Мы их душили-душили

- Тут у меня один хирург прорезался, - радостно объяснял кому-то по мобильнику глава Бежаницкого района Анатолий Яковлевич Трофимов, пока депутат Государственной Думы Виктор Васильевич Антонов переходил из класса, где ему только что преподали урок парламентаризма, в класс, где ему предстояло сдавать учителям Чихачёвской средней школы свой депутатский "ЕГЭ".

 

Чихачёвские педагоги именно с ЕГЭ и начали. Так что главе района пришлось на время отключить свой мобильник и оставить неизвестного хирурга в томительном ожидании благ областной комплексной программы модернизации системы здравоохранения. А пока Анатолий Яковлевич уселся за первую парту и стал наблюдать, как будут без ножа резать самого высокопоставленного псковского хирурга и чем он будет оперировать в ответ.

Виктор Антонов не стал прибегать к анестезии:

"Я бы хотел обсудить с вами новый Закон об образовании. Вы знаете, что вашего министра уже одёрнуло правительство, одёрнул президент, что принятие закона отложено до осени… Вот и скажите мне, пожалуйста, что с этим законом делать, а также устраивает ли вас ваша заработная плата и что в вашей школе не так?"

Повторяю, педагоги Чихачёвской средней школы начали с самого больного, а вовсе не с зарплаты:

- Я про ЕГЭ, - заговорил молодой преподаватель биологии. – ЕГЭ, конечно, вещь хорошая. Я сам недавно учился в школе и понимаю, как это удобно. Но творческий-то потенциал выпускника ЕГЭ не раскрывает. И как учитель я всё-таки являюсь приверженцем не тестовой методики, а методики говорения с учеником. И потом, посмотрите, кого мы учим. Извините, генетика-то у нас на селе очень слабая. Все, кто был поумнее, уже давным-давно уехали либо в Санкт-Петербург, либо в его окрестности… А мы учим тут… ну не знаю как назвать… что осталось. Целесообразно ли предъявлять к нашим ученикам и ученикам городских школ единые требования?

- У нас теперь чьи дети учатся? В основном дети тех, кого мы лет десять назад невероятными усилиями тянули из класса в класс, - подхватила учительница постарше. – Не должен быть ЕГЭ одинаковым для городских детей и для наших!

- Я впервые об этом слышу, - изумился депутат Государственной Думы. – Естественный отбор, он, конечно, действует и на людей, но чтобы это вот уже до такой степени стало проблемой…

 

"Спасибо" адмиралу Николаю Матвеевичу Чихачёву, невесело шутили чихачёвские учителя: угораздило же его не только построить в Чихачёве школу, но и провести сюда железную дорогу, по которой теперь утекают и мозги, и руки местных жителей.

 

- У нас в районе каждый год убывает почти по 500 человек, ну разве что в последние лет пять процесс несколько замедлился, - подтвердил Анатолий Трофимов. – Когда я начинал работать председателем райисполкома – было 24 тысячи. Когда меня впервые выбрали главой – 21. Прошло тринадцать лет – и вот уже у нас всего 13,8 тысячи населения.

 

- Нужна какая-нибудь программа на уровне федерации. Потому что сама Псковская область не совсем, может быть, в развитии сельских школ заинтересована, - осторожно завела разговор директор Чихачёвской средней школы Елена Михайловна Иванова.

 

- Почему? – опять удивился Виктор Антонов.

 

- Ну потому что большинство школ уже закрыты. Когда я начинала работать школьным директором 7 лет назад, у нас в районе было 17 школ, а на 1 сентября 2011 года будет всего пять. Село в Псковской области может оказаться на грани вымирания.

 

- Ситуация-то ужасная, - согласился депутат Госдумы. - Если говорить откровенно. Я недавно прилетел с Ямала. Почему-то там население прибавляется. В том числе и за счёт того, что сохранились дамы фертильного возраста. То же самое в Сибири. Там как-то стабильно всё. А Псковская, Новгородская, Смоленская области – они, наверное, так никогда и не оправятся от тех событий, которые происходили в нашей стране в 40-х годах и после. Были слушания в парламенте на эту тему, причём не один раз. Почему белые русские так стремительно вымирают? Одни учёные говорят одно, другие – другое. Священнослужители утверждают, что это всё от Всевышнего. Вот как поправить это дело? Строить что-то на селе? Уже при советской власти строили – посмотрите, сколько железобетона вокруг неиспользуемого. Политика государства тоже, на мой взгляд, не совсем правильная. Москву просто уже забили так… Ну нельзя, чтобы один город вмещал в себя 15% всего населения РФ! Национальная безопасность от этого страдает. Но процесс идёт. А жить как-то же надо.

