Компьютеризация медицинских услуг: забить пациента

"Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома" (М. Зощенко), по возможности, избегая визита к врачу, особенно – к "бесплатному" врачу, который, теоретически, кормится от моих отчислений в фонд обязательного медицинского страхования, но на практике ведёт себя так, как будто вникает в мои проблемы исключительно из милости, в свободное, так сказать, от своей основной миссии время. Прежде я, конечно, изредка захаживала в поликлинику – главным образом, за больничными листами, но с тех пор, как случилась монетизация льгот, я и за больничным зареклась туда соваться, стараясь теперь держаться подальше не только от врачей, но и от их остервеневших на почве дополнительного лекарственного обеспечения хронических пациентов.

 

Начальство, кстати, относится к моей поликлиникофобии с пониманием, видимо, смекнув, что так называемые "амбулаторные" больные поправляются гораздо быстрее, если в эту самую амбулаторию – ни ногой. Тем более, когда речь идёт всего лишь о сезонной простуде, которую терапевты лечат по преимуществу листками временной нетрудоспособности… ну и иногда, спохватываясь, ещё и "домашними средствами".

 

Всё бы ничего, но на днях случилось страшное. Мне понадобилось сдать несколько анализов (на сифилис, гепатит С, австралийский антиген, ВИЧ и тому подобное). И вот в один прекрасный день вместо своего законного обеда я, заранее предвкушая массу "приятных" ощущений, потащилась, как на заклание, в поликлинику №3 на улице Инженерной. А там, оказывается, очередная напасть – компьютеризация!

 

За стеклом

Хотя с первого взгляда ничто не предвещало беды. У нужного мне окошка регистратуры переминались с ноги на ногу всего четыре человека. Я даже не сразу обратила внимание на их почему-то затравленный вид и бодро пристроилась в хвосте этой, вроде как, совсем не серьёзной очереди, торопливо нашаривая в сумочке полис с паспортом.

 

Минут через пятнадцать мне тоже стало ужасно интересно, что же происходит там – ЗА СТЕКЛОМ, и я вместе со всеми стала вытягивать шею, пытаясь заглянуть из-за спины впередистоящего в заветное окошечко.

 

"Это потому, что у них компьютеризация… - стала успокаивать меня одна знающая женщина из нашей как бы "очереди", - Вы не представляете, что тут по утрам творится – не приведи Господи!" Остальные, как по команде, закатили глаза, и чуть ли не хором издали тихий стон.

 

Тем временем меланхоличная девушка ЗА СТЕКЛОМ занялась очередным пациентом, а я продвинулась настолько близко к окошечку, что теперь смогла во всех подробностях разглядеть, как же работает наша новая, "цифровая" так сказать, регистратура.

 

К моему величайшему разочарованию, всё началось с традиционных поисков совсем не цифровой, а бумажной карточки, которая, как водится, так и не нашлась, из-за чего девушка ЗА СТЕКЛОМ немного повздорила с пациентом, а потом принялась так же традиционно – от руки! – выписывать для него дубликат. Потом она ещё что-то выписывала, рисовала на клочке бумаги какие-то загадочные "цифирьки" и, наконец, сосредоточенно уставилась в монитор и стала двумя указательными пальцами неумело стучать по клавиатуре. Тут у неё к тому же в который раз зазвонил телефон (оказывается, она там не только номерки раздаёт, но и работает как телефонная справочная), а когда она повесила трубку, к нашему окошечку ещё вдобавок пролез без очереди какой-то неуёмный дядя ("Я только спросить!") и давай у той же самой девушки допытываться, почему закрыта аптека напротив. В принципе, мне тоже следовало бы вначале "спросить", как мне действовать, но справочного в поликлинике №3 нет, а лезть без очереди я стесняюсь. Самое интересное, что за спиной нашей компьютерной девушки всё это время царило непонятное оживление. По регистратуре деловито сновали какие-то разговорчивые женщины в белых халатах. Иногда они даже останавливались и многообещающе засматривались в монитор нашего компьютера, как бы желая помочь, но потом спохватывались и изрекали что-то вроде: "Ну ладно, я зайду позже, когда у тебя народу будет поменьше…"

 

Короче… Или длиннее? Через сорок минут я всё-таки получила свой рукописный дубликат карточки, а также распечатанное на принтере направление к терапевту и, всё ещё надеясь поскорее со всем этим управиться, невозмутимо двинулась к указанному мне кабинету. Правда, приём в этом кабинете должен был начаться только через полчаса, но я даже обрадовалась: "Уж теперь-то я буду в очереди первая!".

