Набережные на бережно

"Замечу сразу: это не шедевр", - говорит один из авторов "Проекта реконструкции набережной реки Псковы и реки Великой от "Золотой набережной" до улицы Застенной в Пскове" Владимир Шуляковский.

 

Потому "не шедевр", объясняет он, что на разработку этого проекта было отведено всего две недели.

 

 

- По хорошему, надо было начинать с конкурса идей и привлечь к разработке концепции реконструкции псковских набережных как можно больше архитекторов, в том числе не псковских. Как это было с конкурсом проектов реконструкции площади Ленина и как это делают в других городах. Но у нас в Пскове с реконструкциями всяческих общественных пространств почему-то вообще неблагополучно. Общественность почти всегда ставят перед фактом. А ведь можно было бы публично обсудить все варианты, общими усилиями выработать наилучшее решение. И только потом устраивать тендер на изготовление рабочих чертежей для отдельных участков набережной или для всего проекта целиком.

 

- Хорошо уже и то, что на этот раз тендер выиграла псковская фирма – творческая архитектурно-проектная мастерская "Псковархпроект-М" и что её директор Александр Павлов всё так замечательно организовал и привлёк к работе столько разных интересных псковских и не только псковских архитекторов. Но нам всё равно пришлось делать всё и сразу: разрабатывать в кратчайшие сроки и концепцию реконструкции, и рабочую документацию. Это было непросто, потому что не хватало ни времени, ни головы, ни ног, чтобы бегать на набережную и сверяться с ландшафтом.

 

Псковские архитекторы, по словам Владимира Шуляковского, справились с этой задачей только потому, что сами они местные и давно уже примерялись к заданной территории кто так, кто эдак.

 

 

В частности, главный архитектор этого проекта Галина Тютюнникова недавно разработала проект гостиницы на месте складов Лапина в Финском парке.

 

А один из её соавторов, Владимир Шуляковский, если кто помнит, когда-то предлагал реконструировать в те времена ещё Советскую, а не "Золотую", набережную таким образом, чтобы роскошный вид на башни Нижних решёток открывался прямо от угла истфака ПсковГУ за Троицким мостом. По замыслу Владимира, от моста к башням вела бы аллея, которая должна была стать логическим продолжением улицы Герцена. Однако тогдашним "деду с бабой" было важно, чтобы курочка снесла яичко не простое, а золотое. И видом пожертвовали ради элитного жилого квартала с дорогущими квадратными метрами.

 

Нынче всё по-другому. Даже "крыс" от этих золотых яичек уже "тошнит", поэтому в основу нового проекта реконструкции положено: "максимальное сохранение природно-исторической среды" и "бережное отношение к существующему рельефу", а также "использование и подчёркивание особенностей природно-исторического ландшафта".

 

 

- Это значит, - объясняет Владимир Шуляковский, - что мы не проектировали ничего грандиозного: никаких гранитных или бетонных набережных со сфинксами, никаких диснейлендов. Берег как был – так и останется естественным. Единственное, что в некоторых местах его придётся укрепить геосеткой, поверх которой засевается трава, а в некоторых – валунами. А дорожки выложить брусчаткой или природным камнем.

 

 

В общем, авторы проекта старались не самовыразиться, а "сохранить привычный ландшафт", но обустроить его так, чтобы создать "уникальную среду" – для активного отдыха, любования достопримечательностями и удовлетворения интереса к истории древнего Пскова.

 

 

Проект реконструкции псковских набережных от фирмы "Псковархпроект-М" состоит из двух частей. Федеральное финансирование рассчитано только на первую. Она предполагает, собственно, благоустройство: устройство пешеходных и велосипедных дорожек, детских площадок и площадок отдыха для взрослых, ливневых стоков и освещения, а также берегоукрепление, замену износившихся инженерных коммуникаций, строительство малых архитектурных форм и ландшафтный дизайн посредством зелёных насаждений. Эта часть работы также включает реконструкцию улиц Воровского и Маркса.

