Память юродивого Николая, спасшего Псков, празднуют православные

Псков

На фото: икона блаженного Николая Псковского

13 марта Русская Православная Церковь празднует память юродивого Николая, спасшего Псков. Блаженный Николай скончался 28 февраля (12 марта) 1576 года, и по особому уважению жителей Пскова был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя 5 лет после его кончины, когда в 1581 году при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит 13 марта Литургию Преждеосвященных даров и молебен блаженному Николаю.

 

В Свято-Троицком Соборе Пскова в раке с мощами псковских святых покоятся мощи блаженного Николая Псковского Христа ради юродивого, на левой стене Собора находится икона блаженного Николая. Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого. О жизни блаженного Николая Псковского ничего не известно, но предание сохранило одно событие, которое навсегда осталось в истории Русской Церкви и русской литературе. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода.

 

Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии". Весь город молился об отвращении царского гнева. Но, услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской иконе Божией Матери, "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства". По совету юродивого Николая все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не пей христианской крови". Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришёл к нему, блаженный сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати", и предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. – "Ты пьёшь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя Ивана IV, испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, и покинул Псков.

 

Эту историю знал А. С. Пушкин и в "Борисе Годунове" написал своего юродивого Николку, который говорит царю Борису: "Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит". Юродивый в переводе со славянского – глупый человек, безумный, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т. е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Народ считает юродивых Божьими людьми и никогда не обижает. В бессознательных поступках юродивого заключен особый глубокий смысл, предчувствие и предвидение каких-то сокрушительных событий. Юродивые на Руси обличали царей и народ за грехи. Считается, что крест добровольного юродства Христа ради – самый тяжелый подвиг ради Христа.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...