- Да, существуют сельские надбавки в виде 25%, - стала объяснять директор школы. - Но у нас есть дети, с которыми необходимо в несколько раз больше работать, чем с городскими. И потом, эти сельские надбавки получают только педагогические работники. А всех остальных, которые должны были бы сопровождать наших непростых детей, мы вынуждены сокращать, чтобы экономить фонд оплаты труда.

 

- А какая у вас зарплата? Сколько вы в среднем получаете? – опять стал допытываться Виктор Васильевич.

- От 9 до 17 тысяч - в зависимости от нагрузки. Фонд оплаты труда в целом по школе вырос в этом году на 28%.

 

- Молодым специалистам сколько платите?

 

- Вот сидит молодой специалист, Екатерина Александровна Богданова! У неё сейчас половина ставки – это с районными надбавками 4 тысячи рублей в месяц.

 

- Я живу с родителями, - оправдывалась "молодой специалист" Екатерина. – Одна бы я, конечно же, на такую зарплату не выжила.

 

Проблема, как оказалось, в том, что в Чихачёвской школе два преподавателя английского: "молодой специалист" и специалист предпенсионного возраста. Вот молодого специалиста и удерживают хотя бы на полставки, чтоб в один прекрасный день совсем не остаться без преподавателя иностранного языка.

 

- А сколько Вам надо зарплаты, чтобы Вы были довольны? – не унимался депутат Госдумы, обращаясь непосредственно к смутившейся Екатерине.

-…Не меньше 15 тысяч, - пугаясь собственных слов, вымолвила она.

 

- Я почему спрашиваю… Спросил вот так же на днях одного молодого доктора: "Поедешь работать в Новоржев?" – "Поеду, только дайте зарплату" – "Какую?" – "Две с половиной тысячи долларов". – "Зачем так много?" – "Тогда мы с женой за три года сможем накопить хотя бы на самую дешёвую квартиру в Пскове". То есть, он хочет перспективы какой-то.

 

- Нам без конца твердят: учитель в России никогда много не зарабатывал, - пожаловался кто-то из чихачёвских педагогов, - Но это же дико! Чем мы гордимся?

- Неправда это! Всегда интеллигенция получала нисколько не меньше, чем занятые в экономике, - возмутился Виктор Антонов. - Никто нас не обделял. Могу судить по своей собственной зарплате. К тому же были и другие возможности. Нам давали квартиры, давали право бесплатно пользоваться коммунальными благами… А сейчас дела обстоят так, что мы-то с вами выживем… Мы, которым уже за 50. А вот что будет с нашей молодой сменой? И как мы все вместе в нашей стране за это время деградируем, правда же? Это колоссальная проблема.

 

- Мне кажется, начинают уже на самых верхах понимать, что так больше продолжаться не может, - добавил он. – Потому что не знаю, как в Псковской области, а в среднем по России среди выпускников педагогических вузов количество приступивших к работе по специальности составляет всего 17-15%. Среди выпускников медицинских вузов - 40%, говорит профессор Рошаль. Культура вообще в загоне. Там вообще зарплаты никакие. Такие заработные платы, которые имеет наша интеллигенция (бюджетники: врачи, учителя, работники культуры, библиотекари…) - они просто-напросто губительны для самого существования государства. Сегодня, если молодой человек закончил вуз, то он не может ни получить, ни купить квартиру. Тоже безвыходное положение. Сегодня вот она (показывает на "молодого специалиста" Екатерину) прокормить себя не может!

 

- Если говорить о врачах, то там немножко по-другому. Там есть возможность подработать, - вдруг заметил депутат. - Как говорил Иосиф Виссарионыч, народ их прокормит. Это самое печальное, я считаю, что происходит сегодня с медициной: кто-то где-то как-то. А вы оказались вот как есть. Но начались подвижки: у нас, в Думе Государственной, в правительстве начинают понимать, что без интеллигенции, без учителей, без врачей общество существовать полноценно не сможет. Никто к нам не приедет учить и лечить. Поэтому появляются специальные программы - вы о них знаете. Некоторые региональные администрации в них очень преуспели. Они в течение трёх лет с того момента, как молодой специалист приступил к работе, обеспечивают его дополнительными выплатами. В некоторых регионах молодые специалисты за первые три года работы получают плюсом до 400 тысяч к своей основной зарплате. Даже такие небогатые регионы, как Пенза, например, или Смоленск это практикует вовсю. Псковская область, кстати, тоже разработала программу по обеспечению жильём молодых врачей, молодым педагогам, я знаю, у вас тоже полагаются дополнительные выплаты. Дай Бог, чтобы всё это развивалось. И дай Бог, чтобы осенью бюджетники стали получать, как и было обещано, на 35% больше.

