Черепаха, летучая мышь и бальзам в чёрной бутылке

Знакомясь со вторым по размеру городом Латвии, Даугавпилсом, псковичи рискуют испытать лёгкий приступ дежавю: уж больно похожи многие наши проблемы. А раз так, то и рецепты их решения тоже могут оказаться общими. Именно поэтому стоит присмотреться к опыту соседей на ниве превращения отдельно взятого города в туристическую Мекку. Тем более, что, положа руку на сердце, исходные данные у Пскова куда лучше.

 

Приворотное зелье

Как известно, в качестве одного из главных приоритетов развития Псковской области вообще Пскова в частности сегодня значится туризм. Памятников истории у нас более чем достаточно, а экология благодаря постсоветскому коллапсу промышленности радует своей чистотой. И предполагается, что микс из культуры и природы сможет привлечь гостей из других регионов и даже стран лучше любого приворотного зелья.

 

Теперь главное – заставить туристов отпить из этого кубка хоть глоточек, чтобы формула подействовала. А для этого необходимо как-то выделиться на фоне соседей, у которых с позиционированием в глазах туристов всё нормально: взять хотя бы тот же Великий Новгород.

 

Попыток на этом поприще совершено уже не мало. К примеру, "событийный календарь" Псковщины пополняется новыми фестивалями и праздниками. Правда, некоторые из них, к примеру, та же Всероссийская Масленица, по-прежнему вызывают немало споров среди аборигенов. Активно раскручивается и бренд "ганзейского города": впрочем, пальма первенства в этом вопросе также оспаривается новгородцами.

 

В этой связи более чем уместно обратить внимание на опыт наших ближайших соседей. К примеру, латвийского Даугавпилса, который по многим параметрам весьма и весьма напоминает наш собственный город.

 

Тамошние власти не так давно также озаботились туристической темой, и уже предприняли на этом направлении немало усилий. Некоторые из результатов их работы были представлены на международной туристической конференции, проходившей в Даугавпилсе в конце февраля. Кстати, побывать на ней, благодаря городской Думе Даугавпилса и Русско-Балтийскому медиацентру, смогли и псковские журналисты.

 

Жители Латгалии всячески подчеркивают отличия своего региона от остальной Латвии

 

 

Он же Динабург, он же Двинск…

Для начала – немного о самом Даугавпилсе. Будучи вторым по величине городом Латвии, он насчитывает чуть больше ста тысяч населения и значительно отличается от всей остальной страны по составу населения: 52% жителей здесь составляют русские, 18% - латыши, на третьем месте по численности с 14% находятся поляки. А в общей сложности в городе проживают представители двадцати с лишним национальностей.

 

Оно и не удивительно: за свою многовековую историю Даугавпилс (в разное время известный как Динабург, Двинск и Борисоглебск) не раз переходил из рук в руки русских, немцев, шведов и поляков.

 

Город на Даугаве расположен в 25 километрах от границы с Литвой, в 35 от Белоруссии и в 120 от России. Так что, по словам его мэра, Жанны Кулаковой, претендует на звание очередных "Восточных ворот Европы".

 

Мэр Даугавпилса Жанна Кулакова уверена, что её город может претендовать на звание «Восточных ворот Европы»

 

Что касается достопримечательностей Даугавпилса, то главной из них, безусловно, является крепость Динабург: масштабное фортификационное сооружение, возведённое русскими войсками в начале XIX века для того, чтобы преградить путь Наполеону.

 

Французские войска взять крепость с боем так и не смогли (хотя в итоге защитникам всё-таки пришлось её оставить), зато сегодня, во многом благодаря тому, что в советское время на её территории находилось военное училище, Динабург является наиболее сохранным сооружением такого рода во всей Восточной Европе.

 

Отличается от остальной Латвии и регион, центром которого является Даугавпилс: Латгалия. Вплоть до того, что даже диалект, на котором говорят его коренные жители, непонятен остальным латышам.

 

Город возможностей?

Опять-таки в советское время, о котором, как нам показалось, многие в Даугавпилсе говорят с нотками ностальгии, город являлся крупным промышленным центром: здесь находился целый ряд предприятий "союзного значения". За годы независимости значительная часть этого наследия была разрушена. В городе насчитывается 10% безработных: это заметно больше среднего по стране показателя.

 

Так что, пытаясь возрождать промышленность и предлагая потенциальным инвесторам перечень площадок для создания предприятий (в 2011 году здесь состоялся первый международный инвестиционный форум с участием предпринимателей из двенадцати стран), власти Даугавпилса закономерно решили обратить пристальное внимание на ресурс, который находится у них в буквальном смысле под ногами, занявшись развитием туризма.

