Святыни Белоруссии. Часть II.
4. О Витебске.
Во второй день нашего паломничества после Полоцка, который едва увидели, время ограничено, отправились в Витебск. Пока едешь, размышляешь об увиденном, и все чаще приходят мысли, что белорусы и русские не столько один этнос, сколько по духу братья, по православному духу. Интересно, что в церковных лавках храмов Белоруссии, где мы побывали, стоят книги наших псковских старцев отца Иоанна Крестьянкина и отца Николая Гурьянова. Витебск, если можно так сказать, город более либеральный, здесь уже и реклама уличная появилась, и пестроты побольше, много, как и в Минске работающих предприятий: ковровая фабрика, телевизионный завод, трикотажное производство, хорошо известное и псковичам. Население города – 350 тысяч, как и в Минске, здесь многие храмы строятся заново, их более десяти, шесть будущих храмов еще в документации, какие – то храмы восстанавливаются.
На Благовещение, за два дня до нашего посещения, в Благовещенском храме Митрополитом Филаретом были освящены фрески, расписанные современными иконописцами – мастерами. В храме икона Божий Матери Оршанская.
В Соборе находится икона новомученика страстотерпца св. Николая Романова. Рассказывают, что, когда икона была написана, батюшка сделал для нее временный фанерный ковчежец, и однажды во время Литургии икона упала, и ковчежец поломался. Снова сколотили фанерку, опять поставили иконку. И так повторялось это падение с треском еще дважды, пока ковчежец совершенно не разломался, и когда внимательно посмотрели фанеру, то оказалось, на ней были отпечатаны ленинские лозунги, палача Императора Российского, новомученика.
Рядом с храмом новая колокольня на земле в кованых решетках 11 колоколов. Звонарь по нашей просьбе устроил маленький благовест, радостный и веселый, и все невольно заулыбались. Восстанавливается, взорванный в 1937 году, Успенский собор. Есть в Витебске храм св. Александра Невского, его женой была дочь белорусского князя Брячислава, Ольгинский храм. В большом микрорайоне на холме стоит деревянный храм Апостола Андрея Первозванного, построенный за 21 день. При храме работает Воскресная школа, есть сестричество. А при храме св. Георгия Победоносца, перестроенного из Пожарного депо, кормят неимущих, беспризорных детей. Как мы заметили, город отдает под храмы не самые красивые и, нуждающиеся в ремонте здания, и, Слава Богу, православные берут такие дома и строят из них церкви. При каждой церкви есть Воскресная школа и трапезная для нуждающихся, каждый храм кого – то кормит. Создается в Витебской епархии, Архипастырь которой Архиепископ Димитрий, Богородичный центр из старой закрытой больницы, где будет странноприимный дом, сестричество.
Были мы в Свято – Покровском кафедральном Соборе Витебска, в котором в советские времена располагалась женская тюрьма.
Во время войны Собор был разрушен, сейчас он восстановлен и здесь мы увидели еще одну «белорусскую» Божию Матерь – Борколабовскую, о которой сохраняется следующее предание: В 1659 году Пожарский вез из Польши икону Божией Матери, и в местечке Борколабово близ Быхова, что возле Иоаннопредтеченского монастыря, обоз встал, и никакие усилия князя не могли стронуть его с места, пока он не понял, что икону надо оставить в этом монастыре. Этот образ Божией Матери прославился чудесами, но наибольшее чудо в том, что образ пережил все войны и все гонения на религию, включая чудовищные гонения XX века, когда в окрестностях не осталось практически ни одного действующего храма. И доныне это один из почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси, хранится в том же монастыре.
Потом ехали мы по заводской территории города, названной народом Марковщина, по имени старого монастыря, бывшего здесь. Ныне тут корпуса Шелкового комбината, и среди заводских цехов возрождается Свято – Троицкий Марков монастырь, вход в который очень был похож на обыкновенную заводскую проходную.
Несколько лет назад стали восстанавливать монастырский храм иконы Казанской Божией Матери, а первый монастырский храм был построен неким монахом Марком, к которому стала стекаться братия, так и возник Марков монастырь. Завод отдал монастырю пятиэтажный корпус, где сейчас располагаются мастерские монастыря, Воскресная школа. Настоятель монастыря приглашал бездомных поработать за жилье и кормление, но желающих, правда, не нашлось.
В нашем паломничестве к Святыням Белоруссии было много такого, что нас потрясло, собственно, все путешествие вызывало такие сильные эмоции. Но Святой источник св. Параскевы, которому почти пятьсот лет, среди заводских труб и железной дороги, был как чудо, открываешь дверь – а перед тобой бассейн Святой воды, окунаешься - благодатной радости нет предела.
