108
  • Коротко
 

Риэлторы от власти?

Опять защемит грудь и в душу влезет грусть…

М. Круг. "Владимирский централ"

 

Один мой знакомый недавно обмолвился, что некоторые из первых лиц государства Скобаристан ему нет-нет напоминают мальчиков в малиновых пиджаках, которые силой ли своей, бессилием ли "беспиджачных" граждан пользуются. И пользуются в полной мере. Только теперь, уверял меня знакомый, мальчики подросли, возмужали, сменили красные оттенки в одежде на серые и коричневые. Но привычки, знаете ли, оказались настолько сильными, что никак от них не избавиться.

 

"Примеры!" – воскликнул я, голодный до фактического материала человек. Знакомый загадочно прищурился. А потом выпалил: "Отъём госсобственности". "Примеры!" – не унимался я. "Государственное имущество уходит в руки чиновников", - последовал ответ. "Примеры или всё это пустое декламирование в зале без зрителей", - настаивал я. "Дорпрогресс". Слово прозвучало подобно выстрелу. Осталось задаться вопросом, в кого метил мой знакомый…

 

Шаг первый: В ритме вальса…

 

Барышни могут положить руки на плечи своих партнеров.

Раз, два, три, раз… Включаю музыку.

 

Как удалось узнать мне, человеку далекому от этой темы, государственное предприятие "Дорпрогресс" возникло в результате реорганизации, в ходе которой произошло разделение федеральных и территориальных предприятий, отвечающих за состояние и ремонт дорог. Постепенно было проведено, так называемое, укрупнение ГП, в его состав вошли районные организации, впоследствии именуемые филиалами. ГП "Дорпрогресс" занималось строительством дорог и искусственных сооружений, реконструкцией и ремонтом покрытия. Предприятие обслуживало 9235 километров областных дорог, и как субподрядчик – 98,5 километров федеральных дорог. Что принадлежало предприятию? Конечно, техника (куда без неё), видимо, в каждом райончике по асфальтовому заводику, прибавим к этому два асфальтовых завода немецкой фирмы AMMANN  и, наконец, карьеры по добыче щебня и песка.

 

Однако с приходом Михаила Кузнецова на пост губернатора области ситуация в дорожной отрасли резко изменилась. И не в лучшую сторону. В конце 2005 года ГП "Дорпрогресс" почкованием или другим вариантом размножения явил свету ещё три предприятия, находящихся в ведении областной власти и отвечающих за содержание и ремонт автодорог. Три Дорожно-эксплуатационных управления (ДЭУ). ДЭУ-1 расположилось на севере области, в Пскове. ДЭУ-2 прописалось аккурат, если смотреть на карту, в середине области, в посёлке Бежаницы. Наконец, ДЭУ-3 разместилось на юге Псковской области, в Великих Луках. По данным за 2005 год общая численность работающих на перечисленных четырёх предприятиях превышала 1100 человек.

 

И ГП "Дорпрогресс", и ДЭУ №1, 2, 3 регулярно участвовали в конкурсах и получали заказы. Предложения, замечу, сулили весьма существенную прибыль. Миллионы, десятки миллионов, сотни миллионов рублей. А, кроме того, ГП "Дорпрогресс" являлось "бюджетополучателем" и регулярно подкармливалось из кармана области. Достаточно открыть Закон Псковской области "О доходах и расходах целевого бюджетного территориального дорожного фонда Псковской области" за любой год, чтобы заметить суммы, перечисленные ГП "Дорпрогресс" на содержание дорог, мостов и т. д. Одним словом, позволю сделать выводы, предприятия не бедствовали. Да чего там, иной раз даже позволяли себе широким жестом барина простить чужие долги. Достаточно вспомнить историю с предприятием ООО "Нолдекс" – в 2006 году "Дорпрогресс" отозвало свое заявление о возвращении долга на сумму 488 тысяч рублей.

 

Шаг второй: Не сбивайтесь с такта…

 

Музыку, слушайте музыку. И раз, два, три…

 

Итак, ГП "Дорпрогресс", находившееся в ведении областной власти, было  успешным предприятием. Да и работало, кстати, на совесть. Помните, в 2003 году было отремонтировано дорожное покрытие Крестовского шоссе? Не весной следующего года, не двумя годами позже, как это ни странно, а буквально вчера на этой дороге стали появляться небольшие повреждения. Покрытие прослужило четыре года. Ведь умели когда-то, хочется воскликнуть. И трасса изрядно нагружена, и бегут по ней преимущественно тяжелые грузовики, и погодные условия те же, что и везде. Почему же со сменой власти в регионе изменился и подход к работе?

 

Что же было дальше? С 2005 года в этой теме начинается, как модно в последнее время говорить, "пестня". Чиновники внесли в тему дорог разнообразие. На смену речёвкам о достижениях и победах в конкурсах, о строительстве асфальтовых заводов и разработке карьеров на территории региона (всё это звучало в период губернаторства господина Михайлова) приходят печальные известия  - отрасль-то убыточная. И технику, понимаешь, областные предприятия приобретают в лизинг, и расходы превышают доходы в несколько раз, и содержание дорог ни что иное, как постоянно работающий доильный аппарат. И ещё вдруг прозвучало, что ГП "Дорпрогресс" – на грани банкротства.