 

Пока что власти города могут похвастаться тем, что ими разработана концепция развития туризма, суть которой призван передать слоган: "Даугавпилс – город возможностей".

 

Возможностей перед гостями города открывается немало. Это и экологический туризм (даугавпилсцы уповают на незагрязнённую промышленными отходами экологию, называя свой регион "краем тысячи озёр"), и спортивный (уже сегодня местные спортивные объекты используют для тренировок спортсмены в том числе и из России), культурный (местная гордость – театр, в котором, в единственном на всю Латвию, работают две труппы: русская и латышская), научный (лаборатории Даугавпилса готовы предоставлять свои возможности учёным из других стран).

 

Наконец, не стоит забывать о традиционных приманках для туристов: памятников истории и музеях. Таковые в Даугавпилсе тоже имеются. Местные власти рассчитывают привлечь в город любителей старины, восстановив во всей красе Динабургскую крепость, а также поклонников Марка Ротко, - американского художника, родившегося и прожившего первые девять лет своей жизни в Даугавпилсе.

 

Художественный центр, посвящённый Ротко, должен будет разместиться непосредственно в крепости, став, по расчётам местных властей, центром притяжения для почитателей таланта живописца со всей Европы.

 

Восстанавливать крепость жители города намерены на средства европейских фондов, а также частных инвесторов: они даже готовы передать им в собственность здания, расположенные на её территории. Разумеется, с соответствующими статусу памятников архитектуры и истории обременениями. Пока что же из всего комплекса крепости (а это шесть десятков зданий на площади в сто пятьдесят гектаров) восстановлено лишь одно, - старинная водонапорная башня.

 

Старинная водонапорная башня – пока что единственный объект Динабургской крепости, готовый принимать туристов

 

 

Включите свет!

Армандс Слокенбергерс, директор Государственного агентства развития туризма Латвии, выступая на международной туристической конференции в Даугавпилсе, позволил себе несколько витиеватую метафору: "Даугавпилс – как красивая женщина в тёмной комнате. Надо зажечь в этой комнате свет!"

 

Согласитесь, в этом есть что-то от китайской "чёрной кошки", которой, как известно, в тёмной комнате нет. Однако жители Даугавпилса в "своей" комнате, судя по всему, уверены. Ну, или, по крайней мере, пытаются внушить эту уверенность всем окружающим.

 

Пока средства Евросоюза на превращение города на Даугаве в туристическую жемчужину ещё не получены и не освоены, местные власти руководствуются "тактикой малых дел". К примеру, создали собственный знак качества: марку "Даугавпилсский товар".

 

Первым продуктом, её получившим, что характерно, стал даугавпилсский бальзам на травах в бутылке из чёрной латгальской глины. Мэр города Жанна Кулакова уверенно заявляет, что местный напиток ничем не уступает, а то и превосходит раскрученный "Рижский" аналог. Пока что чиновники Даугавпилса продвигают местный бренд, прихватывая с собой бутылки бальзама в служебные командировки – в качестве сувениров.

 

Занявшись развитием туризма, в Даугавпилсе озаботились вопросом сувениров; но всё-таки в этом плане вне конкуренции пока остаётся местный бальзам

 

Кроме того, в Даугавпилсе хотят обзавестись собственным символом, причём подходят к данному вопросу весьма неординарно. Символ предполагается выбрать в ходе открытого голосования горожан. В качестве главных претендентов фигурируют черепаха и летучая мышь. Первая, как оказывается, встречается в болотах Латгалии, а вторая облюбовала подвалы Динабургской крепости.

 

В качестве значимой составляющей будущего турпотока власти Даугавпилса видят россиян, особенно напирая на тот факт, что тут им гарантирована комфортная языковая среда.

 

При этом конструируя новый продукт для туристов, муниципальные власти сталкиваются с теми же проблемами, что и псковичи: пытаются как можно дольше задержать гостей в городе и его окрестностях, а также выстроить логистику, позволяющую россиянам посещать Даугавпилс.

 

Сегодня с этим есть проблемы. Прямой рейс из Москвы до Даугавпилса отсутствует. А питерским туристам куда как комфортнее и привычнее за те же деньги, в которые им обойдётся билет на родину Марка Ротко, доехать до Финляндии.

 

Власти, правда, возлагают надежды на возрождение местного аэропорта, который позволит сделать Даугавпилс транзитным центром: по их замыслу, прибывая сюда, туристы из России и Белоруссии могли бы пересаживаться на рейсы вглубь Европы.

 

Реконструировать аэропорт планируется также на европейские гранты. Причём, как выяснилось, партнёром Даугавпилса в одном из проектов выступает Псков, аэропорту которого также не помешают вливания. Так что уже в обозримой перспективе наши города могут оказаться куда ближе друг другу.

 

Денис Советников, специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...