 

Вторая часть проекта – это, как их называет Владимир Шуляковский, "дырки", которые ни обойти, ни объехать даже по прекрасно выложенным брусчаткой или природным камнем велосипедным и пешеходным дорожкам. Это объекты, на благоустройство, музеефикацию или хотя бы консервацию которых денег пока нет, потому что не нашлось инвестора или, допустим, не доведены до конца переговоры со Всемирным банком реконструкции и развития. А ведь они и создают на псковских набережных ту самую "уникальную среду", которую будут засевать газонами или мостить брусчаткой.

 

Например, один из холмиков возле дамбы напротив отеля Old Estate на самом деле является Церковью Богоявления, которую Пётр I засыпал, как и несколько других стоявших на этом берегу Псковы монастырских храмов, когда готовился отражать нашествие шведов. Пускай лучше поздно, чем никогда, и эту церковь откопают и музеефицируют. А пока архитекторы просто учли её в своём проекте, чтоб не утратить после реконструкции набережной реки Псковы окончательно.

 

Ещё "дырка". Между Гельдтовой баней и Троицким мостом имеется другой важный "холмик" – остатки палат 17 века – так называемый винный склад Левена. "Я обследовал эти руины. Там такой хороший подвал, что из него можно запросто сделать что-то очень симпатичное: гостиницу или там ресторан, - говорит Владимир Шуляковский. – Инвестор для этого памятника, кстати, уже нашёлся".

 

Знаменитая Варлаамская башня на берегу Великой в проекте реконструкции псковских набережных пока тоже зияет "дыркой".

 

- Ещё сто лет назад псковичи хотели установить на этом месте памятный знак, чтобы увековечить героическую оборону Пскова от войск шведского короля Густава Адольфа, - напоминает Владимир Шуляковский. - Через три года мы будем отмечать 400-летие этой исторической битвы. Пора что-то делать.

 

Пока власти придумывают, на какие деньги спасать Варлаамскую башню от разрушения, архитекторы из команды "Псковархпроект-М" вот что предложили:

 

 

- Все псковские башни имеют кованые прапоры, а Варлаамская стоит без ничего, хотя она чуть ли не самая боевая. Поэтому в нашем проекте предусмотрена мачта, которая обозначит прежнюю высоту этой полуразрушенной башни и тоже будет увенчана кованым прапором. Можно было бы ещё в тёмное время суток воссоздавать контур Варлаамской башни с помощью лазерной подсветки, но не ясно, насколько это осуществимо.

 

Архитекторы спроектировали также дорожку, которая позволит туристам подниматься на башню и обозревать живописные окрестности со стеклянной смотровой площадки.

 

Возле Варлаамской башни будет и парковка с туалетами, и памятный знак, обозначающий место, где шведы получили такой мощный отпор, что навсегда зареклись воевать и вместо этого взялись развивать экономику своей страны, за что бесконечно благодарны Петру Первому по сию пору.

 

Посещение этого исторического места также предполагает "проход через арку крепостной стены и спуск по проектируемой лестнице на берег реки Великой; далее проход по берегу реки до места, которое выдающийся реставратор и лучший фотохудожник города Б. С. Скобельцын называл "самым красивым видом на Псковский кремль".

 

Гельдтова баня – это тоже "дырка" в проекте реконструкции набережной. К моему большому сожалению, никто этот помывочный пункт не собирается "реконструировать", чтобы сделать не только объектом городского банно-прачечного хозяйства, но и объектом туристического показа. Хотя даже туристам ясно, что именно эта старинная псковская баня могла бы служить живой иллюстрацией истории про то, как Иван Грозный возмущался бесстыжими псковичами, которые парятся все вместе, невзирая на возраст и пол, а потом ещё выбегают голышом на берег, чтобы на глазах всего честного народа окунуться в прорубь.