 

- У нас ещё одна болька, - опять заговорила директор школы. – Я знаю, что у "Единой России" есть федеральная программа по реконструкции и строительству спортивных площадок. Как бы нам в неё попасть с нашей спортивной площадкой и нашим спортивным залом? И ещё вопрос. Вот сейчас вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. А что будет с его финансированием? Ведь материальная база школ для того, чтобы реализовывать этот стандарт – минимальна. Просто стоять у доски и рассказывать ученикам начальной школы о чём-то – так уже не получится. Это проблема всех сельских школ, материальная база которых за последние годы обветшала. Мы имеем только то, что было нажито в далёкие советские времена. Конечно, в Псковской области был реализован проект "100 базовых школ", в который вошла и наша школа. Благодаря чему наша материальная база в виде компьютерного обеспечения несколько улучшилась Но на всё остальное у нас денег как не было, так и нет. У нас бюджет очень скромный: зарплата, начисления на зарплату, питание учащихся и коммуналка. Спасибо Анатолию Яковлевичу, что он не всегда нам отказывает в наших просьбах и очень часто соглашается с нашими хотелками…

 

- Это Вы у нас депутат районного собрания, это я у Вас должен денег просить, - вставил глава района.

 

- Одним словом, средств на то, чтобы учителя в нашей школе могли эффективно работать, а дети – с удовольствием учиться, у нас нет. И я думаю, ни в одной школе Бежаницкого района нет. А ведь мы обязаны стать социокультурными центрами на селе. Потому что школа – это единственное, что на селе осталось. Мы бы и рады дать людям больше, но не можем, – договорила директор.

 

- Нормативно-подушевое финансирование – вот что губит сельскую школу! – зашумели чихачёвские учителя. - Норматив, который рассчитывается исходя из возможностей бюджета, а не потребностей школ! Поэтому мы очень страдаем из-за этого нормативно-подушевого финансирования...

- Эти наши души нас же и душат. Простите за такой каламбур, - встрял в разговор глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов. - Страшнее для села ничего нет, чем это подушевое финансирование, я считаю. Потому что это замкнутый круг получается. Сокращается население – сокращается услуга. Сокращается услуга – человек бежит за услугой туда, где её оказывают – в более крупный населённый пункт. В результате эта воронка закручивается ещё быстрее, и всё население района туда выдувается. Вот о чём надо побольше говорить на государственном уровне! Сейчас там, конечно, пытаются что-то сделать. Но когда техничка в школе получала 3 тысячи рублей в месяц, а ей, условно говоря, поднимают зарплату на 30%, то она навряд ли обогатится. Хотя, если посмотреть на средний уровень зарплат в педагогике, то я рад, конечно, и тому, что у наших учителей теперь нет драных колготок и протёртых до дыр платьев, как это было в 96 году… Но они и сегодня еле-еле сводят концы с концами.

 

- Мы сегодня только что закончили муниципальные программы по развитию здравоохранения и образования, - рассказал глава района. – Более или менее подтянули эти учреждений в материальном плане. По крайней мере, таких учреждений, которые были бы на грани обрушения, у нас не осталось. Да у нас и осталось-то в районе всего пять школ! В отрасли образования ситуация ещё более или менее. А что творится с культурой? Раньше мы церкви вот так бросали на разграбление, а теперь дома культуры. Я сейчас больше всего переживаю, чтобы затащить в район программу по здравоохранению. Это что касается нашей межрайонной больницы (спасибо депутату, что в своё время нам "поддул", чтоб здесь была такая больница!) У нас сейчас на кону – уж простите за такие слова! – 36 миллионов рублей. Вот если мы как следует над этой программой поработаем и хоть что-нибудь с помощью наших депутатов для района отщипнём, тогда можно будет и в образование из районного бюджета что-то влить.

 

- Если польётся через край? – заулыбался Виктор Антонов.

 

- Через край у нас ничего никогда литься не будет. Пока сохраняется подушевое финансирование. И пока мы будем терять население такими темпами, как сейчас.

 

- Я только вас хочу заверить, - убеждал чихачёвцев и главу Бежаницкого района депутат Государственной Думы, - Что переживаю за своё родное здравоохранение, как и вы. И чувствую, что верховная власть тоже. Судя по программам. Посмотрите, какие огромные деньги выделяются разово здравоохранению! Это годовой бюджет всего государства! Мы получим 460 миллиардов рублей. И Путин говорил, что это не последнее сливание, что эту сумму будут дотягивать до триллиона. А вашу заработную плату поднимать, чтобы она была ни в коем случае не меньше, чем в сферах в экономике. Для сравнения: сегодня средняя зарплата по области – 13 тысяч рублей. Я не знаю, какова средняя заработная плата в экономике региона, а в экономике всей России – это 26 тысяч рублей. Вот на эту цифру правительство сегодня и старается ориентироваться. Доживём мы с вами до такого повышения или нет - не знаю, но надежда такая есть. Екатерина доживёт точно!

