"Псковитянка" XXI века (ВИДЕО)

Генеральная репетиция или так называемый последний прогон требует от актёров полной самоотдачи. Всё как в жизни, возможности подсматривать в шпаргалку уже нет. Спектакль - конечный продукт длительных споров, изнуряющих недопониманий и поисков правды. 14 июня псковские актёры театра в исторических памятниках "Карусель" представили перед премьерой постановку "Псковитянка". Принимали работу главный режиссёр Вадим Радун, директор Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Татьяна Комиссаровская, бывший руководитель театра, а ныне секретарь Общественный палаты Псковской области Валерий Павлов и обычные псковичи, которые в этот вечер прогуливались по Кремлю. Оплошать нельзя было ни людям, ни лошадям, ни технике...

 На фото: генеральная репетиция «Псковитянки»

Пьеса Льва Мея "Псковитянка" — материал для псковичей не новый, что неудивительно. Валерий Павлов подчеркивает, что это бренд псковского драмтеатра, его визитная карточка. В репертуаре театра постановка появилась ещё в конце 70-х годов, затем, после создания в 1988 году "Карусели", в 90-х годах украсила афишу исторического театра под открытым небом. Спектакль играли в Пскове у Покровской башни и в Кремле, в Изборске, Печорах, Приозёрске, Ярославле и Вологде. В связи с ремонтом театра, отсутствием постоянной сцены и театральных премьер, приближающимся юбилеем Изборска и празднованием 1150-летия российской государственности, спектакль под открытым небом оказался как нельзя кстати. 

 

Заведующая литературной частью театра Любовь Никитина, которая вместе с Вадимом Радуном адаптировала "Псковитянку" для сцены, подчеркнула, что "девушка" эта получилась совсем иной, более современной что ли. Артисты отчаялись не только на танцы, но и на вокал. Запели почти все главные герои, хоть и под фонограмму. Оригинальную музыку для постановки написала местный композитор Татьяна Лаптева. Премьера "Псковитянки" стала дебютом и для её композиций. Танцевать актёрам помогали участники ансамбля "Русские узоры" и хореограф Евгения Шургалина.

 На фото: генеральная репетиция «Псковитянки»

Декорации спектакля остались прежними: древняя крепость, зелёная трава, голубое небо. К каркающим воронам добавились шумные парапланеристы, а к лошадям — чёрный "мерседес" — издержки XXI века. Нарушает ощущение погружённости в прошлое и искусственный туман, будто ознаменовавший появление не Ивана Грозного, а поп-звёзды.

 

Претерпели изменения сценические костюмы артистов. Петербургский художник Игорь Шаймарданов на основе исторических псковских нарядов разработал свои эскизы. Пошив костюмов доверили только питерским портным.

 На фото: генеральная репетиция «Псковитянки»

В основе пьесы "Псковитянка" лежит легенда о том, как в город прибыл царь Иван Грозный с опричниками, но неожиданно для себя встретил незаконнорожденную дочь. В начале спектакля боярыня Вера Шелога (Валентина Банакова) рассказывает, как изменила мужу, полюбила другого и родила от него дочь Ольгу. Но сказать об обмане не сумела, поэтому отдала ребёнка сестре Надежде Наносовой (Екатерина Миронова). Вера страдает, мучается, переживает, думает о смерти, а сестра, видя её переживания, успокаивает: "И я бы также полюбила!" Валентина Банакова в роли неверной супруги, мучающейся угрызениями совести, гармонична как никогда. Её надрывность, искренность, проникновенность, с какой актриса порой играет на сцене, в этой партии нисколько не противоречат пьесе. Слёзы наворачиваются не только на её глазах, но и на глазах всех зрителей.

 

Затем любовный треугольник ждёт и юную княжну Ольгу Токмакову (Наталья Петрова). Её прочат замуж за немилого, но псковитянка давно влюблена в Михаила Тучу (Камиль Кунгуров). Убедительна и неподражаема в роли её подруги боярышни Степаниды Матуты Ксения Хромова. Кокетка способна вскружить голову не только Четвёрке (Сергей Воробьёв), но и многим зрителям.

На фото: генеральная репетиция «Псковитянки» 

Параллельно любовным интригам разворачивается вторая сюжетная линия — после разгрома Великого Новгорода на Псков идёт сам Грозный. Кстати, впервые в постановке 2012 года роль неумолимого правителя досталась относительно молодому актёру Роману Сердюкову.

 

Город ждёт учесть соседей. Но "Псков хранит Господь", как отмечает один из героев, поэтому беда обходит Псковщину стороной. Иван Васильевич хоть и грозен, но не страшен. Боится его, видимо, лишь конь, который то и дело нервничает под наездником, заставляя переживать и зрителей, которые находятся совсем рядом с животным.

 На фото: генеральная репетиция «Псковитянки»

В княжне Ольге царь узнаёт знакомые и милые черты и "тает". Искренность и самоотверженность родного дитя заставляют его по-другому посмотреть на свою жизнь, на свои деяния и кровь людей, которую он пролил без причины. Финальный "чёрно-белый" танец символизирует неразрывность добра и зла, жизни и смерти, наказания и прощения. Хотя в мизансценах трагедии о Древней Руси эта часть спектакля кажется непростительно современной.

 

Благодаря героизму юной женщины, Псков был помилован, но "псковская вольница" и её предводитель - возлюбленный Ольги - пали в боях с царскими опричниками. Из-за этой трагедии лишает себя жизни и сама княжна. "Много крови. Притупите мечи о камни. Псков хранит Господь", - завершает спектакль Роман Сердюков, помолившись о дочери, которую он обрёл и тут же потерял.

 На фото: генеральная репетиция «Псковитянки»

Немногочисленные зрители одаривают актёров аплодисментами, а грозный Вадим Радун после увиденного как прежде лаконичен: "Сегодня не буду вас мучить, а завтра нужно собраться и дожать финал". Получилась ли концовка более сильной, искренней, проникновенной и драматической псковичи смогут узнать совсем скоро: планируется, что спектакль пройдёт перед Приказной палатой Псковского кремля в июле, а также постановку представят в сентябре на праздновании юбилея Изборска.

 

Фоторепортаж генеральной репетиции.

 

Светлана Петрова, Псковское агентство информации.


Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...