Галерея: Искусство будущего

В Пскове в выставочном зале Союза художников открылась выставка наивного самодеятельного искусства. Эта выставка работает в отделении Псковского профессионального художественного Союза впервые. Что явилось знаковым, а не просто визуальным актом. Ныне наивное искусство занимает место профессионального, приказавшего долго жить. Но мало кто, а особенно сами художники, могут в этом признаться хотя бы самим себе. И профессиональное искусство основной техники – живописи ныне превратилось в слабое, несколько нелепое в своей амбициозности, творчество. Это ни в коей мере нельзя назвать искусством, и если такое слово и вылетает, как определение художественной работы, то исключительно по инерции и случайно. Профессиональная живопись превратилась в узкоспециальные проекты самовыражения и умозрения личности автора. Личности слабой и мелкой, мало, что понимающей в жизни и вечности, и не пытающейся увидеть и понять время. Художник, не понимающий время, не испытывающей любви к нему и  действующим в нем объектов, обречен на  повторение и копирование пройденного. И если наша сегодняшняя жизнь, бурная и меняющаяся, наше быстрое время требует кисти напряженной, точной, библейской, то беспомощные художники - профессионалы не могут ответить на его вызов. Они его не слышат, не улавливают вопроса и не знают ответа.

В отличие от выродившихся профессионалов кисти так называемые самодеятельные художники малюют простодушно, зачастую не понимая, что такое коньюнктура. И иногда у них получается гениально. Вообще «наивным» очень трудно приспособиться к рынку, и если они продают свой товар, то какой уж есть. Ничего не делают специально для успешной продажи. Их кисть более соединена с сердцем, ею движут не только душевные порывы, но и духовные свойства натуры непрофессионального мастера. Профессионал же, обладая знанием перспективы, пропорции, цвета, хорошо знает также, сколько за это могут заплатить. Эти дьявольские мысли умерщвляют живое искусство напрочь. Возможно, многие из них не читали Гоголя, его «Портрет», и не верят древней истине, что нельзя служить Богу и мамоне. Работа ради получения прибыли  отнимает талант.

Итак, одни умелы и хитры, другие – неграмотны, но чистые сердцем. Они и узревают это царство небесное искусства, а у художественной выставки в Союзе художников название именно такое: «Наивное искусство – чистые сердца». Правда, всегда есть и художники профессионалы, которые специально работают в жанре примитива. Часто такие работы становятся лучшими в их творчестве. Наив в искусстве - очень трудная стилистика, потому что требует особых свойств души, незамутненного взгляда на мир и происходящее вокруг. В этой художественной манере можно работать специально (как это блестяще делал «таможенник Руссо»), но пустое сердце все равно выдаст профессионала. Искренность и честность ныне в искусстве в большой цене, как всякая редкость и уходящая натура. Но в России никогда ничего не кончается, хотя кажется, что все умирает и вот-вот умрет. Так и с искусством. Пришли мудрые и простые и стали рисовать. И ныне псковскую коллекцию наивного искусства, собранную специалистами музея-заповедника, ее лучшую часть, можно увидеть  в галерее палат Меньшикова, а также на открывшейся выставке, которая и явилась предметом данного текста.  И есть надежда, что смерти искусства не случится, хотя бы потому, что есть такое:


Натюрморт-гобелен


Ева покупает Адама

 

Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...