По всей форме

Дано: фирма получила заказ на 400 тысяч рублей, но не выполнила его в срок, и теперь уже третью неделю игнорирует разъяренного клиента, уклоняясь от возврата денег. Найти: способ побыстрее вернуть всю сумму, если известно, что клиент – это сотня рассерженных родителей учеников Печорской гимназии.

 

 

Этой задачки могло бы и вовсе не быть, если бы в конце прошлого учебного года госуправление образования не подтвердило: в нашем регионе всех школьников обяжут посещать занятия только в школьной форме. 1 сентября неожиданно наступило, и теперь правила жизни нескольких тысяч семей в Псковской области изменились. С тех пор минуло две недели и, пожалуй, уже можно суммировать некоторые наблюдения, чтобы нащупать общий тренд, и понять, как мы будем жить с этим дальше.

 

Отрицание. *

Шорох новостей о вероятном введении обязательной школьной формы в России начался еще ранней весной, после выступления президента России Владимира Путина на первой конференции Общероссийского народного фронта. Глава государства тогда заявил, что идея ему нравится, надо только согласовать все на федеральном уровне, то есть в Госдуме. Депутаты нижней палаты не заставили себя долго ждать, и уже в конце марта думский комитет по образованию разработал соответствующие поправки. Но рефлексия на тему школьной формы в обществе быстро сдулась: от тревожных репортажей на ТВ про ставропольские хиджабы СМИ, почуяв ностальгическую волну, перешли к воспоминаниям о пионерском детстве. До претворения думских разговоров в реальную жизнь было как до Луны, поэтому родители школьников быстро успокоились – дети все еще уходили на занятия в джинсах и дерзких мини-юбках.

 

Гнев.

За 20 с лишним лет "безформенной" России успело вырасти и привести в школу детей поколение, не знавшее советских полушерстяных синих костюмчиков для мальчиков и коричневых платьев с черными фартуками для девочек. Поэтому с их стороны законопроект получил, согласно опросам ВЦИОМ, полную поддержку. Еще бы, это ведь так "ми-ми-ми": аккуратные детишечки, да еще можно налепить на них эмблемы учебного заведения, как в Гарри Потере или каком-нибудь еще зарубежном сериале.

 

Те же, кому сейчас за 35, и кто сполна вкусил ограничение свободы самовыражения в СССР, в основной своей массе были решительно против повторения такой участи для своих любимых чад. Мало того, что уравниловка и повод для лишних взысканий, так еще ведь и дорого!

 

Сделка.

Гром грянул в середине мая. На родительском собрании нам объявили, что вопрос о введении школьной формы обсуждению подлежит. И педколлектив уже защитил права и интересы детей, урегулировав малоприятную реформу следующим образом: утверждать эскизы и шить одежду на заказ не будем, но какое-то подобие формы ввести надо. Посему, с 1 сентября – деловой стиль: светлый верх и темный низ, плюс туфли. Такой вариант всех устроил, и родители выдохнули: на время каникул о проблеме можно забыть, а к школьному базару будет видно, что, где и почем.

 

Отчаяние.

Режим паники включился в самом конце августа. Внезапно меня осенило, что деловой стиль – это не для похода в театр. Это на каждый день. Соответственно, одной-двумя сорочками тут не обойтись. И брюки должны быть не только красивые, но и не маркие, и желательно не одни. А обувь – ну это вообще засада, если речь идет о шестикласснике. Во-первых, товарный вид будет потерян на третий день эксплуатации, во-вторых – вместе с туфлями надо покупать коробку лейкопластырей, ну или какой-то супер-растяжитель.

 

Как назло, обуви, которая нравилась бы и сыну, и мне, в псковских магазинах уже не было. "Раньше надо было приходить" – троллили нас продавцы. Рубашки за адекватные их качеству деньги в "Ленте" тоже подходили к концу, из всего многообразия нужный размер удалось подобрать только для двух экземпляров. Туфли же от безысходности пришлось покупать за час до первосентябрьской линейки на рынке "Нива", за немыслимые для этой имитации обуви 650 рублей.