А рядом домишко из белого кирпича, перестроенный в храм в честь новомученика Архиепископа Фаддея, которого большевики утопили в выгребной яме, но когда Владыку народ православный выносил, его тело благоухало фимиамом. Вот так на рабочей окраине Витебска располагаются такие Святыни: выйди из дома окунись, приди в храм – помолись. Истинно Господь сейчас изливает благодать всем православным, только посмотри в Его сторону, Он щедр: приходите и берите даром. Устраивал и храм, и источник настоятель отец Илия.
Надо сказать, что батюшки в Белоруссии похожи друг на друга: невысокие, светловолосые, сухопарые, какие – то очень трогательные в своей вере и желании нам помочь, как можно больше увидеть и узнать, полюбить Белоруссию.
Наша православная экусрвовод Раиса Васильевна рассказала об известном в Белоруссии старце Антонии (Дрозд), ныне иеромонахе Аароне, который был рукоположен в сан в 1943 году, ему сейчас 85 лет. Несколько лет произошел такой случай: в местечке Яновичи под Витебском во время войны шли тяжелые бои, и много наших солдат там полегло и похоронены. И вот кто – то начал на этих Яновических полях вызывать души усопших, стали народу деревенскому являться души убиенных, их вся деревня видела, поднялся такой ужас, что даже священники не шли и по благословению Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия отчитывать, и тогда пошел митрофорный протоиерей Антоний Дрозд. Сделал отчитку в селе, и по его молитвам стало тихо. С тех пор души умерших никто не вызывает.
После источника, с внутренним ликованием от холодной обжигающей воды св. Параскевы, мы отправились на трапезу на подворье Афонского монастыря, где нас на дальнюю дорогу кормили чудесным постным ужином. И матушки прощально махали вслед нашему автобусу: до встречи. И как не вернуться сюда, в родную землю, которая не стала чужой после разрыва СССР?
5. О паломниках и паломничестве.
В нашей группе были дети, самый маленький - шестилетний Женя. Он сразу обращал на себя внимание: ребенок стоически переносил длинные Богослужения, сам носил тяжелые сумки и не доставлял никаких хлопот. Когда мы поинтересовались у него, кто такого хорошего мальчишку вырастил, Женя скромно ответил: сам. И не соврал: Женя сирота, папа умер, а мама мальчика лишена родительских прав.
Лариса Григорьевна - опекун Жени, и новая мама ищет для мальчика что – то вроде школы при монастыре, очень боится, что Женя повторит судьбу своих родителей. Но таких школ у нас нет. Спасо –Ефросиниевский монастырь в шестилетней жизни Жени был уже седьмым в его очередном паломничестве. Мальчику очень понравилось там, «где звездочки», в Свято – Елизаветинском монастыре.
Лариса Григорьевна, 50 лет, Дом детского творчества, Пыталово: «Женя - мальчик мужественный, его укачивает в автобусе, но он терпит. Меня тоже поразил Свято-Елизаветинский строящийся монастырь, но оставил впечатлений больше Ефросиниевский. Сама я из Белоруссии, прожила здесь 35 лет, в Ефросиниевском монастыре впервые, как – то не получалось раньше, да его и не было в советское время, так что приехала уже из России. Впечатления самые лучшие, очень хорошо организует «Вертоград» такие поездки. Постоянно паломничаю, что связано с моей работой, и сама езжу, Женя обычно вместе со мной. Люблю бывать в монастырях, хочется радоваться, и, действительно, очень радостно. Наших учеников стараюсь возить по Святым местам, считаю, надо совмещать, детский туризм и паломничество».
Ирина, 22 года: «Я родом из Белоруссии и для меня эта поездка была желанной, я к ней готовилась: прочитала Житие Ефросинии Полоцкой. Минск оказался каким – то большим, красивым, строится много. Сама Белоруссия мне больше нравится, чем Россия, это все – таки моя родина, но, с другой стороны, хорошо там, где нас нет. Это не первое мое паломничество. Сейчас больше паломничаю, средства появились, время, чтобы ездить. Я с детства верующий человек, но глубже стала интересоваться года три назад. Службы в монастырях поначалу, возможно, и утомительные, они достаточно продолжительны, но потом появляется второе дыхание, и выходишь окрыленным, есть силы на всю дальнейшую жизнь, на мир».
