Бежаницы - родина парламентаризма (урок для депутата Виктора Антонова)

27 апреля Россия праздновала 105-летие отечественного парламентаризма. Министр образования и науки РФ Александр Фурсенко откликнулся на инициативу Государственной Думы и порекомендовал учащимся 10-11 классов общеобразовательных школ отметить эту знаменательную дату открытыми уроками под названием "Развитие парламентаризма в России", а спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов пригласил членов Совета Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ принять в этих уроках участие.

 

В результате депутату Государственной Думы РФ от Псковской области Виктору Антонову ничего не оставалось, как отправиться по месту жительства своих избирателей и одновременно на "родину российского парламентаризма", как её называют местные, – в Бежаницкий район Псковской области.

Николай Матвеевич Чихачёв

Там, на погосте деревни Добрывичи, захоронен один из первых российских парламентариев - адмирал императорского флота Николай Матвеевич Чихачёв. Этот достойнейший человек, именем которого названы проливы и острова, был членом Государственного совета – высшего законосовещательного органа Российской империи в 1810-1906 годах и предтечи I Государственной Думы.

Н.М.Чихачёв на картине И.Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения»

Ещё один уроженец Новоржевского района – предводитель местного дворянства и председатель уездной земской управы Николай Николаевич Рокотов – заседал в Государственной Думе с 1907 по 1912 год. Служащие губернского земства провожали его "на пенсию" в таких выражениях: "Держась широких демократических убеждений, предоставляя религиозную и политическую свободу каждому из своих служащих, вы всегда отличались общедоступностью и рыцарскою корректностью не только с высшими подчиненными, но и с низшими, давая им в работе свободу действий, не заглушая их инициативы, не оскорбляя в них прав человека и гражданина, а часто защищая их от необоснованных обвинений".

 

Короче говоря, депутату Государственной Думы РФ пятого созыва Виктору Васильевичу Антонову впору было не только учить бежанинцев парламентаризму, но и поучиться основам демократии у них самих. Глава Бежаницкого района Анатолий Яковлевич Трофимов не зря интриговал журналистов, пообещав им "фишку". Он-то и предложил депутату вначале поклониться в Добрывичах праху Николая Матвеевича Чихачёва, а уже потом ехать в основанную этим великим человеком Чихачёвскую среднюю школу, где Виктора Антонова с Анатолием Трофимовым уже ожидали нарядные старшеклассники. Некоторые из них заметно волновались и беззвучно шевелили губами, сосредоточенно вглядываясь в разложенные у них на партах распечатки.

Объясняя ребятам цель своего визита, Виктор Антонов сослался на пример Ливии, Египта и Киргизии: "Почему там происходят социальные взрывы и свершаются революции? Потому что устройство любого государства является стабильным только тогда, когда выбранные люди представляют народ во власти, когда они понимают чаяния народа и выражают их в законах и подзаконных актах. А самыми стабильными являются те государства, где история парламентаризма насчитывает уже не один век".

Презентация истории российского парламентаризма была проведена чихачёвскими старшеклассниками блестяще. Хоть они и читали свои доклады по бумажкам, урок получился крайне занимательным. Во-первых, потому что предшественники Виктора Антонова – что из далёкого, что из ближайшего прошлого российского парламентаризма – были один другого моднее, как сказала бы моя бабушка, прожившая в деревне Чихачёво свои лучшие годы (мой дед когда-то преподавал в этой школе русский язык и литературу). А во-вторых, потому что на бежаницкой родине парламентаризма не только у депутатов язык подвешен.

 

Сперва чихачёвские старшеклассники едва реагировали на призыв своей учительницы "проявить осведомлённость в государственных делах", но мало-помалу вышли из ступора и стали подавать голоса.

 

"Уже в Псковской и Новгородской республиках высшим органом власти было… Было?.. БЫЛО?!" – хмурила брови Марина Ивановна Пилкина, но при этом так виртуозно переводила высочайше рекомендованную Минобразом историю отечественного парламентаризма с птичьего на человечий, что никому не давала заскучать, даже депутату Госдумы, который знал этот урок ничуть не хуже:

Жалко только, что слово "обратно" используется в Чихачёвской школе не по назначению.