 

Смирение.

1 сентября на торжественном открытии нового учебного года суетились сотни детей, пытаясь найти отчерченное на асфальте место дислокации своего повзрослевшего на единицу, но с той же литерой, класса. И пока мой ребенок хвастался летними приключениями перед одноклассниками и пытался узнать в высоченных девушках одноклассниц, я ревностно мониторил гардеробы остальных школьников.

 

Выяснилось, что все беспокойства были напрасными. Будь публика на линейке не детьми, а взрослыми, некоторые из них являли бы собой воплощение кошмарного сна ведущих программы "Модный приговор". Да и мое эстетическое восприятие, мягко говоря, было обескуражено цветовой палитрой обуви, которую отдельные родители сочли уместным совместить с брюками и стрелками оных. "Деловой стиль" оказался довольно-таки многогранным понятием.

 

Принятие.

Сегодня на календаре – 18 сентября, и, пожалуй, уже настала пора констатировать: псковичи успешно "переварили" гардеробную реформу школяров. Показатели нарядности детского населения выросли, и в 8 утра за окно приятно выглянуть: теперь у нас 5 дней в неделю - 1 сентября. Только без гладиолусов. Родительские комитеты умиляются трогательно-серьезному имиджу детей, и даже подумывают о переходе со следующего года на "корпоративный" костюм, как это сделали в Печорской гимназии.

 

Правда, цена удовольствия по-прежнему остается высокой – от 3 тысяч рублей за комплект, который, понятное дело, придется обновлять по мере роста ребенка. Форменное безобразие, да и только. Вместе с тем, на наших глазах в экономике региона появляется новая ниша для бизнеса – крои не хочу. В советскую эру под производство школьной формы была выделена весомая доля текстильной промышленности, поэтому место под швейным солнцем в ближайшие годы хватит всем, не только "Славянке". Главное, чтобы костюмчик сидел – а с этим справится и ИП Суренян, и ООО "Зодиак". Последнее – если сумеет-таки до вмешательства прокуратуры пошить оплаченную уже форму, и убедить родителей отозвать требование о возврате денег.

 

Пока печорские гимназисты в меньшинстве, родители их менее зажиточных соратников ищут и находят рецепты народного лайф-хакинга. Черные кожаные кеды неброского дизайна сгодятся и на физру со спортивками, и на занятия с брюками. Про сменку теперь можно забыть: менять что ли, теперь одни туфли на другие такие же? Вместо пиджака мальчику можно накупить элегантных безрукавок, а дорогую и маркую блузку девочкам иногда может заменить белая водолазка. Отдельная история – пятница. В этот день некоторые школы включают упрощенный дресс-код, позволяя носить джинсы и разноцветные рубашки.

 

Но если старшеклассников такие стилистические квесты учат изобретательности и готовят к офисно-планктонной судьбе, то ученикам среднего звена несут лишь подзатыльники от родителей – за порчу имущества. Дети все так же протирают коленками школьный паркет, дергают друг друга за рукава и пинают после уроков консервные банки. Плевать они хотели на деловой стиль, их самоощущение от того, что на них надето, как и уровень дисциплины в школах, практически не меняется. Пожалуй, раньше 8-9 класса и не будет меняться.

 

Сегодня, заглянув по случаю в школу, я, как и раньше, едва не был затоптан обезумевшей толпой третьеклашек, выбегающих из классов на большую перемену. Перепрыгивая через споткнувшихся слабейших, орава вытекла из коридора в холл, соединилась с потоком пятиклашек, и с той же скоростью устремилась на лестницу – в обетованный буфет, где пицца и газировка. Все дети были нарядные, черно-белые, но такие же румяные и расторможенные, как и до форменной реформы.

 

Даниил НОВИКОВ

 

* - Здесь и далее: пять стадий принятия тяжелого заболевания, открытых швейцарской ученой Кюблер-Росс

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...