Водный путь Псков -Тарту: перспективные возможности для двух государств

На днях Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал Постановление, согласно которому одобрен представленный министерством транспорта РФ проект соглашения между правительством РФ и правительством Эстонской Республики о судоходстве в бассейне Чудского, Теплого и Псковского озер. В соответствии с распоряжением, Министерству транспорта РФ поручено провести переговоры с эстонской стороной и по достижении договоренности подписать от имени правительства РФ указанное соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. С просьбой прокомментировать это событие мы обратились к председателю Комитета по внешним связям и туризму Администрации области Вадиму Лаптеву:

В. Лаптев и губернатор Е. Михайлов- История вопроса уходит в 1997 год, когда губернатор Евгений Михайлов встречался со старейшиной Тартусского уезда Яном Инапу в Тарту. Тогда они подписали договор о намерениях Тартусского уезда и Псковской области возобновить водное сообщение. Ещё до установления границ между Псковом и Тарту благополучно ходили «Ракеты». Насколько я помню, было два рейса в день. Сам, кстати, ездил. Был хороший, довольно-таки устойчивый пассажирский поток. Вспоминая давние добрые времена, два руководителя регионов договорились о том, что надо восстановить этот маршрут. Сначала было тяжело, потому что и общеполитическая ситуация, и взаимоотношения России с Эстонией складывались не просто. Сегодня мы пришли к тому, что с экономической точки зрения возобновление отношений необходимо больше, чем с политической. Поэтому мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы водное сообщение открылось.

Что необходимо предпринять для этого?

Для того, чтобы это сделать надо принять два соглашения. Первое – о судоходстве. В этом соглашении определяется порядок и условия судоходства по водному пути, который нас соединяет. Там устанавливаются определённые правила, по которым суда будут ходить: какие получать разрешения, какой фарватер, как часто они будут ходить и так далее. Всё, что связано с технической стороной пути.
Второе соглашение, которое на сегодняшний день пока не подписано, и находится на согласовании в обоих Правительствах, соглашение о пунктах пропуска на российско-эстонской границе. Там указаны железнодорожные, автомобильные и водные пункты пропуска. Железнодорожные и автомобильные у нас сегодня существуют. А водных пунктов пропуска просто не было последние 10 лет. Псковская область впервые внесла в это соглашение поправки для того, чтобы ввести водные пункты пропуска. Мы надеемся, что до следующей навигации соглашение будет подписано. Мы уже прошли этап согласования во всех Министерствах и ведомствах. МИД попросил Псковскую область взять на себя этот груз. Сегодня этот документ находится в Правительстве. Судьба у него точно такая же, как у предыдущего соглашения по судоходству. Постановлением Правительства будет определено, кто подписывает с российской стороны, скорее всего это будет МИД, потому что это и политический вопрос. МИД вместе с эстонскими партнёрами должны подписать это соглашение. Я надеюсь, что до весны 2002 года все формальности будут улажены и это соглашение будет подписано. Кроме того, могу сказать, что сегодня утром уже был разговор с руководителями портопункта «Сторожинец». Они поинтересовались, как обстоит ситуация на сегодняшний день. Они готовы продолжить строительство, закончить этот пункт пропуска. Но это будет не единственный пункт пропуска. Этот пункт пропуска будет на Чудском озере. Мы планируем строительство и функционирование пункта пропуска в Пскове, чтобы туристам и жителям, прежде всего мы говорим о перевозке людей, было удобнее. Для удобства мы должны это сделать в центре города, для того чтобы, во-первых, это было функционально, был хороший подъезд, инфраструктура, где можно пройти формальности таможенные и пограничные.

- К весне 2002 года вопрос должен решиться теоретически, а когда можно ожидать его решения практически?

- Когда пойдёт первый рейс, зависит от властей Эстонии и Псковской области. Надо принять политическое решение. Это надо сделать, прежде всего, для экономики области. С одной стороны, назрела необходимость. С другой стороны, этот прецедент позволит ещё раз напомнить всем, что есть такая Псковская область. Я думаю, что всё должно получиться. Наверно, будут сначала чартерные рейсы, не регулярные, т.е. по заявкам, по специальным туристическим группам. Это одна стороны медали. Вторая сторона медали – это водные грузовые перевозки, на которые по всем экономическим прогнозам, должны переместиться часть грузов с железной и автомобильной дорог. Традиционные грузы – песок, лес, овощи – то, чем торгует Россия с Эстонией. На этот сектор экономики, пока ещё не совсем освоенный, будет обращено больше внимания. И в перспективе мы можем иметь у себя хорошую перевалочную базу, поскольку упрощается вся схема движения грузов. Те, кто видел очереди на автомобильной границе, и сколько стоит составов на железной дороге, смогут по достоинству оценить то, что водным путём быстрее доставить груз из одной страны в другую. Таких прецедентов я больше не знаю. Водоём, который разделяет два государства, даёт возможность двум государствам зарабатывать деньги.

- Вы сказали об экономических преимуществах, есть ли конкретные данные о том, что это принесёт Псковской области?

- Я не могу вам назвать цифры. Но по всем расчётам и показателям самым дешёвым видом транспорта является водный. По расчётам экономистов, к 2010 году 70-80% всех грузов будет перевозиться водным путём. Почему бы нам не воспользоваться такой возможностью.

- А когда будет возобновлён упрощённый переход?

- На сегодняшний день существует договорённость между Россией и Эстонией о бесплатной выдаче 4000 виз жителям приграничной территории. К сожалению, до подписания второго соглашения они вынуждены ходить через международные пункты пропуска, которые уже открыты. Но, в соглашении, которое фиксирует пункты пропуска между Россией и Эстонией, существует ряд двухсторонних пунктов, которые работали раньше много лет, до введения нового визового режима. С подписанием эти пункты будут открыты для граждан. Они смогут ходить там также, как и прежде. Единственное различие – у них на руках будут визы. Раньше они ходили по спискам. Сегодня ведётся работа по выдаче виз. Это тоже не простой момент. Списки, которые представили в этом году оба государства немного отличаются от прошлогодних, поэтому затянулась фаза проверки на то, что человек действительно может получить эту визу. Она выдаётся бесплатно на год. При этом не требуется страховка. Поэтому здесь есть существенные льготы для тех, кто получает эти визы. В прошлом году с нашей стороны никаких проблем не было. Все визы получили. На мой взгляд, в этом году будет всё точно также.



Беседовала Ольга Лурцева
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...