 

А в октябре 2005 года на свет появляется открытое акционерное общество "Псковщебень"… Поговаривали, что с лёгкой руки самого губернатора...

 

Шаг третий: Не стоим, не стоим на месте...

 

Что застыли? Танцевать можно и без музыки.

 

Профиль нового предприятия – добывающая промышленность. Заметьте, это та организация, которая добывает и реализует щебень и песок с карьеров Псковской области: "Алё" (Новосокольнический район, Маевская волость) и "Новоселье" (Стругокрасненский район, Новосельская волость). Кому ещё недавно они принадлежали? А кто стоит за акционерным обществом? Смотрим на список аффилированных лиц. (К аффилированным лицам – современный экономический словарь – относятся: управляющий и другие "первые" должностные лица, а также акционеры, которые, будучи инвесторами компании, участвуют во внутрифирменном управлении. Обычно аффилированное лицо владеет более чем 10% компании). (Хотя, если честно, мне больше нравится толкование этого термина в Большом юридическом словаре -  это участник или несколько взаимосвязанных участников хозяйственного общества, либо лицо, занимающее руководящую должность в обществе, способные вследствие своего положения как акционера или руководителя использовать средства общества и результаты его деятельности для личного обогащения с его последующим сокрытием).

 

Перечислим, наконец, всех. Председатель Совета директоров: Сапрыкин Алексей Евгеньевич, председатель комитета по инвестициям и стратегическому развитию Псковской области. Член Совета директоров: Максимов Игорь Иванович, первый заместитель губернатора Псковской области. Член Совета директоров: Машков Валерий Викторович, советник губернатора Псковской области. Член Совета директоров: Подъяблонский Николай Викторович, председатель территориального дорожного комитета Псковской области. Член Совета директоров: Писаревский Александр Евгеньевич, генеральный директор ЗАО "Псковтрансинвест". В народе же говорят, что один из перечисленных господ всего лишь "шапка на стуле", подставное лицо, представляющее интересы губернатора.

 

И по тем же документам можно отметить, что доля, размером аж в 100% в уставном капитале акционерного общества принадлежит ГП "Дорпрогресс".

 

У ОАО "Щебень" есть свой сайт. Находим. Смотрите, кто числится в ряду партнеров предприятия: ГП "Дорпрогресс", ДЭУ-1, ДЭУ-3… А слухи ходят, заметьте, слухи, что "Дорпрогресс" передал (и продолжает передавать) "Псковщебню" часть техники, автотранспорт, погрузчики, технику для работы на карьерах. Из государственного предприятия, где техника была приобретена за счёт бюджетных средств, её взяли и передали частной компании. А ещё, помните, губернатор Псковской области Михаил Кузнецов ругался за каждую копейку и спуску не давал тем, кто вслух высказывал предложения о предоставлении льгот тому или иному предприятию. Сегодня по пальцам можно перечесть тех, кто что-либо получает безвозмездно от областной власти. ОАО "Псковщебень" получает! Распоряжением администрации области от 19.07.2007 данное акционерное общество получило "государственную поддержку в форме налоговых льгот". Кстати, заметил, официальные СМИ дали новость "Выросли платежи за пользование природными ресурсами в 2,6 раза". Помните, в каком году "Псковщебень" создан? В 2005. А теперь читаем: "За 9 месяцев 2007 года по сравнению с 9 месяцами 2006 года значительно выросла налогооблагаемая база по основным плательщикам. Поступления данного налога (ред. – речь идёт о налоге на добычу полезных ископаемых) по ОАО "Псковщебень" – 985 тыс. руб., за 9 месяцев прошлого года поступлений по этим предприятиям не было". Сделайте выводы самостоятельно.

 

Шаг четвертый: Выход на поклон…

 

Спинку ровнее держите. Шаг чётче.

 

А ещё я без труда откопал Устав акционерного общества "Псковщебень". Для начала пробежимся по видам деятельности: добыча гравия, песка и глины; добыча прочих полезных ископаемых (золотишко, алмазы, например. Что смеётесь? А почему нет? Помните эту информационную эйфорию вокруг обнаружения алмазов на Мишиной горе (Гдовский, Стругокраснеский, Плюсский, Псковский районы. Вы перечитайте, перечитайте, в каком районе карьер "Новоселье" находится?); строительство зданий и сооружений; подготовка земельных участков; перевозка грузов; различные виды услуг; оптовая торговля. А теперь посмотрите на уставной капитал! 322 885 (Триста двадцать две тысячи восемьсот восемьдесят пять) рублей. Читаем дальше: "обществом размещены обыкновенные именные бездокументарные акции одинаковой номинальной стоимостью 3228 (три тысячи двести двадцать восемь) рублей 85 копеек каждая в количестве 100 (сто) штук". Не оставим без внимания и органы управления и контроля – общее собрание акционеров, Совет директоров, генерального директора (кстати, председатель Совета директоров господин Сапрыкин, говорят, лично устанавливает расценки на щебень псковских карьеров). Документ весьма любопытный, одним словом. Особенно мне понравился момент – состав Совета директоров. Помните, я перечислял всех членов Совета? А теперь читаем: "Состав Совета директоров определяется в количестве 3 (трёх) человек". Им там не очень тесно?

