Это музей, а не прачечная
Раздается телефонный звонок:
Алло, это прачечная?
...чечная! Это Министерство культуры!!!
(старый анекдот)
На форумах ПАИ активно обсуждаются многие факты нашей культурной жизни, хотя что притворяться, все мы знаем, что культурная жизнь кончилась лет несколько назад, и в Пскове началась "культура досуга и отдыха". И всё-таки не можем же мы наслаждаться только пивными шатрами и "циклоном" вкупе с "пароходами" и "самолётами", их провинциальной самодеятельностью и деревенским гламуром. В Пскове ещё есть жители, которым далеко за двадцать, за тридцать, за сорок и далее, есть дети – и ведь не только на батут и качели их водят заботливые родители, но и в музей...
От былой славы России и Пскова у нас много чего осталось, что украшает Псков. И мы это пока видим вокруг: реки, стены, башни, церкви, старые красивые дома… Этот визуальный архитектурный ряд очень важен, он делает нашу жизнь осмысленной, если, конечно, понимать, что оставили нам наша история и наши предки.
Вот недавно на форумах народ про Покровку распалился: давайте соберём денег и восстановим Покровскую башню! Хорошее дело, правда, оказалось, что уже есть потенциальный арендатор великой башни, возле которой лилась кровь русская и было явление Божией Матери, помогающей псковичам защищать Псков и веру Православную. Вот только что в Покровской башне, которая является православной военной святыней, арендатор устроит: ресторан, музей Боевой славы?
Вот ещё одно событие, потрясшее псковичей: строят огромный высотный дом на площади Героев-десантников в Пскове – тоже неплохо, но культурные люди, а у нас есть и такие, возмутились. Общественность разделилась на два лагеря: на одной стороне строители, бизнес и власть, для которых, собственно, и строят, а на другой - переживающие за сохранение псковского исторического пейзажа обычные псковичи. В высотном доме на площади, на самых верхних десятых этажах поселятся богатые тёти и дяди жить да поживать, смотреть на берега Великой, а заодно и на скелет разобранного Дома пионеров. В этажах пониже расположатся менеджеры и маркетологи, продавцы и коммивояжеры, в общем, люди умственного труда – офисные работники. А то, что этот дом станет фоном Покровки, и, тем самым, мощную башню превратит в декорацию, в жалкий "объект экскурсионного показа" - этого просто не понимают ни архитекторы, ни строители, ни областная власть. Такое уничижение Покровки - это уничижение собственного национального достоинства, если оно есть, а если его нет, то и уничижать нечего, нет и предмета спора. Власть придумывает туристические бренды для Псковской области, а что происходит с историческими памятниками земли, не понимает и не хочет понимать, потому что это не предвыборные обещания раздавать, агитки печатать, а серьёзная и трудная работа.
Современные строители и начальники утратили чувство гармонии, чувство прекрасного, а красивым оказывается то, что сверкает и блестит, потрясая своими размерами. Утрачен масштаб места, масштаб приоритетов, исчезает исторический контекст пейзажа – так постепенно исчезает старый город, исчезает культура. Подобных примеров множество не только в Пскове: в Петербурге стрелка Васильевского острова с её Биржей и ростральными колоннами стала фоном новенькой многоэтажной стеклянной биржи. Слава Богу, это безобразие увидел премьер министр В. Путин и, по слухам, приказал: "Снести!" Впрочем, архитектура - тонкий знак здоровья общества и его будущего. Никуда от этой простой истины не деться, опять же, если её понимаешь, а если не понимаешь – строишь вавилонскую башню.
Но, что самое интересное в этих историях со сбором средств на реставрацию погибающей Покровки, её судьбы и строительством дома-башни на площади Героев-десантников? Мы абсолютно не слышим голоса нашего Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Голоса профессионалов, патриотов, просто порядочных людей, которых в первую очередь должна волновать та ситуация, которая сложилась в нашем городе с его культурным историческим наследием. Город отдан бизнесу, город некому защитить, потому что музейные сотрудники заняты сочинением доносов, обвинительных "телег" в культурное министерство и т. п. А такие вещи делаются молча, шёпотом, про себя. Мало того, говорят, что музей отказался от бесплатной реставрации живописи, икон, фресок студентами и преподавателями петербургской Академии художеств. Тридцать лет реставрировали, а теперь – не надо, без вас обойдемся… Что-то творится под крышей культурного очага, что-то там тлеет и разгорается. Или уже сгорело? То один директор не понравится нашим музейным стражам псковской культуры – "вон его", то другой. То ножками затопали, что картины знаменитой музейной галереи отправляют в Таллин на выставку, то отказались от бесплатной реставрации питерской академией старых полотен и икон.
