Человек-фракция
"Если бы Шлосберга не было, его следовало бы придумать", - так можно перефразировать популярную формулу, определяющую некое явление, без которого трудно представить повседневность.
И действительно, вообразим хотя бы на мгновенье, что в тесном политическом междусобойчике Псковщины отсутствует бессменный лидер псковского отделения партии "Яблоко", коренной пскович с немецкой фамилией Шлосберг... Кто ещё забрасывал бы бесчисленными письмами-запросами кабинеты начальников всех уровней власти? Кто бился бы с чиновниками и строителями за исторический облик Пскова, Изборска, Себежа? Кто, наконец, издавал бы по сути единственную в регионе оппозиционную газету?
Думается, что — никто.
Человек — это всё-таки не тот случай, когда "свято место пусто не бывает". Прав был один из персонажей знаменитого перестроечного романа "Дети Арбата": "Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы". Так вот, если бы не было Льва Шлосберга, проблем у многих псковских чиновников действительно поубавилось бы. Это отнюдь не дифирамб, а констатация факта.
И пока "замковая гора" (примерно так можно перевести на русский фамилию вечного псковского оппозиционера) не выкинула белый флаг, для многих власть предержащих звукосочетание "Шлосберг" будет отзываться постоянной мигренью.
Не прошло и полгода, как главный "яблочник" региона обрёл статус "человека-фракции", единолично представляя партию "Яблоко" в местном парламенте, а первые итоги его активности в законодательном собрании подвести вполне можно.
Даже чисто внешне, с позиции стороннего наблюдателя, жизнь Псковского областного Собрания заметно оживилась, что связано, конечно, не только с явлением Шлосберга, но и усилением других оппозиционных фракций, однако роль Шлосберга, как возбудителя спокойствия среди "уважаемых людей" всё-таки особая: обладая таким ресурсом, как еженедельная общественно-политическая газета, он не только участвует в парламентской полемике, но и способен комментировать ход дискуссий, что называется, "постфактум".
Вот и по итогам полугодовой работы в Собрании практически ни у кого из постоянных оппонентов Шлосберга не возникло идеи созвать пресс-конференцию, тогда как лидер "Яблока" не упустил возможности собрать журналистов в малом зале ПОС, и пусть их было не так много, как, быть может, того хотелось бы гипотетическому протагонисту газетных публикаций, сам Лев Маркович компенсировал отсутствие телекамер обилием информации.
Пресс-конференция продлилась два часа с лишком, и, круг тем, озвученных политиком, простирался от взаимоотношений внутри Собрания до многострадальной набережной реки Великой и реставрируемых древних стен заповедного Изборска.
Резко увеличился объём информации, к которой появился свободный доступ, то есть объём информации, который получает депутат областного собрания, - это хорошо, - рассказал журналистам о преимуществах депутатского статуса Лев Шлосберг, признав, что никаких проблем с получением информации нет. - Я знаю сейчас намного больше и в деталях, чем раньше. Если раньше, чтобы получить информацию, надо было специально сфокусироваться на какой-то задаче и вытаскивать её, то теперь вся информация приходит сама. Нужно просто не лениться, читать и просматривать документы. У нас введён полный электронный документооборот. Всё это потоком идёт на компьютер. Приходишь, нажимаешь кнопку — вся информация из любого комитета плюс служебная информация администрации области. Здесь нет проблем с доступом. Проблема заключается в другом. Когда ты видишь очевидное, когда всё понятно, всё на поверхности, и — не продавить.
По Шлосбергу, проблема собрания во внутренних политических дрязгах, на которые тратится масса времени и сил.