 

И сразу обращу ваше внимание на изменения в Устав, внесённые в июне 2006 года. Приведу фрагмент полностью, специалисты почерпнут массу интересного. "Дополнить раздел 4 Устава общества (ред.- "Уставной капитал общества") пунктами 4.6.-4.8. следующего содержания: "4.6. Общество вправе разместить дополнительно к размещённым акциям 50000 (пятьдесят тысяч) штук обыкновенных именных акций (объявленые акции) номинальной стоимостью 3228,85 (три тысячи двести двадцать восемь целых восемьдесят пять сотых) рубля каждая акция. Объявленные обыкновенные акции предоставляют те же права, что и размещённые обыкновенные акции. 4.7. Дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. 4.8. Решением об увеличении уставного капитала общества путём размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения".

 

Теперь присматриваемся и делаем заметки на полях. Перед нами акционерное общество. 100% акций принадлежит государственному предприятию "Дорпрогресс". Было акций - 100 штук. Теперь акций по довольно-таки смехотворной цене - 50000 штук. Кому они достанутся? И какова будет доля государственного предприятия в "Псковщебне"?

 

Эпилог.

 

Что происходит и к чему всё это? Осмелюсь сделать некоторые выводы. Для начала посмотрим на такую мелочь, как реализация добытого на Псковщине щебня. (Не надо, надеюсь, разъяснять, где он используется?) А теперь присмотритесь, оценив ситуацию с катастрофическим состоянием дорог, где у нас конкурентный рынок в этой отрасли? А нету. Это значит, что "Псковщебень" может диктовать свою цену и свои условия поставки. Говорят, сегодня данное предприятие продаёт щебень через некую фирму псковским дорожникам. При этом данное "полезное ископаемое" никуда из карьеров до последнего момента не выезжает. Его перепродают лишь на бумаге.

 

А что означает передача ГП "Дорпрогресс" карьеров и техники в ОАО "Псковщебень"? Заметьте, кстати, техника приобреталась на средства из бюджета области! А теперь весь этот автотранспорт, погрузчики, техника для добычи щебня переданы в частную контору. И наконец, снова посмотрим на дороги региона. Армагеддон, не иначе. Каждый метр требует пристального внимания. И будем честными, не только в крупных городах. Тот же господин Подъяблонский (член Совета директоров "Псковщебня") ещё год назад дал ситуации в области оценку: износ покрытий гравийных дорог составляет 90%, на автодорогах с асфальтобетонным покрытием износ составляет 80%. Представляете, какой это объём работ? И какие средства? А если посмотреть на список лиц, ставших владельцами всей этой "красоты", то невольно согласишься с репликой того самого моего знакомого (я рассказывал о нём в самом начале) – "давая деньги на дороги, они дают деньги себе".

 

И вся история с акционерным обществом "Псковщебень", детищем государственного предприятия, ни что иное, как увод государственной собственности в частные руки. Вчитайтесь в дополнение к Уставу. Это же банальная размывка акций, за которыми техника, карьеры, полезные ископаемые этих самых карьеров. Кому достанутся эти 50000 акций?

 

К сожалению, это и не единичный случай увода крепких предприятий в частную собственность. Не хочется, конечно, верить, что навязываемые конфликты, связанные с Теплосетями или Водоканалом Пскова из этой же "пестни"...

 

И, наконец, не могу удержаться от иронии. Если брать во внимание интерес господина Кузнецова к железнодорожной ветке Псков-Гдов (кстати, Михаил Варфоломеевич во времена губернатора Михайлова называл данный проект предвыборной пропагандой), то невольно хочется нарисовать на карте области маршруты, по которым потянутся составы от частных карьеров, от частных рудников и прочих мест, где будет производиться добыча полезных ископаемых... К слову, губернатор уже обращался к железнодорожникам и давал гарантии того, что псковские предприниматели обеспечат необходимые для рентабельности новой линии объёмы грузов. Цитирую газету "Гудок": "обещанное ОАО "Псковщебень" увеличение отгрузки к 2009 году в три раза до уровня 1,7 млн. тонн и планируемый ООО "Сорбона" пуск второго лесного терминала на 48 полувагонов..."

 

А что ещё взять с бедной Псковской области? Только её скудные полезные ископаемые и лес...

 

Всё, выключили музыку. Танцев больше не будет…

 

Даниил Рудаков,

для Псковского агентства информации.

Версия для печати


Идет загрузка...