Как псковский викинг в Швецию за "Знаком триединства" ездил

Псковское агентство информации уже рассказывало про фестиваль "Хельга-2011" в Выбутах, на котором присутствовал швед Ульф Андерссон. Именно Ульф и пригласил главного организатора фестиваля "Хельга" Василия Мизгирёва в Швецию, в деревню викингов Storholmen, что в 20 км от города Норртелье, где псковский реконструктор был принят в Сообщество скандинавских викингов. Мы попросили Василия рассказать об этой поездке.

Вход в деревню викингов.

- Бесспорно, поездка удалась. Потому что раньше в эту деревню приезжали со всего мира, но никогда из России, да ещё и с родины княгини Ольги. Я получил приглашение приехать туда следующим летом на весь сезон и привести с собой своих товарищей. При условии, что это будут отборные псковские реконструкторы.

Дом Хёвдинга с семьёй.

Дело в том, что шведы очень рады нашей идее прославить княгиню Ольгу, которую они считают наполовину своей. В этом у нас с ними много общего, это залог нашей русско-шведской дружбы, скрепленной навеки нашей великой землячкой.

Жилище викинга.

Но с другой стороны, шведы не потерпят праздно шатающихся реконструкторов, шведы любят работать, одно из главных условий проживания в их исторической деревне – труд.

 

- Можно по подробнее? Что это за деревня? Что такое сезон?

Жилище викинга. Вид изнутри.

- Сезон – это период с первой недели июля и до 5 августа. То есть, три недели, на которые открывается деревня викингов, которая живёт по принципу коммуны. Реконструкторы, которые туда приезжают, должны трудиться. В деревне представлены быт, традиции, обряды, культура, ремесла, музыка, танцы,- то есть вся жизнь, которая была во времена викингов. Только там нет ни боев, ни бугуртов, ни поединков. Это потому, что шведские реконструкторы очень берегут здоровье друг друга. Европейский менталитет другой, люди более внимательно относятся друг к другу. Можно сказать, что это деревня IX-XI веков в мирное время, какой она могла быть между войнами. Шведы очень осторожные и умные люди, они никогда не утверждают, что в старину всё было именно так, как у них в исторической деревне. Они говорят: "Мы склонны думать, что было именно так". Хотя ко всем мелочам стараются подходить научно обоснованно. Все-таки это люди, изучающие историю не на словах, а на деле.

Деревенский кузнец.

Я лично поработал у них на кузне, и крашением ткани занимался, и помогал в изготовлении бусинок. Даже видел, как создают пряжу, когда овцу выстригают, и как из этого получают нитку. Это очень познавательно. У них каждый, кто хочет заняться реконструкцией, должен пройти все ступени. Это не как у нас: пришёл, навесил на себя побрякушек - и ты уже викинг, даже конунг. Нет, когда ты попадаешь в их компанию, все стараются помочь тебе стать викингом с первой ступени.

Кузница.

Сначала старший из них, Хёвдинг, ставит задачу, например: в течение недели ты должен сделать тесьму, покрасить ткань или выковать нож. Но прежде чем попробовать изготовить что-то самостоятельно, новичок поступает в ученики к мастеру тесьмы, кузнецу и т.д. и учится у них ремеслу, чтобы потом заняться изготовлением собственных вещей под присмотром мастера. Таким образом реконструктор постепенно изучает в совершенство изготовление каждой вещи, которая позже будет на него надета. Затем на тинге (тинг – высшее собрание викингов, как вече в Пскове) реконструктор сдает экзамен старейшинам и проходит посвящение в викинги, отвечая на вопросы и объясняя, чему он успел научиться. Кстати, не факт, что все проходят эти испытания с первого раза. Формализма у викингов нет. Если что не так, то тебя ждёт переэкзаменовка на следующем тинге. Но при этом, поверьте, все очень дружелюбны к новичкам и прилагают общие усилия, чтобы помочь даже неудачникам. Как правило, во второй раз экзаменующегося испытывают уже как человека бывалого. И никто при этом не обижается, в отличие от нашей пафосной молодёжи, а учится держать удар. Я бы очень советовал нашим реконструкторам учиться у шведских. А то у наших слишком много гонора и слишком мало стремления познавать и делать всё своими руками.

Жители деревни викингов.

- Получается, что это не фестиваль в нашем понимании, а что-то вроде музея под открытым воздухом?

 

- Да, это ни какой не фестиваль. У нас фестиваль строится по принципу четырёх дней работы. Первые два дня, чаще всего четверг и пятница уходят на общение самих реконструкторов, а суббота и воскресение посвящаются туристам. У них принцип другой, с понедельника по пятницу в течении всего сезона они работают на туристов, а в субботу и воскресенье деревня закрыта, эти дни - только для себя.

