Назвать или нет 2009 год в Пскове "Годом Юрия Спегальского", решит гордума

2009 год в Пскове хотят назвать "Годом Юрия Спегальского". Как сообщила председатель Государственного комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова 22 января на пресс-конференции, посвящённой подготовке празднования 100-летия со дня рождения Ю. Спегальского, с предложением узаконить такой статус обратились к главе Псковской городской Думы Яну Лузину, передаёт корреспондент ПАИ.

 

З. Иванова рассказала о запланированных мероприятиях, приуроченных к юбилею выдающегося псковского реставратора, архитектора, художника. Так, в феврале-марте осуществят реэкспозицию в музее-квартире Спегальского. "Наша задача – максимально сохранить тот дух, который там есть. Тем не менее, внести туда элементы технологического плана", - сказал директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв. По его словам, предполагаются реставрационные вмешательства и поновление оборудования.

 

В рамках празднования 100-летия Ю. Спегальского в Псковском музее и зале регионального Союза художников России откроются две юбилейные выставки. В июне пройдёт научная конференция "Спегальский и историко-культурное наследие". На данный момент разослано 60 приглашений заинтересованным организациям. Также будут организованы заседания клуба краеведов и работа секции, посвящённые юбилею, конкурс-викторина "Жизнь и творчество Ю. П. Спегальского", научно-практическая конференция учащихся области "Шаг в будущее". Для школьников подготовят интерактивную программу "Прогулки по Пскову с Ю. П. Спегальским".

 

Кроме того, достигнута договорённость с Почтой России о том, что будут выпущены юбилейные конверты. Планируется изготовить и сувенирную продукцию, в том числе кружку по эскизам исследователя псковской старины Юрия Спегальского.

 

Юрий Павлович Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года. Ещё во время учёбы в школе он организовал кружок краеведения и в это же время опубликовал свою первую статью в сборнике "Псковского общества краеведения". Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художества, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлечённых рисунком, живописью и пластикой юных псковичей. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств, а после её реорганизации и ликвидации архитектурного факультета стал студентом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института. По его окончании Юрия Павловича приняли на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме.

 

В 1939-1940 гг. он занимался восстановлением Гремячей башни в Пскове, исследовал и реставрировал Вторые палаты Меншиковых ("дом Яковлева"). Во время Великой Отечественной войны Спегальский работал в составе бригады по маскировке высотных сооружений в Ленинграде и уже в 1941-1942 годах задумался над проблемой восстановления Пскова после войны. Именно тогда он, по его же собственным словам, "самостоятельно пришёл к псковскому варианту идеи сохранения памятников старины путём создания архитектурных заповедников". В самые тяжёлые дни блокады им была создана серия рисунков-реконструкций памятников архитектуры и древних градостроительных ансамблей Пскова.

 

5 ноября 1944 года Юрий Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников, а в 1945 году предложил план создания в Пскове системы охранных зон. Как пишет в книге "Народное зодчество Пскова" Ольга Аршакуни, Спегальский предлагал разделить центральную часть Пскова на две части: "на территорию "свободной застройки", где памятников нет и где можно компоновать современные ансамбли, и территорию скопления памятников, которые требуют особого к себе отношения". И особенно настаивал на "сохранении небольшого размера новых построек, окружающих памятники", что позволит выявить их первоначальный архитектурный масштаб.

 

Интересно, что после войны, стремясь как можно скорее восстановить наиболее ценные памятники псковской архитектуры, Спегальский поднимался на некоторые из них без лесов, верхолазным способом. Таким образом, к примеру, им были собственноручно восстановлены барабаны и главы Троицкого собора, а также изуродованная прямым попаданием снаряда глава Мирожского монастыря.

 

В 1951 году Спегальский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата архитектуры на тему о гражданской архитектуре Пскова. Эта работа впервые установила множество фактов, в корне изменивших господствовавшие в то время представления о гражданском зодчестве допетровской эпохи. Спегальский сделал несколько важнейших открытий в изучении псковской архитектуры, а также первым выявил её коренные отличия от новгородской.

 

Незадолго до своей скоропостижной кончины в 1969 году Юрий Спегальский создал "Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова, содержащий проект комплексной реставрации памятников", во многом определивший стратегию реставрационных работ в Пскове на много лет вперёд.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...