Целлюлозный завод поглощает денег больше запланированного

Псков

Производственные расходы вступившего месяц назад в Кунда в строй целлюлозного завода AS Estonian Cell оказались значительно выше, чем предусматривалось бизнес-планом, из-за чего окупаемость огромной иностранной инвестиции при нынешнем уровне цен - под вопросом.

 

Основные статьи расходов Estonian Cell заметно превзошли уровень, предусмотренный бюджетом, который был составлен в 2001 и в 2002 годах: цена сырья на 62%, фонд заработной платы на 43%, транспорт на 20% м электроэнергия на 12,5%. Только цена химикалий осталась прежней, и цена газа фиксирована до 2008 года. В то же время цена целлюлозы на мировом рынке падала примерно на 1% в год.

 

"Наше положение хуже, чем предусматривал бизнес-план, но не хуже, чем положение наших конкурентов", - отметил исполнительный директор Estonian Cell Маргус Кохава и добавил, что цена сырья и уровень зарплаты в Эстонии пока ещё ниже, чем в Канаде или Швеции.

 

По словам Кохава, завод древесной массы, работающий сейчас на 70% мощности, сумеет к концу года покрыть текущие расходы. "Так что дополнительные деньги не понадобятся, но когда инвестиции окупятся, сказать трудно", - отметил он.

 

Cобственники целлюлозного завода в Кунда - норвежская фирма Larvik Cell, австрийский концерн Heinzel Group и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - инвестировали в проект в общей сложности 2,4 млрд. крон.

 

Самые большие расходы предприятия связаны с электроэнергией и сырьём. Estonian Cell - один из самых крупных в стране потребителей электроэнергии, которому при работе на полную мощность требуется примерно 3% всей производимой в Эстонии электроэнергии. Кохава сказал, что хотя цена электричества зафиксирована в договоре с Eesti Energia и повышается согласно этому договору, она увеличилась на 12,5%, или на 1 млн. евро в год, по сравнению с тем, что предусматривал бизнес-план. "Это произошло из-за разного толкования договора сторонами, - пояснил Кохава. - Мы понимали так, что зафиксированная в договоре цена включает все расходные компоненты, но позже выяснилось, что она не включала плату за передачу электроэнергии".

 

По словам начальника отдела крупных клиентов Eesti Energia Марко Ярвсоо, такое толкование руководством Estonian Cell того, о чём велись переговоры, стало для них неожиданностью. "Повсюду в Европе сетевая услуга монопольная, - пояснил он, - и переговоры ведутся только о цене электроэнергии, и мы полагали, что наши партнёры за переговорным столом это знают".
Предприятию Estonian Cell требуется примерно 400 000 кубометров древесины в год. 40% необходимого количества заготовляет Гослесхоз, остальное - фирма AS Nor-Est Wood.

 

Заместитель директора Nor-Est Wood Урмас Ларвен объяснил подорожание осины резким увеличением цены дров. "Мы не можем закупать подходящую для производства целлюлозы осину по цене, более низкой, чем цена дров, потому что в противном случае осину вообще не будут отсортировывать", - объяснил Ларвен. Десятую часть необходимой заводу осины Nor-Est Wood завозит из России.

 

"Мы поддерживаем контакты с российскими заготовителями на случай, если в связи с сокращением объёмов вырубки отечественного сырья будет уже не хватать", - добавил Ларвен.

 

Чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях роста производственных расходов, предприятие Estonian Cell рассматривает разные варианты, в т.ч. расширение с целью увеличения производственных мощностей.

 

"Я не думаю, что расходы вырастут до небес и нам придётся закрыть предприятие, - сказал Маргус Кохава.
- Эффективность можно увеличить и путём роста производственных объёмов".

 

Проекта расширения предприятия, по словам Кохава, ещё нет, но этот вариант обсуждался: "Вопрос в том, сохранится ли в Эстонии благоприятный экономический климат, и решатся ли собственники на дополнительные инвестиции".

 

За сырьём дело не станет - технология позволяет использовать и еловую древесину.

 

Деловые Ведомости, Вяйну Розенталь

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...