Пётр Алексеевич Гейден

В своих выступлениях чихачёвские старшеклассники вспомнили и "фигуру редкого благородства" депутата I Государственной Думы Петра Алексеевича Гейдена, который успешно развивал у себя в псковском поместье тогдашние "нанотехнологии". И неистового репортёра Александра Невзорова, который избрался в Государственную Думу от Псковской области и был таков. За недостатком информации о парламентских заслугах этого депутата, школьники простодушно записали ему в актив работу над рекламным роликом концерна "Гермес".

 

"Урра! Мы обратно встретили слово "парламент"! Оно реабилитировалось!" – воодушевилась чихачёвская учительница, приступая к новейшей истории российского парламентаризма (в советское время парламентаризм в нашей стране переживал ледниковый период или, как она выразилась, был "заморожен"). Одному ряду парт сразу же было предложено поиграть с другим в две палаты российского парламента. При этом чихачёвский "Совет Федерации" оказался куда бодрее чихачёвской "Госдумы".

 

Рассказывая о Государственной Думе РФ четвёртого созыва, одиннадцатиклассница Марина деловито объясняла: "Подавляющее её большинство – это более двух третей депутатов - входили в состав фракции "Единая Россия" Они победили на выборах в 2003 году и приняли в свой состав большинство независимых депутатов, а также перебежчиков из других партией. "Единая Россия" получила конституционное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимания никакие возражения оппозиции - таких партий, как КПРФ, "Родина" и ЛДПР".

 

"Глазки на меня!" – скомандовала учительница. И стала "приставать" к ученикам с каверзными вопросами:

 

- Вот я, к примеру, из Чихачёва никуда уезжать не собираюсь. И зачем мне, по-вашему, сильный парламент?

 

- Чтобы жизнь была достойной… Чтобы страна процветала…

- А что в ней такого должно "цвести"?

 

"Бензин подешевеет?" – гадали дети. "ЕГЭ отменят?"

 

В конце концов общими усилиями дети и их преподавательница вывели искомую формулу: "От развития парламентаризма улучшится качество жизни каждого гражданина в нашем государстве – независимо от того, живёт он в маленьком посёлке Чихачёво или в большом городе Москве".

 

- А кто думает по-другому? – вдруг поинтересовалась учительница. – Ну не то, чтоб по-другому, а приземлённее, без этих вот.. высоких материй… Миша, может, ты? Ты же у нас реалист!

«Реалист» Миша

- Ну вот я думаю, - оживился Миша. - Что Россия и без парламента была сильной страной, когда ещё была монархической…

 

- А если бы ты жил в царское время, как думаешь, тебя бы лично очень ценили? – нашлась учительница.

 

- Ну, это смотря кем бы я был…

 

- Крестьянином как максимум!

 

Миша хотел ещё что-то возразить, но оказалось, что урок парламентаризма не место для дискуссий: "Чи-чи-чи-чи-чи! Потому будем дискутировать!"

 

- Я бы хотел поддержать Мишу, - вступился Виктор Антонов. – Россия всегда была могучим государством. Но все государства, которые держались на штыках, они всегда разваливались. Конечно, если мы сейчас скажем, что у нас полноценный парламент, и что мы демократическая страна, и что мы процветаем, то это будет не совсем правильно. Но процветать может только то государство, в котором все имеют возможность выбирать власть. Поглядите на западные демократии, где парламентаризму уже по триста лет. Когда там были революции, и какие это были "революции"? Сравните: у них всего-навсего Бастилию разрушили, а у нас миллион убитых!

Виктор Антонов с директором Чихачёвской школы Еленой Ивановой

Когда настало время вопросов, первый задала директор Чихачёвской школы Елена Михайловна Иванова. "А как вы контактируете с другими депутатами от Псковской области?" – спросила она у Виктора Васильевича.