 

Зато под Троицким мостом, как и наказывали мои новгородские ганзейцы, разместятся общественные туалеты. И не только туалеты, но ещё и сувенирные лавки, музейные кассы, турбюро, инфоцентр, пункт проката велосипедов и всё, что нужно для обустройства специальной зоны по приёму туристов. Согласно проекту, это будет небольшая площадка на набережной, куда туристы смогут спуститься с автобусной стоянки за Центром семьи. Теперь им не нужно будет тащиться оттуда к светофору, а потом по другой стороне улицы в обратном направлении, чтобы попасть в кремль. Они перейдут дорогу под мостом и сразу же смогут подняться к новому входу в Псковский кремль через Святые ворота.

 

А по дороге ещё и полюбоваться объёмной картой самых главных псковских достопримечательностей в виде макетов - под названием "Сокровища земли Псковской". Правда, этот, едва ли не самый лакомый, кусочек проекта Галины Тютюнниковой, Владимира Шуляковского и иже с ними под федеральное финансирование не попадает и поэтому тоже является своего рода "дыркой", но разве что не в проектной, а в сметной части.

 

"Расстройство" в виде ресторана "Пожарка", который является незаконно возведённой частной собственностью в красивейшем месте слияния двух псковских рек, - тоже "дырка", залатывать которую придётся на другой манер. Владимир Шуляковский надеется, что со временем этот объект всё-таки приведут в соответствие с градостроительными нормами. А пока предлагает владельцам "Пожарки" включить в своё меню напиток под названием "58 параллель" крепостью 58 градусов.

 

 

Чтобы хоть как-то соответствовать спроектированному в непосредственной близости "Географическому" скверу, главным украшением которого будет некий памятный, возможно, выкованный знак, символизирующий положение Пскова на карте мира.

 

Сквер по другую сторону шпагатной фабрики будет "Историческим". По замыслу авторов проекта, именно там можно было бы установить Ганзейский знак причастности Пскова к древнему торговому союзу.

 

Лично мне больше всего понравилось, что авторы проекта реконструкции набережных учли, что в этом "Историческом" сквере (между "Золотой набережной" и шпагаткой) имеется ещё и горка. Зимой детвора катается с этой крутой горки на салазках и ватрушках. Так вот, при проектировании этой территории горку сберегли.

 

А вот уродливый бетонный забор вокруг шпагатки наконец-то будет снесён.

 

Сама Шпагатная фабрика представлена в проекте реконструкции набережных… правильно! -"дыркой". Говорят, что проект её собственной реконструкции под офисный центр тоже уже готов. Но из-за того, что питерские архитекторы делали его в отрыве от псковских реалий, их "избушка" встала к набережной "задом". Они запланировали подъезд к гаражу своего офисного центра именно там, где по новому проекту должны будут пролегать мощёные природным камнем пешеходные и велосипедные дорожки.

 

- Такие накладки возникают из-за того, что в Пскове давно уже упразднена должность главного архитектора, - заметил Владимир Шуляковский. – На региональном уровне такая должность была ликвидирована ещё раньше. В областной администрации, правда, есть комитет "по туризму, инвестициям и пространственному развитию", но, насколько мне известно, в его составе нет ни одного специалиста по этому самому "пространственному развитию", что и приводит к подобным казусам.

 

Псковские архитекторы работали над проектом реконструкции набережных не так "дистанционно", как их питерские коллеги – над проектом шпагатки: "Мы много раз обошли эту территорию вдоль и поперёк и многократно выверили те места, откуда открываются самые выигрышные виды. Именно в таких местах, где туристы сами замирают в восхищении, и спроектированы смотровые площадки".

 

Одна из таких площадок, например, будет устроена поверх канализационных люков, которые "украшают" почему-то самое высокое место у башен Нижних решёток. Вдобавок архитекторы придумали сделать деревянную дорожку по внешней стороне стены - от Высокой башни до Варлаамской, чтобы проложить между ними туристический маршрут.