 

- Хотим ещё спросить: когда будет реализован национальный проект по доступному жилью? – вспомнили учителя. - Никто из сидящих в этом классе так и не смог улучшить свои жилищные условия. А те наши земляки, кто уехал на заработки в Санкт-Петербург и вынужден снимать там жильё, уверяют, что сразу бы вернулись. Если бы у них было где жить и работать.

 

- Вот тут я с вами чуть-чуть не согласен, - заспорил депутат. - Если человек с места тронулся, то его уже не вернёшь. Когда мои коллеги из районов начинают мне жаловаться, что у них нет притока молодых специалистов, я всегда спрашиваю: "Так у тебя же у самого сын – дипломированный врач, а работает в областном центре. Он-то почему в район не едет?" Так, может, наши дети правильно делают, что не возвращаются? Это с вашей точки зрения они делают неправильно. А с их – очень даже правильно. Если он получил образование, он должен профессионально расти? А здесь у вас даже жениться невозможно… Замуж-то ещё можно выйти, наверное?

 

- Тогда надо вернуть систему обязательного распределения после вузов, как это было при советской власти, - настаивали чихачёвские учителя. -Выучился за государственный счёт? Отработай!

 

Тут не выдержала приехавшая вместе со мной в Чихачёво корреспондент "Телекома" Рада: "Это почему это я должна отрабатывать? Я считаю, что я заслуживаю права распределиться куда мне захочется, потому что поступила в вуз по конкурсу, а не за деньги. Я же зубрю, я же по ночам не сплю, я вкалываю, чтобы получить диплом!"

 

- Мы же теперь не крепостные, мы сами приняли такую Конституцию, которая соответствует всем международным конвенциям, поэтому никого не имеем права насильно заставлять работать там, где ему не хочется, - сказал Виктор Антонов. – Хотя по поводу распределения я с сидящими здесь абсолютно согласен. Вот сегодня. А когда меня самого распределяли из Краснодара в Псковскую область, я был, разумеется, не рад. Я ж сам из Новороссийска: там море Чёрное, там в эту пору всё цветёт… Уж как мне не хотелось в эту Псковскую область! Но меня распределили, и я теперь считаю, что правильно сделали. Но прав и тот молодой врач, который меньше, чем за две с половиной тысячи долларов ехать в псковскую глубинку сегодня не хочет. Потому что чем меньше у нас с вами свободы – тем меньше мы будем зарабатывать. Так вот как заставить молодого выпускника медицинского вуза работать в районной больнице? Только экономически! Другого выхода, кроме как платить людям достойные зарплаты, у нас сегодня нет!

 

- Правда, правда, - загудели чихачёвские учителя. – Вот уже и в Сколково три российских семьи вернулись. А раньше разбегались из страны кто куда – хоть к чёрту на кулички.

 

- Так как вы относитесь к новому Закону об образовании? - вернулся к началу разговора депутат Антонов.

 

- Вот было бы хорошо, - размечтались чихачёвские учителя. – Если б мы нашего министра тоже аттестовывали. Как он нас. Пускай не по 180 показателям, а хотя бы по пятибалльной системе. Пускай ничего ему за это не будет. Но чтобы работники отрасли могли время от времени поставить своему министру оценку, и было бы видно: на "двойку" он справляется со своими обязанностями или на "четвёрку с плюсом"…

 

- Меня, например, по 142 показателям оценивают, - "похвастался" глава района.

 

- Очень хорошая мысль! – одобрил Виктор Васильевич. - Жириновский об этом ещё ярче сказал. Министерством должен управлять профессионал, и оценивать его должны профессионалы. Хотя… с другой стороны… Выбрали у нас губернатором Михаила Кузнецова. Он, вроде бы, был далёк от нашей медицинской сферы, а начал мне такие вопросы задавать специфичные, что меня оторопь брала. Например, на сколько калориев в день мы кормим своих больных? И почему именно на столько? У нас тогда ещё случай несчастный был: в Печорах умер ребёнок. И он меня спрашивал: а если бы в штате интерната не было фельдшера-пьяницы? Спасся бы этот ребёнок, если бы дежурная вызвала скорую, и ребёнка отвезли бы в больницу?.. Но Фурсенко-то из вашей среды, по крайней мере?

 

- Неееет! - дружно запротестовали чихачёвские педагоги.

- Как это наверху только могли додуматься сократить русский язык до двух часов в неделю! – недоумевают в Чихачёве. - А один доцент вообще сказал, что русский язык можно изучить за три года, а в старших классах забыть!

 

- Поверьте, я тут не для того, чтобы перед вами покрасоваться, - убеждал чихачёвских учителей на прощание депутат Государственной Думы. – У нас в стране есть парламент, куда я ваши настроения постараюсь донести. Спасибо вам за откровенность. За то, что у нас получилась такая конструктивная полемика. Далеко не всегда так бывает...

 

Записала Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...