Город историй: Запутанная "биография" домов на Романовой горке

На старинной Губернаторской улице (ныне Некрасова) располагается историческое здание, известное в краеведческой литературе как "Третьи палаты Меньшикова" на Романовой горке*. Часто "палаты" по адресу Некрасова,10а ошибочно именуют "Дворцом Марины Мнишек".

На фото: Некрасова, 10а. «Дворец Марины Мнишек»

Беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев к началу 1602 года добрался до Польши. Через год он объявил себя царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от подосланных в Углич убийц. Ему покровительствовал сандомирский воевода Юрий Мнишек, рассчитывавший сделать свою дочь московской царицей. Лжедмитрий  подписал брачное обязательство взять шестнадцатилетнюю Марину Мнишек в жёны после вступления на престол.

 

"Царевич Дмитрий" обязался дать жене "два государства великие, Великий Новгород и  Псков  со всеми уездами и с думскими людьми, с дворянами и с детьми боярскими, с попами и со всеми приходами, с пригородами, с местами и сёлами, со всем владением…". Жена могла через своих наместников управлять Новгородом и  Псковом, вершить там суд, давать своим служилым людям поместья и вотчины, устраивать монастыри, костёлы и римские школы, ставить епископов и латинских попов.

На фото: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, развалины «дворца» (репродукция дореволюционной открытки)

Лжедмитрий  по брачному договору не только разрешал жене держать при себе католических священников, но и обещал "накрепко промышляти, чтоб все государство Московское в одну веру римскую всех привести и костелы б римские устроити".

 

Марина Мнишек так и не побывала в подаренном ей  Пскове. Но это не помешало возникновению легенды о том, что здесь существовал её дворец. До сих пор перестроенный памятник архитектуры на улице Некрасова, стоящий во дворе за домами NN 10 и 12, даже в официальных документах называют "дворцом Марины Мнишек", хотя и ставят это выражение в кавычки.

На фото: домовладение на Губернаторской

Впервые легенда прозвучала в книге преподавателя Псковской духовной семинарии Александра Князева "Указатель достопамятностей города  Пскова ", напечатанной в 1858 году. Говоря о древних частных зданиях, он признался: "Кому принадлежал дом, которого развалины видны в саду Биниса, тоже достоверно неизвестно. Есть в  Пскове особа, от коей мы лично слышали, что в ее фамилии хранилась древнейшая Псковская летопись, в недавнее время затерявшаяся, по сказанию которой этот дом некогда принадлежал какому-то Меншикову, а ещё прежде был квартирою Марины Мнишек во время трёхдневного её пребывания в Пскове по убиении Гришки Отрепьева".

 

Через три года граф Михаил Толстой в книге "Святыни и древности  Пскова " уточнил, что "величественные развалины древнего дома красуются в саду барона Медема", а не Биниса, и в примечании сделал оговорку: "Сколько мне известно, История не упоминает, чтобы Марина была когда-нибудь во  Пскове". Легенда о "дворце Марины Мнишек" лжива ещё и потому, что в то время здание даже не построили.

 

Юрий Спегальский в книге "Псковские каменные жилые здания ХVII века" относил его возникновение к 60-м годам ХVII века. Он считал купцов Меншиковых не только владельцами, но и строителями четырёх палат на Романовой горке. По времени сооружения "дворца" Спегальский именовал его третьими палатами Меншиковых. По Спегальскому, доказательством общего владельца у всех "палат Меншиковых" являются соединяющие их подземные ходы. Однако при обследованиях подземных ходов, выходящих из "дворца", не обнаружили.

 

Все его помещения в 1758 году сгорели, остались без кровли, печей, полов, дверей, встроенных шкафов и вообще "без всякого убору". После многочисленных покупок и перепродаж в сентябре 1848 года домовладение с публичных торгов купил барон Василий Медем.

На фото: сеегодня «развалины древнего дома» облюбовали бомжи

9 июня 1854 года "Псковские губернские ведомости" сообщили о сделке братьев Бориса, Егора, Владимира и Константина Газенвинкелей по продаже биргеру Аренсбурга (сейчас город в Германии) Лифляндской губернии Александру Ивановичу Бюнесу (Бинису) деревянного дома (Некрасова, 8) с земельным участком в 366 кв. саженей.

 

Тем временем старое плитяное здание продолжало ветшать. Вскоре его и вовсе стали именовать развалинами древнего дома. Несчастные развалины находились на границе двух землевладений, а потому принадлежали всем и никому одновременно.

На фото: Некрасова, 8. Дом ремёсел

Затем в начале 80-х годов дом на Некрасова, 8 приобрёл генерал-майор Павел Павлович Макаров. Поскольку в документах не указана этажность здания, то речь, скорее всего, идёт об одноэтажном строении. С 1893 года описание домовладения изменилось. Павел Макаров, ставший генерал-лейтенантом, владел уже двумя деревянными домами – одноэтажным и двухэтажным. Здесь в частности, речь идёт о двухэтажном доме №10 на улице Некрасова, который, таким образом, построен около 1891-1892 гг.