 

"Чуть" помедленнее

Как бы ни так. У кабинета меня встретила теперь уже всамделишная угрюмая толпа, а врач, хоть и пришла вовремя, всё почему-то никак не хотела запускать к себе измученных ожиданием пациентов. Так что встрепенувшаяся ровно в час дня пожилая женщина, которая на самом деле была первой и невесть когда заняла свою очередь, ещё несколько томительных минут простояла у двери в позе просительницы, время от времени робко заглядывая в кабинет и снова послушно пятясь от него на своих негнущихся старушечьих ногах.

 

Первым не выдержал её внук лет восьми, сидевший на скамейке рядом со мной. Он вдруг съехал на пол и с недетским отчаянием в голосе возопил: "Ну, до-о-олго ещё?" Как пишут в романах, далее всё происходило, будто в замедленной съёмке. Когда наша бабуля наконец-то исчезла за дверью, мы с внучком едва дождались её возвращения. К тому времени пацан уже лежал под лавкой в позе зародыша, а я начала серьёзно опасаться, что пропущу сегодня не только обед, но и ужин.

 

Уж лучше вы к нам

В какой-то момент из нашего кабинета выскользнула медсестра - так сразу несколько человек бросились к ней сломя голову с просьбой закрыть больничный ("только закрыть – и всё!").

- Вы тоже к нам? – приветливо обратилась она поверх голов к восседающей на диванчике у окошка пожилой даме в ажурной шляпке.

- Нет, что Вы, я в другой кабинет, - отвечала та.

- Не знаю, не знаю, Вы у нас в компьютере забиты…

Медсестра опять скрылась в кабинете, а дама в шляпке стала громко объяснять соседкам:

- Я у них шороху сегодня утром навела – вот они и забили меня во все компьютеры!

- И зачем они только установили эти компьютеры! - запричитала на это какая-то женщина в синих полиэтиленовых бахилах на босу ногу, зачем-то аккуратно вправленных в ботинки. – Теперь у них на приём столько времени уходит, что никакого терпения не хватает!

- Просто не каждому эти компьютеры даются, - авторитетно объяснила дама в шляпке. - Уж если кому не дано – то не дано, хоть в лепёшку расшибись. Вот они и маются.

 

"Идите в… регистратуру!"

Дискуссия о сложностях овладения компьютерной грамотностью была в самом разгаре, когда к нашему кабинету, еле волоча ноги, приковыляла худая, как скелет, древняя старуха и стала, шамкая беззубым ртом, слёзно просить пропустить её без очереди.

- Мне только сегодня сняли перевязку, - оправдывалась она, показывая свежий шрам на седой голове. – Я от давления упала в обморок и сильно ударилась. А моя участковая ушла в отпуск – и мне теперь надо у кого-то подписать рецепт на получение лекарства.

Старуху, конечно, пропустили, но она тут же вылетела из кабинета, как пробка, потому что в компьютере "не забита". "Идите в регистратуру!" - строго указали ей, и я внутренне содрогнулась, вспомнив, как там у них всё славненько организовано – в этой их "цифровой" регистратуре.

 

Соответственно, спустя ещё одну вечность несчастная ушибленная старуха появилась в нашем поле зрения снова. Теперь уже с отпечатанным на принтере талоном. И стала жалобно проситься без очереди в соседний кабинет. Представьте, её опять выставили. Правда, на этот раз медсестра вышла за ней в коридор и попыталась доходчиво объяснить, почему врач ну никак не может поставить свою подпись под данным конкретным рецептом и почему "идите в регистратуру". Но старуха, похоже, уже выбилась из сил. Она ещё потопталась немного в холле, жалуясь неизвестно кому на то, что ей только сегодня сняли перевязку, и пропала. Теперь уже, кажется, насовсем.