Денис, 28 лет, пилот: «Любому православному человеку, когда читаешь и знаешь о жизни белорусских Святых, когда заочно уже их любишь, хочется съездить и поклониться им, помолиться. На Руси издавна, как было принято Православие, люди странствовали по Божиим местам. А полоцкие князья, спустя сто лет после Крещения, уже ходили с записками в Иерусалим для поминания наших Святых. Одной из первых в Святую Землю паломничала Ефросиния Полоцкая. Конечно, в подобные путешествия, в первую очередь ведет вера. Я впервые в таком паломничестве и самые сильные мои впечатления, что мы не только из одного государства с белорусами, но мы одной веры и традиции. Мне хотелось посмотреть, какой здесь уровень Православия, и очень рад увиденному, а верующих в храмах столько же, сколько и у нас в Пскове. Потрясает размах храмового, монастырского строительства. Свято-Елизаветинский монастырь за шесть лет построен вновь, восстановлена Ефросиниевская обитель. Когда ехали, смотрели вокруг, явно видна забота государства, заметно, что и сам народ себя уважает. Посмотрите, Ефросиния Полоцкая и София Слуцкая - эти две княгини, были люди не самые простые, а богатые и знатные. К сожалению, о наших нынешних верхах общества такого сказать нельзя, о таком горении в вере. А раньше заступниками веры Православной были самые первые люди в обществе».
Юля, 29 лет, сотрудник паломнической службы «Вертоград»: «Это мое первое паломничество за рубежи нашей Родины. Минск поражает своей красотой, пространством, здесь можно дышать и ты чувствуешь себя свободно: ты живешь под небом. Но если по ощущениям сравнивать, то наши псковские Святыни древнее, и более намоленный у нас Псков. Поразило, что у нас глубокие исторические связи псковской земли и белорусской: между Минском, Полоцком и Псковом. Женой святого Александра Невского была полоцкая княжна, дочь князя Брячислава. Новая Свято-Елисаветинская обитель оставила огромное впечатление, ее монашенки – это чудо, утешение и радость. Мир и покой в душе – вот, что я могу сказать о нашем паломничестве в Белоруссию».
А ведь Белоруссия, мы стали забывать, очень пострадала во время фашистской оккупации. Белорусское население активно не приняло немецкую власть, и немцы мстили белорусам, сжигая села и деревни, да и от боевых действий войск Белоруссия была практически разрушена. Но Белоруссия, как нам показалось, сейчас возрождается гораздо мощнее, чем в советский период. Видимо, это связано со строительством храмов и возобновлением полноценной Литургической жизни в стране, а еще покровительством Святых угодников и праведников, покровительством Божией Матери, лик Которой в белорусских храмах особенный – Она смотрит на нас с какой-то строгой любовью.
Мы покидали Белоруссию, но мы будем скучать по белорусскому твердому говорку, по милым и понятным белорусским названиям: бульбяная, пошта, гасциница.
В автобусе продолжился разговор, хотя возвращались в Псков уже ночью, но слушали голос отца Андрея: «Церковь – это не столько храм, сколько мир верующих людей. В паломничестве Церковь воинствующая и торжествующая, небесная соединяются особенно зримо. Воинствующая Церковь потому, что борется на земле против греха и диавола. В паломничестве надо молиться, говорить о Боге, отдаваться Богу полностью 24 часа, а это серьезный труд, и я не сомневаюсь, что мы будем вознаграждены, пусть это и не сразу почувствуем. Надеюсь, что все Святые, которым мы молились на этой земле, к чьим мощам прикладывались, перед престолом Божиим, как те Апостолы, которые защищали хананейку перед Господом, тоже скажут: «Господи, вопиют к тебе сорок четыре человека, ответь им, обрати на них внимание». И я уверен, что Господь откликнулся, только Он касается сердца человеческого очень аккуратно, не нарушая нашей воли, поэтому мы не сразу чувствуем в себе резкие перемены. Явных чудесных проявлений нет, на нас не сходит нимб, мы не начинаем светиться, но Господь через благодать, которую нам дает вдруг, не искусил нас и не ввел в гордость. Он нас бережет, переживает, что мы можем возгордиться и возомнить о себе. И потеряем все, что собрали в нашей паломнической молитве. Поэтому Он меняет нашу природу незаметно для нас самих, как говорят Святые отцы, мы только тогда заметим, что мы были изменены, когда согрешим, когда опять в лужу греха упадем, тогда почувствуем разницу, как нам, оказывается, было уже хорошо и легко, и, как вдруг тяжело, мерзко и противно опять находиться в том состоянии, в котором мы были».
Паломничество длилось всего два дня, но каждый для себя после этой поездки поймет что-то главное и нужное, многих это изменит. Одна юная паломница сказала нам: «Я уже сейчас нашла ответы на многие вопросы, но больше всего меня поразили все вы. Отец Андрей, когда мы сели в автобус, сказал, что мы должны стать одной семьей, я еще подумала, что люди очень разные едут, много молодежи, дети, старшие. Но мы помогали друг другу, меня поддерживали добрые глаза, и я понимала, что есть люди, готовые помочь в любую минуту, поддержать. Спасибо вам всем».