На фото: Некрасова, 10. Культурно-выставочный центр

В ноябре 1899 года в дом №10 переехал капельмейстер (дирижёр) Абель Зильбер с женой Анной Зильбер, известной псковской театральной деятельницей, и детьми. Сыновья Абеля и Анны впоследствии стали известными людьми: Лев Зильбер - микробиологом, Давид Зильбер – доктором медицинских наук, Александр Зильбер - композитором. Из этой семьи происходит и талантливый писатель Вениамин Каверин.

На фото: псковский гимназист Вениамин Каверин

До этого семья Зильберов обитала на отдалённом Завеличье, где было мало состоятельных людей, желающих брать уроки музыки, поэтому супруги намеренно перебрались в центр города. Уже 17 ноября 1899 года, в газете появилось объявление: "При музыкальных занятиях г-на и г-жи Зильбер (на рояле, скрипке и духовых инструментах) в непродолжительном времени откроются занятия по пению и игре на виолончели. Лиц, желающих посещать занятия, просят записаться заблаговременно. Губернаторская улица, дом генерала Макарова".

 

Об авторитете Абеля Зильбера свидетельствует сообщение "Псковского городского листка" о "концерте-монстре соединённых хоров музыки 24 пехотной дивизии под управлением капельмейстера Омского полка", состоявшемся в пользу инвалидов в четверг 26 марта 1898 года в зале Семейного кружка (клуб со дня открытия 7 ноября 1893 года до сентября 1903 года располагался в трёхэтажном доме Викенгейзера на Сергиевской улице – ныне дом № 4 Псковнефтепродукта по Октябрьскому проспекту). По мнению газеты, "музыкальная программа не заставляла желать лучшего и оставила наиболее выгодное впечатление у слушателей; особенно удачно исполнены были полковыми оркестрами "Заря" Гауптмама и "Хор дервишей"…"

 

В начале XX века генерал Макаров скончался, а его незамужняя дочь Мария Павловна в 1906 году продала оба дома частному землемеру, прапорщику запаса Александру Николаевичу Хитрову. Хитров почти сразу взялся за перестройку одноэтажного дома в двухэтажный (ныне №8). По документам об уплате квартирного налога в двух домах к 1910 году находились пять барских квартир, приносивших доход не менее 250 рублей каждая. В одной из них Хитров устроил частную межевую контору, другая квартира числилась за женой Хитрова - Антониной Иосифовной. Ещё три снимали директор Коммерческого банка Густав Тимм, преподаватель Кадетского корпуса Василий Гущин, дворянка Татьяна Балавинская. Более дешёвые апартаменты налогом не облагались, а, значит, в документах не значились.

 

Хитров считал, что к нему одновременно перешли и те самые развалины старинных трёхэтажных палат и решил восстановить их под жилые помещения. В 1907 году он обратился к Псковскому археологическому обществу за разрешением "ремонтировать на свой счёт разрушающуюся оконную арку старинного здания, находящегося на его дворе, и устроить над всем зданием, на свой же счёт, толевую крышу. Упомянутая арка грозит падением на жилую веранду дома г. Хитрова. Здание это слывет в народе под названием "дворца Марины Мнишек …"

 

Общество выдало удостоверение об отсутствии препятствий к производству работ. Однако соседи, которым до этого была безразлична судьба погибающих древних развалин, стали претендовать на земельный участок под ними. Из-за судебных тяжб ремонт здания удалось закончить только в 1913 году. Домовладелец отошел oт обещанных мелких починок: перенёс фасад с северной на южную сторону, устроив там не свойственное древним традициям крыльцо, расширил окна, сделал плоскую крышу… Здание стало приземистым, утратило древний облик. Но благодаря ремонту "дворец" был спасён от полного разрушения, на 70 лет став жилым.

 

К началу 90-х годов ХХ века все постройки на Романовой горке были освобождены от жильцов и арендаторов в связи с предполагавшейся реставрацией. Однако ожидание больших денежных средств из центра не оправдалось, поэтому Дом ремёсел на Некрасова, 8 открылся лишь в 1998 году, а Культурно-выставочный центр в доме №10 появился лишь в начале нового столетия.

 На фото: карта Пскова

*Романова горка - памятник, сохранивший топоним церкви Похвалы Богородицы на Романовой горке (на Романихе) церковь и Нововознесенского на Романихе монастыря. В древности Романова горка - один из многочисленных островков, возвышавшийся среди топей и болот. На Романихе в 1881 году при земляных работах случайно были обнаружены редчайшие бронзовые вещи Х-ХII веков.

 

Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры; информация с сайта газеты "Псковская губерния" ; pskovcity.ru. 

 

Ольга Машкарина, Псковское агентство информации

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...