 

- Нас в Государственной Думе от Псковской области трое. Олимпийский чемпион Миша Иванов называет меня тренером. Это активный человечек, я думаю, он достигнет в Думе не менее впечатляющих успехов, чем в спорте. С депутатом Никитиным из КПРФ у нас тоже очень хорошие отношения. Я должен сказать, что этот человек, несмотря на то, что он в оппозиции к нашей партии, очень старается, чтоб в нашей Псковской области жилось не хуже, чем живётся. Заверяю вас, что у нас с ним не бывает распрей. Скандалов там всяких и чего-то такого"парламентского"… Дети, есть ещё вопросы?

Глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов

Глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов очень надеялся, что кто-нибудь спросит у депутата Государственной Думы, на какие деньги районным властям расширять лестничный пролёт в интернате при Чихачёвской школе (пожарные недавно выдали главе местной администрации предписание, что лестница в интернате на 7 или 8 сантиметров уже, чем положено). Но у старшеклассников были другие заготовки:

 

- Каковы пути развития парламентаризма?

- Пути развития… Это очень тонкая материя, - сказал депутат. – Жириновский, например, считает, что в Государственной Думе не должно быть большинства одной партии, а должна быть коалиция, как во второй царской Думе. Чтобы парламент мог влиять на исполнительную власть. Но я думаю, что это может быть эффективно только там, где парламенты уже созрели и имеют многовековую историю, традиции… Мы пока что этого не имеем. Поэтому мы, партия "Единая Россия", берём на себя ответственность. Мы говорим: да нас большинство, но мы и отвечаем за те процессы, которые происходят в стране. А оппозиция нас за это критикует, причём нещадно. И мне очень бы хотелось, ребята, чтобы вы этот голос оппозиции тоже слышали и знали. Как говорится, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. (Это что-то из природы, но оно нам близко.)

 

- Изменится ли система выборов в Госдуму?

 

- Хороший вопрос. Я думаю, что мы, наверное, всё-таки поспешили сделать систему выборов в Госдуму такой, что все депутаты избираются по спискам. Если бы вы меня выбирали напрямую, у меня было бы больше возможности говорить что я думаю в любой микрофон, потому что мои избиратели дали бы мне такое право. А когда меня выбирают по спискам от партии, я вынужден подчиняться решению нашей фракции. Не всегда моё личное мнение совпадает с решением нашей фракции. Есть проблемы, понимаете?

 

"А кто-нибудь хочет быть депутатом вообще-то?" – не стерпел Виктор Васильевич, так и не дождавшись, когда же школьники сами зададут ему главный вопрос.

 

- Дело хорошее. Давайте я буду! А как депутатом-то стать? – откликнулся всё тот же "реалист" Миша.

 

- Это очень трудно. Хотя у нас в Госдуме много молодых людей. Особенно спортсменов. Потому что стать олимпийским чемпионом в 24 года чрезвычайно сложно. Тут важны не только физические, но и умственные способности, я вас уверяю. Со мной рядом сидит трёхкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина. Я с ней общаюсь каждый день. Это интеллект, причём ещё какой! Так что олимпийцы – это очень одарённые люди. Хотя их у нас в Думе и перебор. Ну а как по-другому молодых людей во власть выдвигать? Они лучшие в своём деле. Вот партия и решила: начнём с олимпийцев.

 

- Как стать депутатом? Да очень просто! - как бы противореча самому себе, добавил Виктор Антонов. - Надо быть активным в жизни и начинать с овладения какой-нибудь профессией. Будь профессионалом в чём-нибудь: слесарем, сварщиком, токарем, учителем, врачом, военным… Если вы хоть в каком-нибудь деле достигнете успехов – вас обязательно заметят!

Вручая чихачёвскому школьнику Мише Чекменёву благодарственное письмо за активность на уроке парламентаризма, Виктор Антонов напутствовал его так: "Никогда не держи в себе то, что думаешь. Но только не вступай в партию Жириновского и в коммунисты, чтоб не пропасть" .

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...