 

Заодно и "подлечилась"

В 15:20 наконец-то "подоспела" моя очередь зайти в кабинет. Я уже заметно волновалась и к тому же чувствовала себя неважно: руки у меня тряслись, в животе урчало, голова разболевалась всё больше и больше (не иначе - от изнуряющей игры в разноцветные шарики, которую я наконец-то "открыла" в своём мобильнике!). Но восседающие за компьютерами врач с медсестрой на меня едва взглянули, поглощённые происходящим на их мониторах.

 

Признаться, несколько месяцев назад у меня были проблемы с давлением. Я даже самоотверженно засобиралась тогда в поликлинику, чтобы проверить, к примеру, свой холестерин, но… так и не собралась, всё откладывая и откладывая этот поход под всякими благовидными предлогами, пока моё давление не нормализовалось само собой. Казалось бы, вот и возможность посоветоваться со специалистом, как и что. Но почему-то на этот раз мне было уже не до холестерина. Тем более что никто так и не предложил мне измерить давление, не стал меня слушать (а я почему-то всегда думала, что любой "первичный", так сказать, приём начинается с фонендоскопа и надувной манжеты с липучкой). Вместо этого медсестра (или врач?) стала всё теми же двумя указательными пальцами испытывающее медленно стучать по клавиатуре, выискивая каждую буковку. Насколько я поняла, её главное заботой было заполнение какой-то мудрёной формы цифровой отчётности. На минуту они обе задумались, как сформулировать мой диагноз, и с большим облегчением узнали, что когда-то мне ставили "аллергический ринит" ("Значит, так и напиши – аллергический ринит!"). Поневоле вынужденная дожидаться, когда же, наконец, эти манипуляции с компьютером закончатся, я попробовала обратить на себя внимание:

- Это только на первый раз требуется столько компьютерной волокиты или у вас теперь приёмы всегда будут проходить так же долго?

- Всегда! – нелюбезно буркнули мне и снова углубились в какие-то свои компьютерные дела.

 

Это конец

Как и следовало ожидать, направления на анализы и флюорографию сестра выписала мне от руки, так что к четырём часам я, пошатываясь, наконец-то покинула эту заинформатизированную 3-ю поликлинику, предварительно убедившись в том, что результаты анализов мне выдадут "на руки", а не отправят на цифровую экспертизу к моему участковому терапевту. А то что-то у меня пропала всякая охота быть "забитой" при помощи компьютера во второй раз.

 

Кстати, ещё сравнительно недавно в поликлинике №3 можно было без всякой компьютеризации самостоятельно записаться к любому специалисту и даже оторвать себе талончик на приём. Теперь там висит объявление, что направления к специалистам можно получить только у своего участкового терапевта. То есть, это означает, что в случае чего надо будет опять отправляться в "забой".

 

Мухи отдельно, компьютеры – отдельно!

Мораль. Только не подумайте, что я против прогресса. Я как раз таки ЗА. И вся эта затея с информатизацией медицинских услуг мне очень даже нравится. Только я почему-то думала, что прогресс – это когда всем становится удобнее, а не только обслуживающему персоналу.

 

Впрочем, кой-какой "прогресс" в этом деле явно прослеживается. Подозреваю, что главным итогом всех этих "усовершенствований" стало резкое "выздоровление" пациентов вроде меня. А если народ "пошёл на поправку", значит, эксперимент, определённо, удался.

 

Помните попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Землянику из комедии Гоголя "Ревизор"? "С тех пор, как я принял начальство, - рапортовал он Хлестакову, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком".

 

Нет, я ни на кого не намекаю - ни в коем случае! Опять же, XXI век на дворе, какие уж там мухи! Просто мне подумалось, что современный попечитель богоугодных заведений, типа нашей поликлиники, (или как там его?) скоро сможет похвастаться современным ревизорам (или как там их?) примерно в том же духе: "Все пациенты успешно забиты. Многие – до полного выздоровления".

 

Елена Стоеросова,

специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...