есть люди, которые делают". Им это не понравилось, перекорежило от моих слов, они так и написали в своей статье: он благодарности просит. Наш благочинный отец Мардарий пригласил охраняющих памятники на трапезу, но они от нее отказались. Что тут можно сказать?

Псков

Благочинный Крыпецкого монастыря отец Мардарий: "Мы поддерживаем связь с Людмилой Александровной Солдатенко, и она нам передала, что намечается посещение монастыря группой общественного надзора. Они все обошли, посмотрели, задавали вопросы, но мнение у них уже было сложено изначально, и они с этим мнением приехали, поэтому наши доводы были не услышаны и не приняты. Главная претензия заключалась в том, что восстановление монастыря шло без их разрешения, без согласия определенных структур, которые занимаются реставрацией. Вся проблема и была: почему нас не спросили? А мы никогда от них не слышали предложения о помощи, чтобы нам помогли разобраться в каких-то сложностях восстановления, не было никаких конструктивных предложений, а было обвальное обвинение: какое право вы имеете восстанавливать монастырь. Мы сторонники конструктивного диалога с той целью, чтобы ситуацию можно было исправить, а не загонять ее в тупик, к запрету на дальнейшее восстановление монастыря, чтобы помочь разобраться во избежание нарушений, которые мы могли допустить невольно, по неведению. К нам пятнадцать лет, пока мы собирали монастырь по крупицам, никто не приходил, не помогал, не предлагал свою консультативную помощь, но наблюдали. Как только мы стали строить, обитель стала меняться в лучшую сторону, сразу появились люди с критикой.

Псков

Что меня очень удивило, так это то, что инспекция не зашла в храм, не только для того, чтобы поклониться святым мощам основателя монастыря преподобного Саввы Крыпецкого, а просто посмотреть, как он восстановлен. Вообще, надо же понимать, что монастырь создается, прежде всего, для молитвы, для труда и особого монашеского послушания. Он начинается с храма, и эти люди приехали объяснять нам, как строить храм, но в храм не вошли. Подход инспекции был светским, они оценивали монастырь, как памятник, как стены, но монастырь – это не только стены, и даже не столько стены, монастырь – это молитва. Думаю, нестыковка светских требований и церковного подхода заключается в общем непонимании в отношениях между церковной властью нашей епархии и светской областной властью. Инспекция приехала в монастырь, не поставив в известность Владыку Евсевия, а мы подчиняемся правящему Архиерею, по благословению которого восстанавливается монастырь, если бы у нас были бы какие-то нарушения, Владыка нас давно бы уже остановил.

 

Возрождение монастыря всегда идет сложно, ведь восстанавливаются не только стены, а обитель возрождается к духовной жизни, поэтому во время восстановления монастыря трудности очевидны. Внутри идет борьба, духовное возрастание, идет и восстановление храмов, хозяйственных построек, подворья монастыря в Пскове. Такую жизнь, которая требует огромных усилий и духовных, и материальных, и физических людям посторонним одним махом не разрешить и не понять. Конечно, хочется восстановить стены обители, как они были, но жизнь нам подсказывает другие пути. Раньше на телегах ездили, и технологии были другими, а сейчас строительство не стоит на месте, технологии модернизируются.

Псков

У нашего прораба огромный опыт строительства сложнейших сооружений, он является экспертом в решении сложных строительных проблем в Риге. Это специалист высочайшего класса, в Пскове таких не найти. Наш архитектор Александр Сергеевич тоже имеет большой опыт, знаком с реставрацией, его чертежи тщательно разработаны и продуманы, он идет рука об руку с наместником, другого быть не может. Наш наместник строитель с сорокалетним стажем, я сам строитель по профессии, и понимаю, как хорошо, что к нам пришли профессиональные люди. Мы восстанавливаем Успенский храм, который будет вмещать до тысячи человек, и для нас это важно, потому что Иоанно-Богословский собор небольшой, в нем и сейчас уже молящиеся не помещаются.



Колокольня восстанавливается с теми же функциональными помещениями, которые были исторически. Старая кладка, которая может нести нагрузку, вся сохранена. Мы открыли в четвертом ярусе колокольни проемы, которые были заложены еще в XIX веке, и туда повесим самый большой псковский колокол 4 тонны 200 кг. Пятый ярус колокольни был так разрушен, что превратился в строительную труху, его мы восстанавливаем, и там будут повешены восемь монастырских колоколов, которые пожертвовал обители житель Ставрополя на Волге Александр Николаевич Невский. Колокольня будет украшением монастыря, и с нее будут видны Псков и окрестные деревни, которые она будет оглашать колокольным звоном. Наши колокола будут призывать народ вернуться к тем истокам, от которых ушли девяносто лет назад. Надо возвращаться к Православию, к чистой православной жизни, к которой призывает наша Церковь.

