Псков как центр туризма. Из несбывшегося...

«Совет Министров СССР отмечает, что в условиях социального и духовного обновления общества проявляется живой интерес широких слоев населения к историческому наследию страны. В связи с этим важное социально-политическое и воспитательное значение приобретают сохранение и восстановление для настоящего и будущих поколений советских людей памятников истории и культуры прошлого. Особую ценность, общенациональное достояние представляют собой древнерусские города Новгород и Псков с их многовековой самобытной историей. Они являются колыбелью и гордостью отечественной культуры и государственности, располагают огромным историко-культурным потенциалом. Здесь сосредоточены многочисленные памятники материального и духовного творчества народа. По количеству выдающихся памятников мирового значения эти города занимают одно из первых мест в Европе…» Так начинается знаменитое, но сейчас уже практически забытое Постановление Совета Министров СССР от 4 июля 1988 г. N 816 "О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове". Об этом Постановлении вполне уместно вспомнить сегодня, когда в Пскове обсуждения необходимости восстановления памятников архитектуры, сохранения культурно-исторического наследия и развития туризма, как одной из основополагающих отраслей развития региона, выходят на новый уровень. И смущаться того, что вышло оно 21 год назад, не стоит. Основания для его принятия как будто бы списаны с сегодняшнего дня: «…сохранению исторического архитектурного облика Новгорода и Пскова, других населенных мест Северо-Западного района РСФСР длительное время не уделялось должного внимания. Многие памятники истории и культуры находятся в запущенном состоянии и нуждаются в восстановлении. Застройка городов осуществлялась стихийно, без четкой перспективы. Жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство велось на низком уровне. При этом зачастую не соблюдались требования сохранности исторически сложившихся зон городов. Крайне недостаточны мощности проектных, строительных, ремонтных и реставрационных организаций, расположенных в Северо-Западном районе РСФСР, остро недостает квалифицированных кадров. Слабо развита материальная база туризма, которая к тому же разобщена по различным ведомствам. Объем туристских услуг ограничен и не соответствует возросшим потребностям в них советских и иностранных туристов...» Данное постановление сегодня может служить примером того, что называется «государственным подходом» к решению поставленной задачи, как по количеству и разнообразию запланированных мероприятий, так и по уровню финансирования этих работ. Помимо непосредственно восстановления и реставрации внушительного перечня памятников архитектуры, а так же строительства гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, планировались работы по строительству и реконструкции набережных, причалов, железнодорожных и речных вокзалов, аэропортов, автомобильных дорог. Оговаривалась так же необходимость проведения опережающих археологических работ на выделенных под строительство участках, обеспечение преемственности новой архитектуры и древней застройки, сохранение исторического облика городов, других населенных мест и природы, И, что не маловажно, «обсуждение проектов реконструкции памятников истории и культуры, важнейших градоформирующих объектов новой застройки» рекомендовалось проводить «при широком участии населения и общественных организаций». Социально-бытовая сфера так же не должна была остаться в накладе. Кроме строительства нового жилья было предусмотрено строительство школ, детских садов, крупного киноконцертного зала и множества других социальных объектов. Разумеется, все это тянуло за собой как строительство новых, так и расширение уже существующих промышленных цехов и предприятий. Действие этого постановления распрастронялось в том числе и на Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, Порхов, Гдов. Помимо разработки новых местных туристских маршрутов, предусматривалось создание единой туристской маршрутной системы, включающей кольцо Новгород - Псков - Ленинград, связанной с историческими центрами Золотого кольца России, городами и поселениями Русского Севера, Прионежья и Прибалтийских республик. Конечно, такому большому делу требовалась мощная информационная и просветительская поддержка, поэтому «Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Совету Министров РСФСР было поручено организовать выпуск телевизионных передач и видеофильмов, документальных и научно-популярных фильмов, издание на языках народов СССР и иностранных языках альбомов, буклетов, рекламных проспектов, научных исследований по памятникам истории и культуры Северо-Западного района РСФСР». Для осуществления всех этих грандиозных планов требовалось и соответствующее финансирование. Только в 1989-1990 годах различным министерствам предписывалось направить государственные централизованные капитальные вложения на эти цели в сумме порядка 200 млн.руб. Обращая внимание на эти цифры не лишним будет вспомнить, что в те времена рубль приблизительно был равен доллару. Кроме предусмотренного финансирования, еще планировалась работа по привлечению добровольных взносов предприятий, общественных организаций, отдельных граждан, а также средств от выпуска специальных лотерей, проведения целевых субботников и других аналогичных мероприятий для финансирования работ по реставрации и реконструкции памятников истории и культуры. Постановлением объявлялось, что средства от массового туризма станут существенным источником развития социальной сферы областей, поскольку прибыль от эксплуатации туристских предприятий и организаций, должна была отчисляться в местный бюджет в размере от 30 до 100%, в зависимости от ведомственной принадлежности предприятия и направляться целевым назначением на дальнейшую реконструкцию и реставрацию памятников истории и культуры, строительство и эксплуатацию туристских объектов. И вот на такое глобальное переустройство жизни региона отводилось 17 лет - с 1988 по 2005 год. Что это были за годы нам всем теперь это хорошо известно. Остается только сожалеть, что государственная воля в отношении сохранения культурного наследия древнейших городов России проявилась так поздно. Конечно, как все это было бы реализовано, сейчас сказать не возможно. Однако, размах впечатляет. С другой стороны, вот оно – готовое руководство к действию! Здесь, в принципе, все разжевано, что именно нужно делать, для превращения Пскова и области в центр культуры и туризма, раз уж теперь это стало одним из основных направлений в развитии нашего региона ( [ССЫЛКА]) Главное, что придумывать уже ничего не нужно, подкорректировать только в соответствии с сегодняшним днем и реализовать. И будет нам счастье! ;-)) Полностью Постановление Совета Министров СССР от 4 июля 1988 г. N 816 "О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове" и приложения к нему можно прочитать здесь: ( [ССЫЛКА]) Постоянный читатель ПАИ
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...