Михаил Маргелов: Я знаю в Изборске каждый камень
В журнале "Русское искусство", посвящённом русской усадьбе и утраченной усадебной культуре, опубликовали интервью председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова, возглавившего в 2007 году Попечительский совет Государственного музея-заповедника "Изборск". Поводом для беседы стала подготовка к празднованию 1150-летия города Изборска, редакция обратились к сенатору от Псковской области с рядом вопросов, касающихся проблем сохранения наследия. Публикуем текст статьи без изменений.
Существуют различные способы поддержки деятельности музеев. Почему Вы, Михаил Витальевич, согласились возглавить попечительский совет музея-заповедника "Изборск"? Что Вам даёт работа в попечительском совете музея? Что Вы можете дать музею, являясь главой попечительского совета?
Я возглавил попечительский совет, потому что предложили. Потому что это Изборск – одно из самых русских и красивых мест в нашей стране. А ещё потому, что оно незаслуженно обделено вниманием и власти, и туристов. Что эта работа даёт мне? Понимание своих возможностей, того, что я могу сделать для сохранения памятников нашей истории. И в ближайшие два года, в связи с подписанием президентом Указа о праздновании 1150-летия Изборска, помощь музейщикам не помешает. Надеюсь, что у меня будет возможность помочь Изборску как своими связями в федеральных государственных структурах, отвечающих за празднование, так и своими советами при подготовке к празднованию, а также в деле привлечения инвесторов и туристов. Известно, что в связи с работой в Комитете по международным делам, застать меня в Москве не просто. Я стараюсь во время своих служебных поездок посещать исторические места в той или иной стране. Это по времени трудно, но, если постараться, то получается. Так что и зарубежный опыт может подсказать, что необходимо делать для развития музейного комплекса. Сегодня музеем-заповедником руководит молодой директор – Наталья Дубровская. Отличное сочетание молодости и опыта – она уже 20 лет работает в псковских музеях. Молодость даёт возможность по-иному смотреть на многие общепринятые вещи, а опыт – не выходить за рамки здравомыслия. Поэтому я уверен, что работать вместе с музейщиками будет очень интересно.
Почему Вы принимаете участие в судьбе именно музея-заповедника "Изборск"? С чем связаны для Вас эти места?
Ещё студентом в 1983 году я работал на раскопках в Изборске. Как говорится, знаю там каждый камень. Уже тогда существовало множество планов реставрации этой замечательной крепости. Потом наступили 90-е со всеми своими "особенностями". Было не до музеев. Недавно в Изборске хранители показывали: "Вот тут делаем подземный лаз, вот тут восстанавливаем укрепления". То же самое делали и 20 лет назад. Потом все опять оказалось зарытым и запущенным. А сегодня приходится начинать заново.
Кроме того, я – сенатор от Псковской области. И прекрасно понимаю, что моя работа – работа законодателя. А попечительский совет – это более понятное для людей дело. Если псковичи верят, что я могу помочь – не буду от этого отказываться.
Судя по фотографиям, представленным в изданиях по Изборску, Изборско-Мальская долина сохраняет свою природную уникальность, панорама не испорчена наступающими на историческую среду современными постройками. Как удаётся достичь этого – ценой каких-то особых усилий или в результате просто счастливо сложившихся обстоятельств (например, редкого взаимопонимания культурной общественности и властей)?
На самом деле не все так безоблачно. И здесь тоже есть проблемы скупки земель и попыток "нуворишского" строительства. Слава Богу, до того, как стало модно покупать заповедные земли в Печорском районе, где находится заповедник, успели принять правильные законы. Хочешь купить землю – покупай, но если на этом месте стоял коровник и одноэтажный дом, то здесь должны остаться коровник и одноэтажный дом, а не пятиэтажка с башенками. Кроме того, музей следит за тем, чтобы новые или перестроенные сооружения были органично вписаны в пейзаж. Следит в жёсткой борьбе: покупатели из Москвы и Питера выпивают у музейщиков немало крови. Надеюсь, что отныне к сохранению ландшафта будут более жёсткие требования.
Совет Федерации провёл ряд заседаний, посвящённых проблемам сохранения наследия, на которых, в числе журналистов, присутствовали и представители редакции РИ. Выступления руководителей музеев-заповедников рисовали удручающую ситуацию в деле сохранения историко-культурных заповедных территорий. Если закон о сохранении культурного наследия распространяется на отдельные памятники, то заповедные территории часто оказываются беззащитны от произвола местных властей и местного бизнеса. "Изборск" – одновременно историко-архитектурный, художественный и природно-этнографический заповедник. Какие проблемы это создаёт для музея? И, напротив, какие возможности в деле комплексного сохранения наследия может продемонстрировать "Изборск" миру?
