Как область "100 школ" развивает
Вот уже несколько месяцев на территории Псковской области реализуется региональный проект "100 школ". Официально его задача определена так: привести образовательные учреждения в соответствие с современными требованиями к условиям образовательного процесса. За 2,5 года планируется улучшение материально-технической базы 100 ведущих школ, в которых обучаются больше 84% учащихся области. Так и хочется сорвать с головы шапку и с ликующим криком подбросить в воздух: Уррррра, наконец-то!
В декабре 2007 года в Пскове в ходе заседания областного родительского собрания начальник управления образования Вера Емельянова отметила: в рамках проекта, кроме оборудования для предметных кабинетов, в 100 школ будут поставлены комплекты мультимедийного и компьютерного оборудования. Свыше 100 млн. рублей заложено в бюджете области на капитальный ремонт почти десятка школ. Была озвучена и другая информация: на средства комплексного проекта модернизации образования ремонтируются пришкольные интернаты. Вот на этом месте восторженный крик обрывается…
Иными словами, любезный читатель, на наших глазах реализуется грандиозный проект. И мне кажется, что название "100 школ" следует воспринимать буквально. Для отвода ли глаз, для затуманивания ли нашего сознания, нам говорят то, что мы должны слышать. Но за этой информацией скрывается другая, жестокая для многих скобарей, правда. Смею предположить, что речь идет о сокращении школ на территории области до 100 штук. Оставим образовательные учреждения в Пскове и Великих Луках, а чем дальше от "столиц", тем, видимо, меньше востребовано образование. Следовательно, достаточно по школе на район. Прелестное слово "оптимизация" (хвала автору, употребившему его в целях сокращения учреждений образования). Оптимизированы! Оптимистично и легко! А знает ли читатель, сколько школ было закрыто на Псковщине с момента реализации данного "оптимистичного проекта"? Официально, по данным областной администрации, в 2006 году было реорганизовано 23 школы, в 2007 – 14. Но это только официально, а поговоришь с учителями в деревнях, так складывается впечатление, что закрыто около сотни школ. Но вернемся к сухой отчетности администрации. Итого за 2 года закрыта 1/10 часть общеобразовательных учреждений. Складывается впечатление, что в соответствии с планами проекта "100 школ" за 2,5 закроют еще более сотни. На бумаге все довольно просто. Росчерк пера – и вот уже сокращены расходы областного бюджета. Еще один – и не стучат в двери управления образования с просьбой помочь кадрами в сельских школах, куда не хотят ехать выпускники педагогического вуза. Школы нет – проблемы решены. А дети? Конечно, нельзя их оставить без образования.
"В Псковской области реализуется программа по обеспечению сельских школ автобусами для подвоза школьников из отдаленных деревень, созданы опорные школы, в которых организован качественный учебный процесс, приняты меры, направленные на трудоустройство педагогических работников, введена новая система оплаты труда работников общего образования…". Это ответ из областной администрации на запрос нашего агентства. Подробнее без труда можно узнать у работников сельских школ.
Моя собеседница, назовем ее Мария Ивановна, поделилась при встрече. За термином "опорные" скрывают центральные районные школы. Именно к ним организуют подвоз учащихся из отдаленных деревень. Вот только говорить о качественном процессе не приходится.
-Сверху дана команда укрупнять классы. Чиновники, никогда, по всей видимости, не учившиеся в школе, не понимают, что чем больше класс, тем труднее учителю донести каждому из учащихся все необходимые знания. С большим коллективом сложно не просто организовать педагогический процесс, сложно элементарное… спросить домашнее задание, - рассказывает Мария Ивановна.
Еще один "оптимистичный момент" – это школьный транспорт. Автобус приписан к школе. В большинстве случаев именно для школы головной болью становится поломка транспорта, поиск запчастей, поиск другого автобуса на период ремонта.
-Перед завучами встает сложнейшая проблема: составить расписание так, чтобы детей могли привезти на занятия и отвезти. А как это сделаешь, если из одной деревни приезжают малыши-первоклашки и старшеклассники, но у одних 4-5 уроков, а у других- 6? Где ребенку находиться эти 1,5 часа? Чем заниматься? И представьте, если раньше ребенок уходил к восьми в школу и возвращался в два, то теперь он много времени тратит на поездку к месту обучения и обратно. День вне дома. А еще домашнее задание и, как любому жителю деревни, помощь родителям по хозяйству, - делится Мария Ивановна.
А еще мне нравится эта милая фраза: "приняты меры, направленные на трудоустройство педагогических работников". Иными словами, в деревнях разом лишились работы десятки учителей. Их с горем пополам определяют в ту же районную школу.
-Представьте, если раньше я – учитель, могла работать на 1,5-2 ставки, что позволяло мне заработать хоть какие-то деньги, то сейчас, чтобы занять всех учителей, с трудом набирают часы на одну ставку. Иными словами, работа есть, а есть нечего. Сразу авторы всех образовательных проектов это не увидели и заговорили о прибавке учителям в размере 14% лишь в декабре 2007.
И, наконец, помните, шла речь об интернатах? Вот для тех же детишек из деревень и создают эти учреждения при школах в районных центрах. Теперь, я полагаю, в сознании читателя все встает на свои места. Власть взяла калькулятор, прикинула, где и как можно сократить расходы и свела к минимуму свои затраты на село. Дороги плохие? Они вряд ли понадобятся при доставке детей, их же определили в интернаты. Работы нет на селе – езжайте в районные центры вахтерами в интернаты. А если еще чего, вы обращайтесь, мы непременно все на калькуляторе просчитаем и дадим свои рекомендации… оптимистичные.
Даниил Рудаков,
Псковское агентство информации.