Ладно, у нас есть какие-то споры по вопросам политического характера. Как рассадить депутатов по кабинетам? Кому дать какую должность? Как сделать так, чтобы кто-то, не дай Бог, не получил какую-то не ту должность, более высокого статуса, чем ему, проклятому оппозиционеру, положено. На это тратится огромное количество сил! У нас на совете собрания отдельные дискуссии носят, на мой взгляд, аномальный характер. Вот оттуда и пошла знаменитая фраза про "уважаемых людей". Она принадлежит коллеге Каленскому. Когда мы начали обсуждать очередные изменения в структуре Собрания, он спросил: "А куда мы денем уважаемых людей?" Мы, собственно, никуда их и не девали. Нет такой задачи — кого-то куда-то деть. Мы законодательное Собрание, мы должны эффективно работать, и всё. Но когда предметом заботы является посадить нужного "уважаемого человека" на ему предписанное место, чтобы его ещё больше "уважали", это вызывает, вообще-то говоря, стыд. Потому что все всё видят и всё понимают.
Ещё большая проблема, по мнению Льва Шлосберга, с парламентским диалогом, то есть очень важно, кто именно вынес законодательную инициативу.
Если инициатива предложена не той политической единицей, этой инициативе нужно выразить глубокое сочувствие, - оценил ситуацию лидер "Яблока". - Вот пример. Коллега Макарченко озвучил инициативу по рынкам на сессии. Да, мы знаем, что скоро будет принят закон о том, что ответственность за сроки перехода розничных рынков в капитальные строения, ляжет на субъекты Федерации. Мы получим этот закон к концу года. Но мы должны были дать понять нашим муниципалитетам, что мы, как заксобрание, заняли позицию и просим не форсировать события, не уничтожать нищенские рабочие места. Но по несчастью получилось так, что предложение внёс, условно говоря, не коллега из "Единой России", а господин Макарченко. И всё...
Мало кто знает, что в Псковском областном Собрании фракции не обладают правом законодательной инициативы. Депутаты и комитеты обладают, а фракции — нет, - посетовал Лев Шлосберг на системные изъяны. - Соответственно, в моём понимании, когда мы говорим о каком-то межфракционном согласии, то тогда пять депутатов, представляющие разные фракции, должны синхронно заявлять какие-то принципиальные инициативы, и это будет знаком для исполнительной власти, для коллег по Собранию, что здесь пять фракций договорились о том, что эту инициативу тормозить нельзя.
Не обошёл Лев Шлосберг и тему недавнего избрания сити-менеджера Пскова, тем более, что сам депутат был одним из членов конкурсной комиссии:
Комиссия очень сильно повлияла на конкурс, - признал депутат ПОС. - Понятно, что выбор в пользу Чередниченко делался не только в том "Жёлтом доме", но и в этом "Жёлтом доме", но он был сделан уже с учётом работы конкурсной комиссии. Невозможно было с теми баллами, которые набрал гражданин Икс (не хочу никого обижать), предлагать ему должность сити-менеджера. И вот как раз конкурс и выдвинул того претендента, который в итоге победил. Кстати говоря, Чередниченко - это не кандидатура компромисса, а кандидатура согласия. Это — разные вещи. Он никак себя в муниципальном управлении Псковской области пока не проявлял, и на него нет аллергии. Во время собеседований с конкурсной комиссией, он был самым спокойным, похоже, вообще не волновался. Очень важный вопрос, успокоится ли Дума? Всё, они выбрали. Впереди четыре с половиной года. Ну, работайте! Ну, не поднимайте вопрос, сколько должно быть людей в пресс-службе администрации города, а сколько в пресс-службе городской Думы. А если её слить? А если её придушить? А если ещё придушить немножко? И контролировать все пресс-релизы и лично визировать? Ну, сумасшествие! Они должны понять, что город на краю пропасти. Бюджетная ситуация — тяжелейшая. Более 50% долгов Псковской области по газу — это город Псков. Всё, друзья, закончился PR, сходите в отпуск, успокойтесь, съездите к синему морю, полечите нервы, возвращайтесь, работайте, - напутствовал коллег по городской Думе депутат Лев Шлосберг, явно "нагулявший" за полгода своего "депутатства" субъективного политического веса.
Саша ДОНЕЦКИЙ