Все те проблемы, которые вы назвали, атакуют и "Изборск". Музейные сотрудники считают, что единственное спасение для них в получении статуса федерального музея. Хотя с 1996 года все псковские губернаторы относились с большим пиететом к этому месту. Сюда вкладывали деньги, насколько это было возможным, в 90-е годы, боролись с самоуправством бизнеса. Хотя бизнес сюда не особенно-то и рвался. Как раз приток частных инвестиций – одна из проблем: сейчас в Изборске появился один частный ресторан, строится небольшая гостиница, но, если думать о перспективах, этого мало. Потенциал для развития бизнеса в части создания туристической инфраструктуры есть, а бизнеса нет. А ведь поток туристов на внутреннем российском рынке увеличивается, и Изборск не исключение. Только этим летом в заповедник приехало на 20 тысяч человек больше, чем в прошлый сезон, а за пять лет количество туристов увеличилось почти в два раза.
Проблемы комплексности музея? Вопрос, наверное, к тем, кто там работает: насколько это трудно – и крепость сохранять, и экспозицию создавать, и за ландшафтом следить. Мне-то кажется, в этой комплексности и есть самая главная прелесть Изборска. Там, действительно, есть ощущение чего-то настоящего, древнего и мощного. И, если угодно, уникального.
"Изборск" включён в Предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и в 2002 году зарегистрирован в Центре Всемирного наследия. С тех пор прошло восемь лет. Что даёт природно-историческому заповеднику эта регистрация, и в какой мере она сдерживает притязания бизнеса на "освоение" незастроенной земли? Если существует "предварительный" список Всемирного наследия ЮНЕСКО, значит, существует и "окончательный". Как скоро "Изборск" войдёт в него, и насколько после этого увеличится степень защиты заповедных территорий?
Как мы видим, в ряде случаев никакой список ЮНЕСКО не спасает. Хотя, безусловно, он сдерживает некоторые притязания. Например, перенесли же в Питере строительство небоскреба на другое место. В противном случае весь исторический ландшафт города просто бы исключили из списка Всемирного наследия. Но в отношениях ЮНЕСКО с Изборском не все просто, потому что, с юридической точки зрения, войти в этот самый "окончательный" список нелегко. Я бы сегодня советовал сосредоточить усилия общественности, чтобы сохранить древнюю русскую крепость пока что своими силами.
В этом году Президентом РФ был подписан Указ о праздновании 1150-летнего юбилея Изборска. Существует проект "Живой экспозиции" на Труворовом Городище и воссоздания здесь столицы древнего государства. Кто работал над этим проектом? С помощью чьих инвестиций он будет осуществляться?
Концепцию этого проекта разработали в Москве, в Институте культурологии, столичные и псковские специалисты. Основная идея – показать самую древнюю часть крепости, относящуюся к Х веку, которую обнаружили во время раскопок. Будут сделаны так называемые "археологические окна", демонстрирующие останки средневекового города. Средства на реализацию проекта предусмотрены программой федерального финансирования в связи с президентским указом.
Труворово городище – место в Изборске, где часто проводятся разные народные праздники. И основной из них – 12 июня, день России, российской государственности, к которой Изборск имеет самое непосредственное отношение. Ведь на празднование в государственном масштабе своего 1150-летие претендовал не только Изборск. А вот выбран был именно он, и не случайно. Ведь 862 год – это год основания российской государственности.
Большой интерес вызывает Музей-усадьба народности сето в деревне Сигово, являющаяся примером сохранения быта и культуры малого народа. Сейчас во всем мире проблемы сохранения малых народов необычайно остры и актуальны. Способствует ли музеефикация быта сето культурной самоидентификации и развитию народности, её включённости в жизнь края?
Парадокс в том, что в Псковской области язык сето и быт этого малого народа бережно сохранялся в то самое время, когда в соседней Эстонии забывался русский язык. В Печорском районе живёт всего 200 представителей сето, остальные 5000 человек – в Эстонии. Здесь сложилась уникальная ситуация: стремление народа сето спасти свою культуру соединилось с возможностями и желанием музея-заповедника "Изборск", а также с волей псковских властей. Редкое сейчас совпадение. Несмотря на малочисленность сето, эта народность очень влиятельна в культурной жизни Псковщины – она инициирует много мероприятий, к которым привлекаются и жители города, и гости – все, кто приезжает на праздник. И проводятся такие праздники часто. Причина? Энтузиазм активистов сето и отзывчивость музея – вот что главное. Деньги деньгами, а человеческого фактора, идейности, работоспособности никто не отменял.
Каковы планы развития музея? Каковы планы работы Попечительского совета?
Сегодня и у музея, и у Попечительского совета главная задача – получить максимум от Указа о праздновании 1150-летия – максимум средств на реставрацию, максимум средств для того, чтобы люди, живущие вокруг музея. могли жить достойно. Дороги, школа, детский сад, фасады домов, – все это должно быть приведено в надлежащий вид. Ведь сейчас изборские школьники ходят в туалет на улице, крыша школы протекает. Мы будем стараться сделать все и для газификации Изборска. Надеемся, что Указ сможет привлечь к Изборску значительное внимание СМИ, а, значит, повысит и туристическую привлекательность. Уже разрабатываются проекты для привлечения инвестиций, концепции новых экспозиций. Это все очень интересно, важно и правильно. Если получится сделать хотя бы половину от того, что задумано, это уже будет успех.