 

Без помощи Божией в обители сделать ничего не возможно. Все знают, что несколько лет назад здесь была пустыня с руинами, ни дороги, ничего, нынешние большие изменения видны, и такие изменения не бывают без воли Божьей. Если Господь попустил разрушение обители, то и возрождается она по Его мановению.

Псков

Георгий Павлович, инженер-строитель, житель Минска. "Прочитал внимательно книжку о Крыпецком монастыре и решил посмотреть монастырь, приехали с женой. И вот уже третий год приезжаю сюда и тружусь с ребятами из Пскова. Я - инженер-строитель, делаем здесь бетонные, земляные, плотницкие, столярные работы, малярим. Бетонные работы очень тяжелые. У нас здесь разные строители: дружба народов – русские, белоруссы, украинцы, молдаване, есть туркмен, который делает украшения по камню, орнамент из крестов на храме. Мы строили фундаменты к Святым воротам, арку забетонировали. Уже два года работаю с Александром из Пскова, кладку хорошую делает, обмуровку котлов, сварщик прекрасный – мастер на все руки.

Псков

Начали строить дамбу, стали копать, и экскаватор выкопал снаряды от войны: немцы проезжали через мостик со снарядами, и он не выдержал, рухнул, снаряды вместе с машиной провалились. Мы на эти снаряды и попали, и экскаватор выкопал их взрывателями наружу. Пошли к отцу Дамаскину, батюшка вызвал саперов, они посмотрели и сказали, что если бы взрыватели задели, то взрыв бы был мощнейший. Саперы всю территорию проверили. Отец Дамаскин благословил дальше копать, а здесь очень близки грунтовые воды – мы копаем, и на следующий день все заполняется водой. Взяли помпы, откачивали воду каждый божий день, чтобы потом положить щебень, бетон, стены купальни возвести и рассчитать так, чтобы вода в озере переливалась в купальню и проходила под определенным углом в мелиоративную канаву". На прощание Георгий Павлович, человек совершенно бесхитростный, попросил: "Передайте авторам этой статьи, что их статья – ложка дегтя в бочке меда. Так и передайте".

 

Геннадий Евгеньевич Губко, инженер-строитель, прораб, в строительстве более тридцати лет, член Союза инженеров-строителей Латвии, имеет сертификат, дающий право осуществлять надзор строительства и участвовать в любом строительстве. Геннадий Губко - главный прораб восстановления монастыря, оказался в обители несколько лет назад, и по благословению отца Дамаскина стал помогать строительству: "В монастыре, когда я приехал, грамотных строителей не было, и батюшке было тяжеловато. Я не сразу привык в обители, все-таки человек технического склада, к тому же у меня не было никаких проблем с профессией в Риге. Я приезжал и уезжал из монастыря, но с некоторых пор это мое самое родное место, и у меня такое ощущение, что вся моя жизнь до этого как школа, как подготовка к тому, чтобы поднять Крыпецкий монастырь.

Псков

Когда мы начали восстанавливать, было тяжело, я не архитектор, не все могу рассчитать, и Господь послал нам рижского архитектора исключительно умного и профессионального человека Александра Сергеевича Кузнецова, он еще и иконописец. Чертежи он делает как специалист старой закалки, грамотнейший специалист. Не то, что сейчас на компьютере быстро и кое-как, а с проработкой узлов, все, как положено, и мне стало легко, мы с ним в паре работаем. Жена нашего архитектора золотошвейка, ею вышиты красивые хоругви для обители. Вот так Господь и собирает людей. Да и преподобный Савва отбирает: долго к колокольне не подпускал, и только за последние два года мы сделали огромные работы, практически восстановлен Успенский храм, красивое и сложное здание. Мы построили его уникальный свод 12х22 метра, который без единой опоры покрывает более двухсот квадратных метров. Думали поначалу, как перекрыть храм, перекрывать балками было невозможно, потому что площадь свода такая большая, что он работает уже как мембрана, и я мучился в поисках решения. Но у меня были друзья еще по институту, среди которых специалисты по металлоконструкциям, солидные люди с учеными степенями, мы уже долго не созванивались, и вдруг звонит мне один мой друг, с которым я поделился проблемой. И нам рижский проектный институт металлоконструкций на ЭВМ рассчитали арку свода, расчет был на 200 страницах, чего я никогда не смог бы сделать.