Это эпистолярное "творчество" вызвало посещение Псковского музея-заповедника многими высокими министерскими комиссиями и прославило в очередной раз "говорящую собачку из Пскова". Кто нам, псковичам, обычным людям, любящим свой город, свой музей, свою историю ответит: когда кончится эта безумная карусель с доносами и сменой кадров, когда музейные сотрудники займутся собственным повышением квалификации и своей работой? Почему не доехала до Вильянди одна из лучших коллекций наивного искусства России, собранная сотрудником Псковского музея-заповедника Натальей Салтан? Почему в Мирожском монастыре в праздник Преображения Господня, в прекрасный солнечный день сотрудники музея распорядились отменить молебен празднику, потому что этот акт мог нарушить температурный режим в Спасо-Преображенском соборе, и почему в этом же Соборе описался пожилой иностранный турист, которого не выпустили из храма во время экскурсии по той же причине соблюдения температурного режима?
ПАИ - информационное агентство, и у редакции есть право от имени читателей, от имени псковичей спросить у ответственных чиновников, что происходит с хранителями нашей культуры? Откуда такой яростный большевизм в интеллигентных людях? К ответственным за сохранение культурного и исторического наследия у нас накопилось много вопросов, в том числе, и этических, и мы не хотим, чтобы они были риторическими. Поэтому мы отправляем официальный запрос председателю Государственного комитета по культуре и туризму Псковской области Зинаиде Ивановой, ответственной за происходящее в культурном пространстве Пскова и области. Эти же вопросы мы публикуем на сайте ПАИ, чтобы наши читатели знали, что управление культуры – это не прачечная.
Уважаемая Зинаида Николаевна, редакция ПАИ просит Вас ответить на следующие вопросы:
1. Территория Мирожского монастыря разделена на две части. На основании какого документа это произошло?
2. Какие права и обязанности закреплены за Псковскими музеем-заповедником и насельниками Мирожского монастыря? Каков статус музея-заповедника на территории монастыря?
3. Как происходит общение совместных пользователей монастырской территории и памятников: музея и монастыря? Кто является представителем в этих контактах от Псковского музея-заповедника?
4. ПАИ известны факты привлечения сотрудников музея к административной ответственности из-за хулиганского отношения к насельникам Мирожского монастыря и т. п. Чем Вы объясните напряжённость отношений монастырских и сотрудников отдела хранения памятников монументальной живописи, а также появление жалоб на недостойное поведение сотрудников музейного отдела по отношению к туристам?
5. Какое решение принял директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв относительно его сотрудников - участников инцидента, произошедшего 6 июня в Спасо-Преображенском соборе, когда в храме сотрудники музея оскорбили посетителей-иностранцев музея, оплативших входные билеты и фотографирование?
6. В 2005 году состоялась выставка копий фресок "Сохранённая традиция", которые на протяжении многих лет выполняли студенты и преподаватели института имени И. Е. Репина РАХ (Санкт-Петербург). Верно ли, что в этом году, впервые за многие десятилетия, музей отказал институту им. И. Е. Репина в проведении копийной практики фресок в Спасо-Преображенском соборе Мирожского и Снетогорского монастырей, а также реставрации живописных и иконописных работ Псковского музея-заповедника? В чём причина такого решения? Эти работы 34 года велись под руководством специалистов-реставраторов с мировыми именами А. Б. Алёшиным и Ю. Г. Бобровым. Сотрудничество было не только материально выгодным музею (реставрация проводится безвозмездно), но и укрепляло престиж музея, в котором работают специалисты такого высокого класса. ПАИ стало известно, что своё отношение и причины данного решения Псковского музея-заповедника они изложили в письме, обращенном к Вам, под которым подписались ведущие российские специалисты в реставрации.
7. Как прошло открытие выставки наивного искусства из фондов Псковского музея-заповедника в городе Вильянди, о чём было заявлено в прессе? Нам известно, что из-за неправильно оформленных документов Министерство культуры не разрешило вывоз музейных предметов. Правда ли это?
8. При заключении договора о передаче Покровской башни арендатору имеет ли возможность Комитет по культуре и туризму Псковской области определить её назначение, например, под музей Боевой Славы, или это прерогатива арендатора?
Редакция ПАИ рассчитывает на полноценные ответы председателя Государственного комитета по культуре и туризму Псковской области Зинаиды Ивановой на поставленные вопросы.