Деревенский музей.

Как строится день шведского реконструктора? В 10.00 завтрак, который заканчивается общими поздравлениями и аплодисментами в честь окончания трапезы. Кстати, стол обильный. После завтрака Хёвдинг объявляет, что нам сегодня нужно убрать территорию, вымыть посуду, приготовить пищу. Кому-то придётся следить за детьми, кому-то – пасти скот, кто-то займётся ремесленничеством: ковкой, ткачеством, выпеканием хлеба, изготовлением украшений… Причем никого не нужно было уговаривать, желающих засучить рукава в деревне всегда было хоть отбавляй.

Скандинавская баня.

Помимо работы по деревне требовались люди и для занятий с туристами: кто экскурсию по деревне водит, кто былины рассказывает, кто на музыкальных инструментах играет, а кто-то показывает гостям костюмы и оружие. Ремесленники ещё к тому же проводили днём мастер-классы для посетителей.

Вход в избу колдуньи.

Когда в деревне появлялись туристы, то их торжественно встречали на входе, а затем вели на экскурсию и на мастер-классы. Когда я был занят на изготовлении бусинок, и работал у мастера в подмастерьях, туристам сказали, что я викинг из России. Это вызвало такую бурю аплодисментов, что произвело на меня неизгладимое впечатление. Кстати, по-шведски мое имя звучит не как Василий, а Василь.

Мастерская, в которой изготавливают бусины.

Ближе к вечеру объявляют по всей деревне о начале шоу-программы на центральной площади. Когда туристы собираются, их взорам предстают средневековые спортивные состязания, их много. Сначала состязаются сами реконструкторы, потом они предлагают гостям тоже попробовать свои силы. Причем все это проходит под сопровождение старинных музыкальных инструментов. Кульминацией спортивных состязаний был акт наказания самого слабого реконструктора. На глазах изумленных гостей его брали на руки и бросали со скалы в озеро, приговаривая при этом: "Если выплывешь, то будешь прощен". Это конечно было театрализованное представление, но туристы об этом не догадывались. Кто-то даже кидался "бедолаге" на помощь, но старейшины пресекали такие попытки. Это выглядело очень натуралистично.

Место Тинга.

По окончании шоу, когда все уже успевали проголодаться, туристов приглашали в трапезную и в сувенирную лавку. В заключении перед туристами разыгрывали ещё один спектакль – сказку. Потом им предоставлялось свободное время, когда туристы могли сами подойти к тем мастерам, которые их заинтересовали. В 16.00 объявлялось, что деревня закрывается. и туристы как вежливые европейцы организованно покидали лагерь. Никого не приходилось просить на выход дважды.

Хёвдинг - глава деревни («в миру» - Матис),

После 16.00 уставшие реконструкторы чаще всего шли купаться. В 17.00 - общий ужин, потому что у реконструкторов не было обеда. Таким образом, мы питались всего два раза в день, но нам этого вполне хватало. Во-первых, трапезы у нас всегда были очень обильными, а во-вторых, там природа уникальная: питаешься даже воздухом. После ужина начинается отдых викингов, некий драйв с кружкой пива. Разговоры у костра далеко за полночь. Принцип такой: делай, что хочешь, сиди хоть до утра, но в десять утра ты должен быть на завтраке в полном порядке и принимать активное участие в общей работе. Туристы платят деньги, и деревня обязана работать.

Хлебопекарня.

- Сколько реконструкторов задействованы в этой работы в течение сезона?

Палатка викинга.

- Когда был я, то видел порядка 40 человек. Бывает и больше, потому что есть текучка: одни уехали, другие приехали. Во главе деревни стоят всего четыре человека, остальные жители – это представители клубов из разных стран. Реконструкторы могут приезжать со своими аутентичными палатками, но мест хватит для всех и без палаток.

 

- Нашли ли Вы там друзей, наладили контакты?

Палатка шоландского викинга.

- Да, я познакомился и с датчанами, и с норвежцами, но большинство моих новых друзей, конечно, шведы. Есть и один шотландец, с которым мы заспорили о русской водке и шотландском виски. В итоге никто не победил, а точнее, к утру мы сошлись на том, что у нас победила дружба.

Ладья викинга.

- Вы прошли обряд посвящения? Как Вас принимали в "братство викингов"?

Деревенский скот.

- Однозначно. Хёдвинг вручил мне лично "Знак триединства". Это знак прошлого, настоящего и будущего, символизирующий эту деревню, а точнее её жителей. Обряда посвящения мне проходить не нужно было. Как сказал Хёдвинг, я уже и так состоявшийся викинг, причем из другого места. Это как свободный викинг, со своей дружиной. Меня воспринимали как равного, поэтому просто приняли в "братство викингов".

 

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...