Псков

Разве это не Промысл Божий? Этот расчет они сделали во Славу Божию, бесплатно. Довольно сложным было и конструктивное решение восстановления башни колокольни. Когда мы два года вычищали руками сотни тонн обрушенных бомбой сводов колокольни – к нам никто не приехал и не предлагал помощь. Никто. Не из общества сохранения памятников, ни от власти, ни молодые помощники, но как только мы расчистили, стали строить, все сразу приехали с указаниями и контролем. А где вы были раньше, люди? Мы не сносим старое, что осталось после этой страшной разрухи, мы все оставляем, усиливаем старые конструкции, и это все требует расчета, но с Божьей помощью, мы двигаемся. Крыпецкий монастырь технически сложный объект.

Псков

У нас бесплатно работают сантехники, купольщики присланы сюда благодетелями обители, они и оплачивают эти работы. Мы сохраняли все, что можно сохранить, что может держать и нести. Мало того, мы весь строительный старый мусор просеивали через сито, никуда не выкидывали, песочек строительный на поля рассыпали, по указанию батюшки, чтобы урожай был.

 

Претензии общественной инспекции, посетившей монастырь, доходили до абсурда, и ничего им доказать было невозможно, они были озлоблены, а когда я спросил: "Если бы остались руины, было бы лучше? Мне ответили: да, было бы лучше". Государственная власть уничтожила монастырь, и теперь ее представители считают, что руины – это лучше, это нужнее людям. Все с ног на голову поставлено. Но ведь Господь говорит, что одна спасенная душа дороже всех ценностей мира, а сколько душ уже наставил монастырь? Конкретно меня, мою жену и прочих. Но какой бы бесценный камень не был, он – камень. А мы восстанавливаем дом молитвы, которая здесь идет сотни лет, сюда приходили молиться, когда обитель была разрушена.



Это, прежде всего, изначально, по замыслу, святое намоленное место, а не памятник архитектуры. Преподобный Савва Крыпецкий здесь молился за Русь и за народ, за псковичей, и собирал молитвенников. Сейчас еще сильнее надо молиться за всех нас, за Россию. Наверное, было бы порядочнее, если государство, пусть и не дает денег, но сделало бы для монастыря грамотный проект восстановления, как пожертвование. Помогли бы, ведь для такой архитектуры можно сделать было проект восстановления, и мы с удовольствием принимали бы авторский и технический надзор. Я все время так работаю. Мы бы по этому проекту работали, но ведь ничего не предлагали, даже восстановление нижнего храма Иоанно-Богословского собора было небрежным. После реставрационных работа у нас там стояла вода, была нарушена гидроизоляция, мы много переделывали после работы реставрационной мастерской. А вот прийти и сказать: Нет! - самое простое, для этого ничего делать не надо".

Псков
Октябрь 2007 год

Проблема реставрации, которая возникла в Псковской епархии с общественными организациями Охраны памятников, - проблема новая. Ее не было, пока государство "охраняло" архитектуру, собственно "охраняло" храмы, которые строились верующими и для верующих, но молиться в них все годы советской власти не разрешалось. Советская власть назвала храмы памятниками, и дурная привычка привилась. Теперь храмы, построенные православными, возвращаются Церкви, но, видимо, коммунистическая традиция руководить Церковью и указывать Церкви ее место, никуда не исчезла. Люди, мало понимающие и знающие церковные законы, хотят по-прежнему руководить жизнью Церкви, правда, уже под другим предлогом – предлогом сохранения культурного наследия.

 

Отец Дамаскин еще не забыл, как три года назад он просил у городских властей руины храма Сергия с Залужья, что во дворе дома №15 по Октябрьскому проспекту, для устройства монастырского подворья. Храм, охраняемый государством, превращен в отхожее место. Но погибающую церковь Сергия с Залужья не отдали Церкви, мотивируя отказ техническими причинами. Вот так храм и пропадает. Не сомневаемся, что как только начнется его восстановление православными людьми, так сразу появится инспекция ученых дам, и, со свойственным им высокомерием, они укажут Церкви надлежащее ей место. Будем ждать.

 

17 октября за Литургией в Свято-Троицком соборе Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наместнику Крыпецкого монастыря архимандриту Дамаскину вручил награду Святейшего Патриарха Алексия II орден преподобного Сергия Радонежского III за усердные труды на благо нашей Церкви.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...