 

 

Ещё одна смотровая площадка будет организована в том месте набережной реки Псковы, откуда открывается самый красивый вид на башни Нижних решёток. Во время презентации своего проекта реконструкции на градостроительном совете авторы поспешили установить на этой площадке скульптурную композицию, символизирующую слияние двух рек…

 

На фото: вариант скульптурной композиции (фото Максима Андреева)

 

Эти "две обнажённые женские фигуры со сплетёнными волосами" неожиданно вызвали у псковской публики бурное отторжение. Кому-то они напомнили унылую статую из Ботанического сада, кому-то вообще девушек с веслом, а, например, я испугалась, что они будут загораживать собою тот самый вид на башни.

 

Но Владимир Шуляковский продолжает настаивать, что на это место так и просится какая-нибудь псковская "русалочка" (может, и тиглицкая) и уверяет, что статуя будет установлена настолько низко, что обзору не помешает.

 

Фото с clubs.ya.ru.

 

В таком случае я бы предпочла здесь статую… допустим, застывшего в кустах рыбака. По-моему, чего в Пскове, действительно, не хватает, так это скульптур не помпезных и не символических, а таких, как эта горожанка на набережной Волхова, имеющая портретное сходство с одной ныне живущей новгородкой.

 

Никакого моста Нижних решёток проект реконструкции набережных не предполагает. Вроде, в старину в районе шпагатки был некий мостик, но никто не знает, как он выглядел.

 

"Чтобы в половодье его не смывало, пришлось бы делать довольно громоздкую конструкцию, которая никак не вписывалась в наш проект", - сказал Владимир Шуляковский.

 

 

Зато его проектом в Финском парке будет воссоздан Островок (одно время называвшийся "милицейским"), появятся амфитеатр и зелёный лабиринт.

 

 

К тому же в этот проект очень красиво вписаны такие уже не "дырки", а отдельные инвестиционные проекты, как гостиница в здании пивоваренного завода Лапина, ресторан в мельнице Кукка и "катальная горка".

 

 

Самой трудноосуществимой частью проекта является, пожалуй, "Город мастеров", который мог бы возникнуть в том месте Финского парка, где ещё сохранились несколько частных жилых домов. Кузнец Евгений Вагин уже придумал проводить там кузнечные фестивали, чтобы создать рядом парк кузнечных скульптур. И даже нарисовал для этого места будущий памятник Скобе и Скобарю (огромная, собранная из всяких кузнечных штуковин "скоба" и маленький такой "скобарик", присевший на эту "скобу" отдохнуть от своих трудов праведных).

 

 

В общем, именно в этой "дырке" проекта реконструкции псковских набережных Псков наконец-то смог бы громко заявить о себе как о родине степлера. Тем более, что этот туристический бренд Пскова давно уже обсуждается в узких кругах, но его авторы всё как-то стесняются явить его широкой общественности.

 

Одним словом, с фантазией у авторов проекта реконструкции псковских набережных всё в порядке. С цифрами тоже. По их подсчётам, работы по одному только благоустройству заданной территории обойдутся федеральному бюджету в 470 миллионов рублей.

 

 

Мне остаётся только пожалеть, что этот проект не предусматривает никаких переименований. Согласитесь, такие названия улиц, как Воровского, Маркса и Милицейская, смотрятся на указателях в презентационном фильме по меньше мере нелепо. Да и "Советскому" мосту через реку Пскову давно уже пора стать обратно Троицким не только в разговорах, но и в официальных бумагах.

 

Официально переименовывать "Советскую" набережную в "Золотую" ни в коем случае не предлагаю, чтоб не потворствовать пошлости. Но почему бы ей не стать "Американской" или даже "Немецкой", как в старые добрые времена?

 

 

Авторы проекта реконструкции набережных в историческом центре Пскова сделали всё, чтобы сберечь подлинную историческую среду. Думаю, пора позаботиться и о таких погребённых под многолетними напластованиями псковских памятниках, как названия его набережных, улиц и мостов. Ну раз уж пошла такая реконструкция.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...